"Чтобы реанимировать российско-иранские отношения, Путину нужно прорывное решение". Об этом в интервью московскому корреспонденту SalamNews заявил генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.
- Президент России Владимир Путин собирается посетить Иран и Азербайджан. Причем он собирается сделать это весьма интересным способом. Какова Ваша оценка предстоящего визита? Что составит основу повестки переговоров между сторонами и какие это будет иметь последствия для региональной и мировой политики?
- На самом деле, в вопросе визита Владимира Путина в Иран очень многое не прояснено, вопрос окончательно не решен из-за протокольных проволочек и отсутствия понимания ментальности иранцев. Сама идея поехать в Иран и, причем, поехать таким образом, чтобы посетить только порт Анзали – это очень оригинальная идея, и по своему содержанию она действительно очень уникальна. Но пока иранцы не совсем понимают смысл, содержание и суть этой идеи. Если Путин собирается в Иран, то почему он не может посетить Тегеран? С другой стороны, если визит состоялся бы в рамках турне по прикаспийским странам, то это еще можно было бы где-то и как-то понять. Скорее всего, это так и есть.
Видимо, Путин собирается совершить визит на иранскую территорию, именно в порт Анзали, в рамках турне по прикаспийским государствам морским путем, именно по Каспию. Это действительно очень оригинально и интересно, но иранская сторона на самом деле предлагает Путину не только останавливаться в Анзали, но и готова предоставить свой борт №1, чтобы российский президент хотя бы на несколько часов посетил Тегеран, встретился с духовным лидером и пообщался с новым президентом, на что протокол Кремля категорически возражает.
Иран - это региональная супердержава и новый президент Хасан Роухани по праву считает себя лидером региональной супердержавы. И если российская сторона в рамках этого визита не учтет пожелания иранской стороны, то с учетом ментальности иранцев и их самооценки это будет восприниматься несколько неуважительно по отношению к Духовному лидеру страны и по отношению к новоизбранному президенту Ирана Хасану Роухани, поскольку это будет первый визит Путина в Иран после избрания там нового президента. Честно говоря, визит в Иран без встречи с Духовным лидером, вероятнее всего, окажется неполноценным, поэтому иранская сторона изо всех сил старается довести до сведения Кремля, что корректировка программы данного визита была бы крайне необходима. Сейчас на этот счет договоренностей никаких нет. Может случиться и так, что поездка Путина в Иран может и вовсе не состояться, хотя в Тегеране крайне заинтересованы в визите президента России.
Путину сейчас просто необходим какой-нибудь знаковый результат во внешней политике. Не секрет, что внешняя политика России в последние годы застопорилась. Нет никаких особых результатов – евразийская идея забуксовала, нет никаких более или менее значимых результатов и инициатив на международной арене. Единственное, что может утешить российское самолюбие – это более или менее твердая позиция России по Сирии, двоякая, полувялая и половинчатая позиция по Сноудену. Больше ничего не происходит.
Одним словом, на фоне ухудшения отношений с американцами и Западом в целом и угроз со стороны западных стран по отношению к российским интересам в разных уголках мира, Путину нужна некая особая инициатива. Как раз реанимировать российско-иранские отношения - это и есть прорывное решение, поскольку более углубленные, расширенные отношения с Ираном и есть для России новый фактор особого воздействия на международные проблемы и ситуацию в мире в целом. А для этого нужно расчистить дорогу, политическую площадку от политического мусора и багажа нерешенных проблем, которые создал в период своего президентства Дмитрий Медведев. Т.е. безоглядное смещение внешнеполитического вектора России во время его президентства в сторону Запада во многом было сопрежено с антииранскими инициативами. Это, конечно же, отбросило назад российско-иранские отношения, довело до самой низшей точки, и сейчас мы наблюдаем уровень исторического минимума в торгово-экономических взаимоотношениях между Россией и Ираном со времени распада СССР.
Поэтому, во-первых, совершенно очевидно, что нужно будет что-то делать с поставками ракетных систем С-300. Этот вопрос нужно будет решить. Это не только добрая воля Кремля или пожелания большого начальника, так как на самом деле на России висит многомиллиардный иск и есть все шансы, что иск будет выигран Ираном, и тогда России придется раскошелиться на многие миллиарды долларов. Сейчас России это очень и очень даже некстати. Во-вторых, это означает, что руками друга и пратнера России Запад наказывает саму Россию и это будет платой за слабоволие по иранскому вопросу и наказанием за Сирию, Сноудену и т.д.
Хочешь – не хочешь, вопрос в связи с ракетными системами С-300 надо будет каким-то образом разруливать. Поэтому инициатива поездки - как раз попытка расположить иранцев к позитивному решению этого вопроса. Здесь могут иметь место два варианта решения: или Россия согласится на поставки в Иран ракетных систем С- 400, поскольку С-300 указом бывшего президента России Медведевым поставлять запрещено. Насчет С-400 никаких ограничений нет, тем более, что она более модернизирована и ее поставки абсолютно законны. Или же это может быть ракетная система Антей-2500, которая также более модернизирована, чем С-300 и представляет собой на самом деле разновидность С-300, она тоже беспрепятственно может быть поставлена Россией в Иран. Таким образом вопрос может быть решен. От этого выигрывают обе стороны. Россия избежит многомиллиардных выплат, получит почти один миллиард долларов США и поправит свое изрядно подпорченное реноме. Иран же получит долгожданные ракеты и укрепит свою оборону и безопасность. Это будет означать, что в российско-иранских отношениях наступит новая эра – эра Путина и Роухани, которая может поднять уровень доверия между двумя странами на очень высокий уровень, а это, в свою очередь, может повлиять на расширение отношений в различных сферах на двухсторонней и многосторонней основе. Не исключаю, что вопрос сотрудничества по линии ядерной энергетики станет ключевым вопросом встречи. Здесь Россия может получить новые супервыгодные контракты.
- Как бы Вы оценили визит Владимира Путина в Азербайджан в рамках данного морского турне? Отношения между Россией и Азербайджаном хоть и развиваются поступательно, но контактов двух лидеров не происходило очень долго, что позволяло иметь место суждениям о каком-то охлаждении, утрате атмосферы доверия. Впереди выборы президента Азербайджана, остается нерешенным конфликт с Арменией. На что в переговорах акцентируют свое внимание президенты России и Азербайджана?
- Повторюсь, что Путину реально необходимо прорывное решение во внешней политике. Учитывая нынешнюю геополитическую ситуацию во взаимоотношениях России с Азербайджаном и с Ираном, и некотрую напряженность во взаимоотношениях между Азербайджаном и Ираном, это, на самом деле, очень сильно беспокоит Россию. Отдельно Путин в ближайшее время не мог и не может поехать в Азербайджан. Любая отдельно взятая поездка в Азербайджан воспринималась бы как явная поддержка господина Алиева. Было бы непонятно для политической сферы России, в каком контексте и с какой стати этот визит должен состояться, поскольку там все сейчас заняты выборами, и фактически в российско-азербайджанских отношениях нет никакого прогресса и нет повода для такого визита. Такой визит воспринимался бы как моральная и политическая поддержка нынешнего политического курса руководства Азербайджана, который, мягко говоря, "не вписывается" в рамки интересов России. Нынешние российско-азербайджанские отношения, их уровень, глубина, качество и содержание – это не совсем то, что устраивает Россию, а сами отношения переживают не самые лучшие времена. На этом фоне такая поездка была бы абсолютно неуместна, контрпродуктивна для России и провокационна для самого Путина.
Точно так же он не может отдельно взять и поехать в Иран, учитывая особое место Ирана в мировой геополитике, отношение западных государств к Ирану, строптивость этой страны и ее особую позицию по многим мировым вопросам. На самом деле, этот визит в Тегеран тоже воспринимался бы как вызов всему западному миру, в пику США и т.д. Но дальнейшее обострение отношений с США и другими странами Запада сейчас не входит в планы Путина и Кремля. Точно так же он не может пригласить ни Алиева, ни Роухани в Москву.
Роухани только начинает свое президентство и еще слишком рано было бы его приглашать, так как пока нечего обсуждать, и новый президент еще не вошел в тему. Но, с другой стороны, время идет и России нужно очень быстро решать определенные задачи, которые накопились за проследние годы. И в этой связи идея в рамках морского турне по прикаспийским государствам просто уникальна по своему содержанию и открывает широкие возможности для достижения определенных целей, прямого общения с лидерами в контексте региональной политики и сотрудничества. С одной стороны, это и не прямой визит в эти государства, с другой – вполне возможное полноценное общение с лидерами государств на территории их стран.
Идея, конечно же, рискованная, но никто не откажет Путину в этой идее – ни руководство Казахстана, ни Туркменистана, ни Азербайджана. Единственный, кто может позволить себе это сделать, найти в себе силу, возможности и потенциал все же отказать президенту России – это только Иран. В целом Иран приветствует идею визита, но считает, что было бы гораздо интереснее, если господин Путин совершил бы блиц-визит в Тегеран. Позиция Ирана по отношению к России устойчиво уважительная. Ее в Иране воспринимают как очень важного соседа, серьезного политического тяжеловеса на мировой арене, потенциального стратегического партнера. Поэтому с лидером такой страны негоже общаться в порту. Совершенно понятно, что и духовный лидер Ирана не может позволить себе поехать в порт для встречи с Путиным. Он принимает важных гостей только у себя в резиденции.
Если президент России приедет только в порт, не посетив духовного лидера, это будет расценено как неуважение к духовному лидеру, устоям этого государства, его политической системе, тем самым будет задето самолюбие многих миллионов граждан Ирана. Точно так же и Хасан Роухани будет воспринимать это как неуважение к нему лично, так как он только что стал президентом и это будет его первый контакт в качестве президента Ирана с российским коллегой. И если президент России откажется посетить Тегеран для переговоров со своим новым партнером, то это явно заденет и самолюбие господина Роухани. Увы, к сожалению, пока на этот час, представители соответствующих служб МИДа и Кремля совершают ошибку, не учитывая специфику и ментальность иранского народа.
То, что Россия, как безусловный лидер региона, может себе позволить в отношении других прикаспийских государств – бывших советских республик, основываясь на общей истории и ментальности, к Ирану применять не следует. Во всех этих республиках визит в любой форме воспринимается абсолютно нормально как еще одна возможность обсуждения вариантов укрепления сотрудничества. Для них нет ничего зазорного в том, чтобы прийти в порт и встретиться с российским президентом там. Они будут делать это с большим удовольствием. Но для Ирана этого недостаточно, Ираном это будет восприниматься как неравноценный формат контактов. Потому и пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что ничего не может сказать по поводу визита. И детали того, почему этот вопрос пока не решается, он раскрывать, конечно же не стал.
В любом случае, этот визит необходим Путину. И если Иран от этого визита откажется, то идея данного турне вообще будет торпедирована, и, таким образом, потеряется тот эффект, который мог бы быть при первоначальном формате. С другой стороны - есть компромисс, есть повод поздравить нового президента, заодно и поговорить с Духовным лидером Ирана, с этой масштабной личностью. И потом, такого статуса (Духовный лидер) в других странах нет. Почему бы лидеру России не скорректировать свой подход к визиту, исходя из своего понимания сути того или иного государства? Надеюсь, что какие-то коррективы будут внесены. Стороны понимают, что такой визит необходим, и если такое понимание есть в Кремле, то совершенно очевидно, что будут внесены коррективы. Но здесь возникает другой вопрос. Если Путин может сделать исключение для Ирана, то не будет ли это соблазном для других лидеров, чтобы настаивать на посещении столиц этих государств? Если такой вопрос возникнет, то он будет носить чисто популистский характер. Ситуация достаточно непроста. К Азербайджану это в данном случае не относится.
- Предстоящий визит Путина в Азербайджан экспертами уже расценивается как однозначная поддержка действующему главе Азербайджанского государства на выборах президента. Вы отметили, что Россия нуждается в геополитическом прорыве, серьезном решении. Может ли быть, что не встречавшиеся достаточно длительное время Алиев и Путин как раз и договорятся о каком-то существенном, прорывном решении по Карабаху? Пусть об этом не будет оповещено сейчас, но после выборов может стать явным то, основы чего могут быть заложены при нынешних переговорах. Это и послужит прорывом в безрезультатных переговорах по данному затянувшемуся конфликту. Допустимо ли это?
- Карабахский вопрос не будет обсуждаться отдельно как особый пункт повестки визита. Однако, этот вопрос неотделим от общего контекста, так как Россия сама заинтересована в разрешении этого вопроса, снятии проблемы между Азербайджаном и Арменией. Поэтому Россия в рамках своих возможностей и набора тех мер и идей, которые есть в ее распоряжении, может проявить активность для решения этого вопроса на основе тех идей, которые не ущемляли бы интересы ни Армении, ни Азербайджана. Россия попытается найти то компромиссное решение, которое могло бы вывести эти две страны на какой-то более или менее нормальный уровень конкретных переговоров. Россия могла бы стать еще более влиятельным посредником в переговорах между двумя странами.
Эта проблема не может долго оставаться нерешенной, потому что каждый день она затрагивает жизни миллионов людей, от этого страдают и соседние государства, и большая политика, от этого страдают российско-азербайджанские, азербайджано-иранские отношения и т.д. Я считаю, что карабахский вопрос не только будет обсуждаться с руководством Азербайджана, но также будет обсужден и с руководством Ирана, поскольку решение этого вопроса имеет серьезное влияние на уровень и качество ирано-азербайджанских связей.
Известно, что Азербайджан имеет определенные претензии к Ирану, подозревая Иран в том, что он в отношениях с Арменией не учитывает в полной мере интересы Азербайджана. И некоторое охлаждение отношений между Азербайджаном и Ираном происходит как раз из-за наличия такого подхода к Ирану. Хотя это совершенно не так или не совсем так. Поэтому карабахский вопрос – это вопрос не только армяно-азербайджанских интересов и проблем, это крупная геополитическая проблема, в решении которой заинтересованы очень многие государства и, в первую очередь, Россия.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий