Министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи в интервью Süddeutsche Zeitung на Мюнхенской конференции заявил, что переговоры по иранскому ядерному досье находятся на правильном пути. "Мы стремимся к решению, выигрышному для обеих сторон. Решающий момент состоит в том, чтобы обе стороны признали опасения и требования оппонентов", - сказал Салехи.
Для иранской стороны это означает признать, что у Запада есть опасения относительно возможного перевода ядерной программы на военные рельсы. "Существует много механизмов и международно-признанных инструментов, дающих объективную гарантию, что этого не случится. С их помощью эти опасения можно снять", - заявил министр. Другая сторона, в свою очередь, должна признать, что Иран пользуется правом на мирное применение атомной энергии, прописанное в договоре о нераспространении ядерного оружия, в том числе право на полный топливный цикл, включая обогащение урана, говорится в статье.
Салехи сказал, что Иран не имеет ничего против двусторонних переговоров по ограниченному количеству тем, в том числе и по ядерному досье. Однако, по его словам, Иран должен подождать и удостовериться в том, что новая тактика США представляет собой честное предложение, а не попытку обвести вторую сторону вокруг пальца.
Он рассказал, что на 25 февраля в Казахстане назначены переговоры в формате "5+1" (пять держав, имеющих право вето в Совбезе, и Германия). "Мы не ждем быстрого решения. Но простой и положительный шаг был бы очень важен для продвижения дальнейших переговоров", - заявил Салехи.
По словам министра, продолжают корреспонденты, на переговорах следует определить, как удовлетворить потребности Ирана по обогащению урана. Он заявил, что Иран не может предпринимать односторонние шаги без ответных действий второй стороны. В частности, речь идет о снятии санкций.
"Проблема в недостатке доверия. Неправильно, что, с одной стороны, с нами хотят вести переговоры, а с другой - оказывают на нас давление: это метод кнута и пряника. Если вторая сторона не хочет принимать наши обоснования и оправдания, то это не изменится, даже если мы можем неопровержимо доказать определенные вещи", - заявил Салехи. По его словам, ситуация изменилась - была бы воля найти окончательное решение. "Если нам приписывают намерение в будущем перейти на какое бы то ни было иное применение ядерной энергии, кроме исключительно мирного, мы не можем это опровергнуть", - сказал министр. По его словам, любого можно обвинить в любых планах на будущее, а между тем духовный лидер Ирана издал фатву, согласно которой разработка ядерного оружия противоречит принципам ислама, говорится в статье.
О сотрудничестве с МАГАТЭ Салехи сказал, что организация каждый раз, как только подозрения удается рассеять, ставит новые вопросы. "Если мы допускаем инспекцию и МАГАТЭ делает выводы, тема должна быть закрыта раз и навсегда", - заявил он.
Салехи напомнил, что Иран просил МАГАТЭ найти для него поставщиков урана, обогащенного до 20% для исследовательского реактора в Тегеране. "Нам выдвинули так много условий, в то время как 20 лет тому назад мы получали топливо от Аргентины без всяких условий. В ответ на это мы сказали, что будем производить уран и топливные элементы сами", - рассказал Салехи. По его словам, Иран произвел около 200 кг урана и уже преобразовал немногим менее 100 кг в топливные элементы, годные только для применения в реакторе, передают корреспонденты.
Министр иностранных дел Ирана отметил, что его страна страдает от нестабильности в регионе и поэтому выступает за мирное разрешение ситуации в Сирии. "Мы рассматриваем президента Асада как легитимного президента страны. Он дал понять, что готов к переговорам с оппозицией и образованию переходного правительства. Внутриполитическая ситуация должна развиваться без внешних вмешательств: парламентские выборы, разработка конституции, выборы президента, все под наблюдением ООН, чтобы гарантировать, что народ управляет процессом", - заявил Салехи. По его словам, "все, что могут сделать страны региона и международное сообщество, - это добиться переговоров между правительством и оппозицией".
По словам министра, принципиальная готовность сирийского оппозиционного лидера шейха Ахмеда Муаза аль-Хатиба к переговорам с правительством внушает оптимизм. Он также указал, что введение иностранных войск не решит проблемы, и напомнил, что действующий против Асада "Фронт аль-Нусра" расценивается как террористическая организация даже на Западе.
Кроме того, Салехи заявил, что Иран не угрожает Израилю акциями возмездия за налет на Сирию, но указал, что обострение ситуации создаст угрозу для всех стран региона, заключает издание.
Источник: Süddeutsche Zeitung
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий