18 февраля 2003
Пакистанский порт Гвадар и иранский – Чабахар считаются воротами в Индийский океан и открытые международные воды для стран Центральной Азии, восточных районов России и западных районов Китая. Оба эти порта имеют большое стратегическое значение, и объемы проводимых там работ и вкладываемых капиталов вполне сопоставимы. Если за последние три года объем капиталовложений в порт Гвадар достиг 1 млрд. 800 млн. долларов, то все инвестиции в свободную зону и в городскую часть Чабахара в течение 10 лет составили менее 200 млн. долларов. Как пишет корреспондент сайта «Базтаб», в свое время доступ к свободным международным водам имел для бывшего Советского Союза очень большое значение. Это была одна из основных причин захвата советскими войсками Афганистана, однако из-за того, что Пакистан и Иран не пошли на сотрудничество с СССР, его цели не были достигнуты. Сегодня американцы хотят через свободные воды получить доступ к странам Центральной Азии. Поскольку Афганистан оккупирован Америкой и она поддерживает тесные отношения в Пакистаном, порт Гвадар рассматривается как ворота, через которые американцы попадут в Азию. Новое отношение Запада к названному транзитному пути побуждает Китай и арабские государства Персидского залива к инвестированию проектов, связанных с портом Гвадар. В этих условиях только Индия с учетом ее глубоких противоречий с Пакистаном объявила о своих намерениях вкладывать капиталы в Чабахар. Значимость порта Гвадар для Пакистана настолько велика, что несмотря на нестабильность обстановки в стране на протяжении последних лет работы по строительству порта продолжаются быстрыми темпами и генерал Мушараф после прихода к власти в результате совершенного в Пакистане переворота дважды посещал этот порт. В то же время в Иране власти страны уделяют недостаточное внимание порту Чабахар. С самого начала иранскими экономистами не были даже должным образом скоординированы действия по развитию Чабахара. Свидетельством отсутствия такой координации можно назвать то, что район Чабахара оказался разделенным на две части. В первой части оказались старый город Чабахар с морскими причалами и выходом к морю, с жилыми кварталами и службами министерства внутренних дел, а во второй – свободная экономическая зона Чабахар с инфраструктурой, необходимой для деятельности свободной зоны, административными и городскими службами, но без жилых районов. Между двумя отличающимися по всем параметрам частями Чабахара ведется активный товарообмен, и в связи с тем, что в порту имеются таможенные тарифы, а в свободной зоне их нет, возникают всевозможные проблемы. Жители данного района многого лишены, и в условиях, когда Чабахар имеет стратегической значение, это делает ситуацию на юго-востоке Ирана очень непростой. Современный порт в Чабахаре может стать последним звеном в важной транспортной системе, которая эффективно повлияет на экономическое развитие всей страны. Для соблюдения национальных интересов и расширения коммерческой деятельности важно, чтобы Индия и Европа стали партнерами Ирана и чтобы Чабахар превратился в ворота, открывающие доступ в страны Центральной Азии. Следует отметить, что специалисты в области туризма считают Чабахар уникальным районом, привлекательным для туристов, однако из-за общей отсталости названного района не наблюдается развития и в этой области. Иран.Ру
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий