Спроси любого европейца или американца, должен ли труд быть оплачен? Каждый ответит, что так положено у всех честных и порядочных людей. Это аксиома, не требующая обоснования. Но вот только, когда речь заходит о более глобальных вещах, европейские и американские самосознание и порядочность сразу же начинают давать сбой. Сегодня мы это воочию видим на примере ядерной сделки с Ираном, которую США, Великобритания, Франция, Германия, Россия и Китай заключили в 2015 году. Согласно этой сделке, Иран обязался сократить свою мирную ядерную программу, которая вызывала беспокойство на Западе и особенно в Израиле, в обмен на снятие экономических санкций и свободную торговлю.
Все шло хорошо, и каждая из сторон, выполняли свои обязательства до тех пор, пока в США на пост президента не заступил Дональд Трамп. Он сразу же назвал ядерное соглашение самой худшей сделкой в истории и потребовал включить в него пункты об ограничении ракетной деятельности Исламской Республики и влияния Ирана на ближневосточный регион.
В мае 2018 года США вышли из этого соглашения и в несколько этапов ввели «самые жесткие санкции» против Ирана. Под запрет попали практически любые торговые и финансовые отношения с Исламской Республикой. США запретили всем странам мира покупать иранскую нефть, доходы от которой имеют значительное влияние на иранскую экономику. Порядка 30 процентов поступлений в иранский бюджет в последние годы обеспечивала продажа нефти. Выйдя из договора, США не только нарушили свои обязательства, но и цинично потребовали от других стран не соблюдать резолюцию СБ ООН 2231 (2015), одобряющую подписание и реализацию Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Боясь санкций со стороны США, европейские страны отказались от покупки иранской нефти и практически прекратили любые отношения и Ираном.
Иран целый год продолжал соблюдать все пункты ядерного соглашения, хотя пункт 26 СВПД гласит, что он имеет право рассматривать повторное введение санкций или введение новых санкций, связанных с ядерной сферой, «в качестве основания для прекращения выполнения своих обязательств полностью или частично». О том, что Иран полностью выполняет свои обязательства, свидетельствуют регулярные доклады МАГАТЭ. Инспектора этой организации каждые три месяца с пристрастием проверяют всю ядерную программу Ирана. За это время было выпущено 14 специальных докладов по итогам каждой инспекции и всегда один и тот же вывод: Иран полностью выполняет свои обязательства, взятые на себя в рамках СВПД. Чего не скажешь об европейских подписантах этого важнейшего международного соглашения. Они, по сути, не выполнили ни одно из одиннадцати взятых на себя обязательств. Но у всего есть предел терпения!
В мае, в соответствии с пунктами 26 и 36 СВПД, Иран сделал первый шаг и сократил свои обязательства по двум пунктам. Он перестал соблюдать уровень запасов своего низкообогащенного урана на отметке в 300 килограммов и стал продавать зарубежным странам тяжелую воду сверх установленного ограничения. При этом Исламская Республика предоставила европейским странам-участницам СВПД двухмесячную возможность выполнить свои обязательства. Было заявлено, что если другие страны-участницы СВДП приступят к выполнению соглашения, то Иран немедленно вернется к полному соблюдению своих обязательств. Но, если за 60 дней не будет никакого прогресса, то Иран приостановит еще часть взятых на себя тягот по СВДП.Поскольку европейские страны так и не предприняли никаких реальных усилий, чтобы выполнить свои обязательства за исключением пустых обещаний и внедрения торгового механизма, названного как INSTEX, в июле Иран предпринял второй шаг по сокращению своих обязательств в рамках СВПД. Торговый механизм европейцев, разработанный для Ирана, не предусматривает серьезных финансовых операций и не обеспечивает покупку иранской нефти. Не случайно, в Иране сравнили INSTEX с пустым ведром без воды и признали его абсолютную бесполезность.
На втором этапе, иранцы увеличили чистоту своего обогащенного урана U-235, больше не придерживаясь лимита в 3,67%, который был согласован в ядерной сделке. Вскоре уровень обогащения достиг 4,5 %. При этом представитель Организации по атомной энергии Ирана (AEOI) Бехруз Камальванди заявил, что «обогащение похоже на скоростную железную дорогу, у которой следующая станция после 4,5 процента составляет 20 процентов». Для поддержания работы реактора Бушерской АЭС достаточно такого уровня, но для проведения полноценных научных исследований на Тегеранском ядерном реакторе необходима чистота урана на уровне 20 %.
После того, как истек очередной двухмесячный срок, отведенный европейским странам для принятия мер по исполнению их обязательств по СВПД, 5 сентября Иран объявил о намерении осуществить третий шаг по ограничению своих обязательств с субботы, и этот шаг, по словам иранского руководства станет более содержательным, нежели два предыдущих. Представители Англии, Франции и Германии тут же заявили, что такие действия Ирана неприемлемы и потребовали, чтобы Иран не обострял ситуацию. Говоря простым языком, европейцы предложили иранцам и дальше работать бесплатно, как Иран это делал на протяжении четырех лет. Такова мораль нынешних властителей мира.
Пока Иран не обнародовал, какие конкретные меры он предпримет в рамках третьего шага, предполагалось, что он может резко увеличить количество современных центрифуг IR-6, IR-7 и IR-8, способных и далее увеличить чистоту обогащения урана до 20 % и его запасы. Иран также мог остановить переоборудование ядерного центра в Араке и вернуть его к прежней деятельности.В итоге, Иран активировал только 20 центрифуг IR-4 и 20 IR-6 путем закачки в них уранового газа. Страна вновь вернулась к полноценным исследованиям в области ядерных технологий мирного характера. До этого на протяжении четырех лет все ядерные научные центры и лаборатории были практически закрыты, а ученые и специалисты переквалифицировались на гуманитарно-педагогические направления. При этом, представитель Иранского агентства по атомной энергии Бехруз Камальванди снова отметил, что данный процесс обратим, если другие стороны в течение 60 дней начнут выполнять взятые на себя обязательства. Он также подчеркнул, что все действия по-прежнему будут находиться под полным контролем МАГАТЭ.
Последнее обстоятельство позволило МИД России заявить, что недавнее решение Ирана прекратить соблюдение ограничений, установленных ядерной сделкой 2015 года в отношении его ядерных исследований и разработок не представляет угрозы миру, поскольку Тегеран полностью соблюдает соглашение о гарантиях с ядерным наблюдателем ООН. Россия с первых дней подписания СВПД в 2015 году последовательно выступала и выступает за выполнения всех пунктов этого соглашения в полном объеме всеми сторонами.
Иранские официальные лица много раз отмечали, что ядерная программа Ирана имеет исключительно мирные цели, и Исламская Республика не стремится к обладанию ядерным оружием. По мнению руководителей этой страны, ядерное оружие не сможет принести безопасность. Если бы Ирану нужна была бы ядерная бомба, он давно бы ее уже создал. О нежелании иранцев создавать ядерное оружие гласит фетва аятоллы Хаменеи, запрещающая такого рода деятельность.
Иран, как и любая другая страна мира, имеет полное право на осуществление своей мирной ядерной программы и тем более в то время, когда другие стороны абсолютно цинично и бесцеремонно не выполняют своих обязательств. Третий пакет по приостановлению обязательств по СВДП прежде всего демонстрирует непоколебимость духа, внутреннюю силу и самодостаточность Ирана. Принятие этого пакета более чем ярко знаменует третий публичный позор европейских стран, показавших полное отсутствие хотя бы малейшего национального суверенитета и абсолютно полную зависимость во всех отношениях от США.
Раджаб Сафаров, директор Центра изучения современного Ирана.
Источник "Эхо Москвы": https://echo.msk.ru/blog/r_safarov/2498769-echo/
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий