Идея создания «теневого правительства» плавает в иранских политических кругах после президентских выборов, состоявшихся в мае 2017 года, отмечает Financial Tribune.
Однако законодатели впервые рассмотрели этот вопрос. Некоторые из них приветствовали эту идею как "знак политической зрелости", а другие отвергли ее как "меру, ведущую к хаосу".
Некоторые принципаласты (консерваторы) предложили идею создания теневого правительства после президентских выборов 19 мая, на которых действующий президент Хасан Роухани победил консервативного кандидата Эбрахима Раиси.
В заявлении 20 мая Саид Джалили, старший консервативный политик, безуспешно участвовавший в президентских выборах 2013 года, обнародовал эту идею в заявлении для СМИ, в котором содержался призыв «помочь сидящему правительству», чтобы вновь избранный президент "мог компенсировать свои недостатки и неэффективность, бороться с коррупцией, создавать рабочие места и укреплять свою власть во внешних отношениях", сообщало информагентство ILNA.
Джалили, который во время президентской выборной кампании выступал в качестве советника по внешней политике Эбрахима Раиси, более подробно объяснил свое предложение 30 мая. Он сказал, что теневое правительство является каналом для людей, чтобы требовать от сидящего правительства достижения необходимых результатов.
Принципалисты заявили после выборов, что их база поддержки в размере 16 миллионов человек просто не может остаться незамеченной. С тех пор они пытались проявить свое влияние в парламенте, где они являются основной силой, а Роухани включил консерваторов в свой следующий кабинет.
Роухани, который должен принять присягу президента 5 августа, заявил, что он сформирует «всеобъемлющий кабинет» после консультаций с консервативными и реформистскими представителями по отдельности.
В недавнем интервью ICANA законодатель-реформист Сохеила Джелодарзаде заявила по поводу идеи принципалистов, что «безусловно, идея, которая не соответствует закону, не отвечает интересам страны».
Понятие теневых правительств обычно применяется к политическим системам, которые имеют две основные партии и управляются парламентской политической системой. Хотя политические партии в Иране в основном действуют в рамках принципалистского и реформистского лагерей, а умеренные склоняются к последнему, Исламская Республика не является двупартийной парламентской политической системой. "Если сформируется теневое правительство, оно будет помехой [существующему] правительству", - сказала Джелодарзаде, предупреждая, что "это приведет к хаосу".
В отдельном разговоре с ICANA законодатель из числа умеренных Эззатолла Юсефиан Молла поставил под сомнение представление о том, что теневое правительство может создать платформу для конструктивной критики, заявив, что «люди уже свободны высказывать свое мнение через СМИ и Интернет». «Нет необходимости в дополнительном теневом правительстве, чтобы сделать это. Такие шаги приведут к отклонению и насилию», - предупредил он.
Законодатель Мохаммад Джавад Абтахи, приверженец принципалистов, описал эту идею в качестве признака демонстрирующего «политическую и интеллектуальную зрелость». «Теневое правительство поможет создать еще один орган интеллектуалов и элиты. Они могут предложить справедливую и академическую критику, чтобы помочь существующему правительству», - сказал он.
Законодатель Амир Хоссейн Казизаде Хашеми не только приветствовал эту идею, но и предложил выделить бюджет и офисы для теневого правительства. «Действующее правительство должно предоставить теневому правительству адекватную информацию, чтобы последние могли критиковать его конструктивным образом», - сказал он.
«Ни одно правительство не освобождается от критики, особенно в демократических странах. Движения и партии, выступающие против правительства, должны высказывать свою критику правительства, хотя такие замечания должны быть полезными и мудрыми», - заключил он.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий