О том, на каком уровне находится сотрудничество Ирана и Кыргызстана в энергетической и нефтегазовой сфере, проявляет ли Иран интерес к урановым хвостохранилищам Кыргызстана и что думает о выводе войск НАТО из Афганистана, а также, почему Иран так стремится войти в ШОС? Об этом в эксклюзивном интервью K-Newsрассказал посол Ирана в Кыргызстане Али Наджафи Хошруди.
Господин Хошруди, как Вы в целом оцениваете взаимоотношения Кыргызстана и Ирана в политике и торгово-экономической сфере?
Взаимоотношения между нашими странами находится на очень хорошем уровне, на данный момент между Кыргызстаном и Ираном нет никаких проблем. Делегации обеих стран встречаются, обмениваются опытом в политической, экономической и культурной сферах. В ноябре прошлого года состоялся визит вице-президента Ирана в Кыргызстан, а в Тегеране прошло заседание ирано-кыргызской межправкомиссии. В настоящее время, Кыргызстан и Иран договариваются о проведении очередного заседания межправкомиссии в Бишкеке.
В одном из своих интервью, Вы сказали, «что на протяжении 20-ти лет, невзирая на усилия сторон, Кыргызстану и Ирану до сих пор не удалось полностью задействовать имеющийся торгово-экономический потенциал». В чем на Ваш взгляд, причина этого, почему товарооборот обеих стран составляет менее 100 млн долларов?
Главная причина - в отсутствии знаний об экономических возможностях обеих стран, прямых авиарейсов между Ираном и Кыргызстаном, а также отсутствие договоренности о снижении ставок таможенных пошлин с обеих сторон. Помимо этого, на отсутствие увеличения динамики товарооборота между странами в какой-то степени повлияли внутренние события, наблюдавшиеся в вашей стране в последнее время.
В 2004 году поднимался вопрос об экспорте электроэнергии из Кыргызстана в Иран, был даже подписан меморандум о взаимопонимании. Как сейчас обстоят дела в этой сфере?
К сожалению, не смотря на потребности и возможности обеих стран, какого-либо продвижения в данном вопросе не наблюдается, никаких договоренностей между Ираном и Кыргызстаном на данном этапе нет.
Иран активно инвестировал строительство ГЭС в Таджикистане. В прошлом году экс-министр финансов Кыргызстана Акылбек Жапаров заявлял что Иран готов выделить €14 млн Кыргызстану на строительство крупной ГЭС и таким образом создать единую сеть с Таджикистаном. В настоящее время, страны обсуждают какие-либо проекты в этой сфере?
Заместитель министра энергетики Кыргызстана побывал в этом году в Иране и ознакомился с возможностями страны в этой сфере. В любом случае, создание единой энергетической сети между странами является значимым шагом. Надеемся, в скором времени мы станем свидетелями осуществления этих планов, благодаря усилиям соответствующих органов двух стран. Иран заинтересован в развитии энергетической сферы, в будущем мы планируем провести встречу делегаций обеих стран для дальнейшего обсуждения данных вопросов. Что касается ГЭС, в настоящее время у Ирана нет никаких планов по строительству ГЭС в Кыргызстане.
На каком уровне сейчас находится сотрудничество Ирана и Кыргызстана в нефтегазовой сфере? Насколько я знаю, в прошлом году Тегеран и Бишкек изучали возможность импорта иранских нефти и газа в Кыргызстан.
Как вы знаете, Иран является одним из самых крупных производителей и экспортеров нефти в мире. Учитывая потребность Кыргызстана в ГСМ и возможностей Ирана, этот вопрос мог бы стать одним из основных направлений сотрудничества обеих стран. Для достижения каких-либо договоренностей в этой сфере, странам необходимо провести множество переговоров по обсуждению технических вопросов.
Иран не раз предлагал Кыргызстану присоединиться к строительству ЖД «Иран-Туркменистан-Казахстан». Кыргызская сторона проявляла интерес к этим проектам?
И Иран, и Кыргызстан имеют огромное желание в установлении коммуникационных и транспортных коридоров. В Центральной Азии уже есть различные проекты в этой сфере, часть из них уже реализуется, другая находится на стадии рассмотрения. Нужно отметить, что важную роль в этом играют переговоры по обсуждению технической реализации и финансированию строительства ЖД. Хочу подчеркнуть, что строительство железной дороги «Иран - Туркменистан - Казахстан» является важнейшим шагом в установлении транспортной связи между Ираном и Средней Азией.
Проявляет ли Иран интерес к разведке и разработке урановых месторождений или хвостохранилищ в Кыргызстане?
Нет.
Почему несмотря на общность религии и культур, развитие культурных взаимоотношений между странами идет медленно?
Иран и Кыргызстан связывают общая религия и сходство культур. Именно на этом и построены взаимоотношения обеих стран. За последнее время были достигнуты очень хорошие результаты по укреплению культурного сотрудничества Ирана и Кыргызстана.
Я считаю, что отсутствие или недостаток знаний культур обеих стран является главной причиной того, что культурные и гуманитарные взаимоотношения Ирана и Кыргызстана развиваются не так быстро, как хотелось бы. На сегодняшний день, подписано соглашение о культурном сотрудничестве между странами, в рамках которого планируется проведение недели культуры, фотовыставок, ярмарок и показ кинофильмов.
В начале августа в Иране официально вступил в должность новый президент Хассан Роухани, может ли смена лидера, как-то повлиять на взаимоотношения обеих стран?
Вступление в должность президента Ирана, господина Хассана Роухани придаст новый импульс ирано-кыргызским отношениям. Поскольку, господин Роухани намерен уделятьособое внимание развитию взаимоотношений Ирана с соседними государствами и странами Центральноазиатского региона.
Как Вы считаете, избрание экс-переговорщика по ядерной проблеме Хассана Роухани поможет найти выход из ситуации по иранской ядерной программе (ИЯП), наращивание которой вызывает беспокойство, в том числе и у стран ЦА?
Основные подходы Ирана в области мирного использования ядерной энергии неизменны. На мой взгляд, присутствие и вмешательство чужеземцев должно вызывать больше беспокойства, чем старания Ирана в достижении прогресса современных технологий. Также стоит отметить, что Иран неоднократно говорил о своих намерениях делиться своими достижениями в этой сфере в целях восстановления мира и стабильности в регионе. Кроме того, Иран не раз заявлял - «Ядерная энергия для всех, ядерное оружие ни для кого!»
Как относится Иран к решению Кыргызстана о выводе Центра транзитных перевозок (ЦТП) из международного аэропорта «Манас»?
Как я и ранее говорил, вопрос вывода из Кыргызстана ЦТП, расположенного в аэропорту «Манас», является внутригосударственным решением. Конечно, вам известны принципиальные позиции Ирана. Иран приветствует уход нерегиональных сил из региона. Также мы считаем, что создание невоенного логистического хаба вместо данной базы в аэропорту «Манас», является мудрым и взвешенным решением и крайне благотворно повлияет на национальные интересы Кыргызстана.
На Ваш взгляд, насколько обоснованы беспокойства стран Центральной Азии и России из-за вывода войск НАТО из Афганистана, в плане угрозы проникновения террористических группировок, увеличения потока наркотрафика?
Изучив немного вопрос вмешательства стран, которые не является государствами Центральноазиатского региона в проблемы Афганистана можно сделать вывод, что они не только не решили проблемы, связанные с терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком, а даже наоборот, усугубили ситуацию в регионе. Поэтому странам Центральной Азии необходимо сообща решать свои проблемы и стремиться к достижению мира и согласия во всем регионе.
Кыргызстан и Иран сотрудничают в сфере противодействия распространению наркотиков?
Да. В будущем Иран и Кыргызстан планируют подписать меморандум о совместной борьбе с наркотрафиком.
Чем объясняется стремление Ирана войти в ШОС?
Иран на данный момент является страной-наблюдателем ШОС. Географическое положение Ирана и его экономический потенциал может быть отличным дополнением для стран входящих в ШОС. Желание Ирана вступить в ШОС, в первую очередь, основано на стремлении достичь совместными усилиями мира, стабильности и процветания в регионе.
Подтвердил ли свое участие в саммите ШОС новый президент Ирана? Запланирована ли у него встреча с президентом Кыргызстана, если да, то какие темы будут подняты во время встречи?
Да, президент Исламской Республики Иран, господин Роухани прибудет в Кыргызстан в сопровождении делегации для участия в саммите ШОС. В ходе визита он встретится с Алмазбеком Атамбаевым и обсудит с ним вопросы дальнейшего взаимодействия обеих стран. Это первый государственный визит Хассана Роухани в качестве главы Ирана, поэтому это событие является историческим и важным для нас.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий