19 октября 2012
Как, в целом, определяется место России во внешней политике Ирана, и какие факторы определяют пределы отношений Ирана с Россией? на эти и другие вопросы ответил в интервью корреспондента русской службы Гостелерадио ИРИ (ИРИБ) Чрезвычайный и полномочный посол Ирана в России Махмуд-Реза Саджади. ИРИ придерживается особых взглядов на своих соседей. Хотя между Ираном и Россией не существует наземной границы, две страны граничат в Каспийском море. Россия – обширное и могущественное государство, один из пяти постоянных членов СБ ООН. В сфере политики и безопасности есть много общего между Ираном и Россией. Исходя из этого, в сфере экономического, культурного, политического сотрудничества и в сфере безопасности и других сферах, в которых стороны имеют общие взгляды, ИРИ не ограничивает свои отношения с Россией и даже одобряет всяческое расширение взаимодействия в этих сферах. - Расскажите подробнее о факторах, определяющих уровень ирано-российских связей. - Может быть вы удивитесь, но в нынешних условиях со смелостью можно сказать, что на сегодня почти нет ни одного другого государства, как Россия, которое имело бы с Ираном столько общих интересов и общих взглядов. Посмотрите, россияне не меньше нас настроены против присутствия иностранных сил в Афганистане, желают безотлагательного ухода американцев из Афганистана. Ирану и России в одной степени угрожают экстремизм, "аль-Каида", "талибанизм" и наркотики. Иран категорически выступает против базирования иностранных сил в Средней Азии, против их неконструктивного вмешательства в дела стран региона. Аналогичной позиции придерживается и Россия. На Каспии также россияне, как и мы, выступают против присутствия надрегиональных государств и прокладки трубопроводов, угрожающих уникальной экологии Каспия. Оба государства озабочены безопасностью Кавказа, а также попытками США и Израиля расширить свое влияние в регионе с целью его дестабилизации. В Ираке мы также осуждаем военное террористические присутствие иностранных сил, требуя их безотлагательного выхода из этой страны. Наверное, самой близкой позиции с Россией мы придерживаемся по Сирии. Мы все наблюдали, как западные государства бомбили Ливию под предлогом предотвращения подавления народных выступления и осуждения массового убийства 5 тысяч человек режимом Каддафи. Своими бомбовыми ударами они убили более 40 тысяч человек и сменили режим в Ливии, а из-за их политики Ливия утратила стабильность и начала страдать от серьезных внутренних проблем. Сегодня западные государства реализуют такую же политику вмешательства в Сирии. Наша и российская политика основана на поддержке сирийского народа. Мы настаиваем на том, что сирийский народ должен сам определять свою судьбу, в то время как иностранное вмешательство навязывает ему смену режима. В ООН Канада и другие западные государства постоянно используют вопрос о защите прав человека как рычаг давления против Ирана. За последнее десятилетие эти государства при помощи своих друзей в регионе и, оказывая давление на другие государства, принимают резолюции против Ирана, но все эти годы Россия была рядом с нами, осуждая использование ООН и других международных организаций как рычаг давления на Иран. Россияне выступают против того, чтобы ООН служила средством в руках Запада. Видим, что по логике есть много общего между Ираном и Россией. Я считаю, что пока мы не должны искать факторы, ограничивающие отношения двух стран. Надо распознавать потенциальные сферы сотрудничества между двумя странами и реализовывать их до идеального уровня. Пока нас не интересует вопрос о том, следует ли ограничивать отношения. Мы должны рассматривать вопрос о том, почему, несмотря на общие интересы, единогласие и общие угрозы, наши двусторонние отношения расширились не в должной степени, и почему нам не удалось использовать все имеющиеся большие потенциалы. - До какой степени для Ирана важно возвращение Путина на политическую арену России? - В России есть две политические идеологии: "атлантисты", которые полностью зависят от Запада. Они составляют 8-10% общества, но среди элиты занимают выдающееся место. Может быть, по этой же причине, в президентский период Медведева большая часть ключевых должностей в России была занята атлантистами, которые ориентировали все усилия на сближение с Западом. Они выступали за создание доверия с Западом, безоговорочное сотрудничество с западными государствами, не обращая внимания на другие и отдаляясь от тех, кто Запад считает противником. Вторая группа – это евроазиаты , которые, в свою очередь, делятся на две группы. Умеренные евроазиаты придерживаются того мнения, что несмотря на то, что Запад не может быть союзником и даже добивается вторичного расчленения России, экономическое развитие страны зависит от сотрудничества с Западом, поскольку экономические условия в мире таковы, что путем борьбы с Западом нельзя достичь экономического развития. Эта группа выступает за взаимодействие с Западом, придерживаясь осторожности в нужной степени. Вторая группа евроазиатов, которые составляют 20-30% от общего количества евроазиатов, состоит из тех, кто считает Запад противником, который даже в экономическом сотрудничестве добивается своих экспансионистских целей и расширения влияния в России. По их мнению, хотя в краткосрочном плане это сотрудничество может принести пользу российской экономики, в среднесрочном структуры, создаваемые Западом, будут действовать против национальных интересов России, а на критических отрезках времени даже наносить по стране сильные удары. В президентский период Медведева большинство государственных деятелей составляли атлантисты, в то время как в президентский период Путина у власти находится коллектив из умеренных и радикальных евроазиатов. Этот коллектив имеет серьезный взгляд на Восток, и в том числе на Иран как одно из влиятельных государств на Востоке, особенно на Ближнем Востоке. В представлении команды Путина, Москва должна иметь с Тегераном больше консультаций, не провоцировать чувства иранцев, чтобы на основе "иранской логики" сотрудничать с Тегераном. Следовательно, я предполагаю, что в течении 6 или даже 12 лет, пока Путин находится у власти, между Ираном и Россией будут формироваться более логичные отношения. - Россия позитивно настроена по отношению к атомной программе Ирана, и, тем не менее, порой наблюдается, что Москва на переговорах поддерживает Иран, а порой сближается с Западом. До каких пор, по-Вашему, Россия будет продолжать эту политику? Возможно ли, что в будущем ее склонность к Западу усилится? - Я думаю, что поведение России неправильно анализируется в Иране, в итоге ощущается своего рода противоречие. Но действительность такова, что поведение Москвы оправдывается тем, что Россия как одна их пяти ядерных держав мира не желает присоединение шестого государства к "ядерному клубу". По сути, ее ядерная стратегия не допускает присоединение еще одного игрока к "ядерному клубу". Поэтому, мы видим, что долгое время даже Индия находилась под давлением Китая, России и западных государств, подвергалась санкциям, чтобы она отказалась от своей атомной программы. С этой точки зрения, Россия действует согласованно с другими западными государствами. Но есть и другой факт, а именно то, что, хотя Запад знает, что ИРИ интересуется гуманным, экономическим и в целом невоенным назначением атомной энергии, он старается нагнетать атмосферу при помощи демагогии, обвиняет Иран в военных разработках. Тем самым, Запад намерен либо сменить иранский режим, либо заставить его капитулировать перед его незаконными требованиями. Вначале россияне не обращали внимание на это, но со временем, особенно после введения односторонних санкций и принятия резолюции №1929 СБ ООН, они заметили, что это не санкции, контролирующие ядерную программу ИРИ, а мероприятия по разрушению иранской экономики. После этого даже они назвали антииранские санкции незаконными и начали предпринимать зависящие от них меры минимизации последствий этих санкций для Ирана. Следовательно, они голосуют за резолюцию для того, чтобы не появился еще один серьезный игрок в атомной сфере, но видя, что политика Запада носит исключительно политический характер и добивается смены правящего в Иране режима, они противостоят Западу. Порой откладывают утверждение резолюции, порой сводят к минимуму отрицательные последствия резолюции, чтобы она служила контролирующим, а не разрушающим фактором. - Т.е. Россия выступает против присоединения Ирана к ядерному клубу? - Это мое личное мнение, а не официальная позиция. По-моему, русские и 4 остальных члена СБ не желают, чтобы шестое государство обладало технологией обогащения урана, поскольку государство, обладающее такой возможностью, но, например, как Израиль, не соблюдающее, принципов и норм международного права, может угрожать своим противникам. Поэтому ядерные державы выступают против обогащения урана в другой стране, поскольку, по их мнению, существует вероятность разыгрывания этой возможности со стороны "безумных" государств. Если Вы помните, даже россияне предложили Ирану вместо обогащения урана в Иране участвовать в международном консорциуме обогащения в России. Я считаю, что, хотя согласно Конвенции о контроле атомной деятельности, обогащение урана является естественным правом Ирана, Россия и другие атомные державы не желают, чтобы у Ирана появился такой потенциал. Конечно, об этом не объявлено в официальной позиции России, но они неоднократно подчеркивали, что Иран имеет право на всякую атомную деятельность, но под законным международным наблюдением. Такую позицию озвучил даже Путин. Это практически означает то, что Иран может заниматься обогащением урана. Но, по-моему, искреннее желание в этой связи отсутствует. - В условиях, когда, по некоторым предположениям, последняя резолюция Совета управляющих МАГАТЭ открывает путь для принятия очередной антииранской резолюции в СБ ООН, Москва проголосовала за нее. В чем причина? - Россияне сталкиваются с той проблемой, что Запад не признает никаких пределов для нанесения удара по Ирану. Российская сторона пытается обуздать западный фронт в рамках СБ и в то же время надеется на разрешение вопроса путем переговоров. Нужно обратить внимание на тот факт, что в Иране по ошибке считают Россию тем же Советским Союзом, мощь которого была сопоставима с американской, однако нынешняя Москва избегает столкновения с Западом и отдает предпочтение разрешению проблемы путем переговоров. Естественно, она не поддерживает экстремистские шаги со стороны Запада, выходящие за пределы СБ ООН. К примеру, она категорически отвергла две антисирийские резолюции. - Не является ли отказ Москвы от поставки в Иран ЗРК С-300 результатом сделки с США? - Об этом можно дискутировать долго. Мировые СМИ пытаются внушить ту мысль, что этот вопрос осложнил ирано-российские отношения. По-моему, на этот вопрос лучше смотреть с иной точки зрения. В условиях, когда Запад отказывается от предоставления Ирану медикаментов для больных раком и запчастей для самолетов, решение России поставить в Иран современное оружие заслуживает большого внимания и говорит о глубине и серьезности отношений. На самом деле, российская сторона давно выражала стремление продать это оружие Ирану, но Тегеран ранее отказывался. После принятия антииранской резолюции США, ЕС, сионистский режим и главы ряда арабских государств начали оказывать давление на Москву, поставив ее в затруднительное положение. Кроме того, некоторые внутренние силы заставили правительство изменить свой курс. Это не столь острая проблема, заслуживающая повышенного внимания. К сожалению, в Иране не обращают внимание на тот факт, что наш взгляд на Россию и ее взгляд на Иран в основном находится под влиянием западных СМИ, и поэтому сторонам не известны уникальные потенциалы для сотрудничества. Со времен власти Каджаров Запад пытался не допустить налаживания сотрудничества между Ираном и Россией. Сегодня у многих иранцев остались негативные впечатления о прошлых отношениях с Россией. Это происходит в то время, когда она явно отличается от Запада. После завоевания Андалусии Запад, осознав, что ислам сможет стать большой угрозой, развязал крестовые походы и его антиисламские происки продолжаются и сегодня. Однако ислам является частью российской цивилизации, культуры и литературы. Мусульманские поэты, ученые и военные составляют часть российской истории. Это важный факт, что у России нет проблем с исламом и мусульманами. Однако позиция Запада по сути своей антиисламская. Ведь, с его точки зрения, исламская революция пробуждает мусульманские народы и препятствует гегемонии Запада. Западные страны в послереволюционное время сделали вид, что дружат с Ираном, однако сегодня они сбросили эту маску. Великобритания, Германия, Франция и Канада цинично заняли антииранскую позицию и предъявляют Тегерану необоснованные обвинения. Россия, наоборот, рада устранению серьезной угрозы со стороны шахского режима и "американского жандарма в регионе" и появлению независимого государства с особыми позициями, которое не позволяет американцам вмешиваться в вопросы региона. Иранский народ спрашивает: является ли Россия надежным партнером? Они мотивируют свои сомнения затянувшимися работами на Бушерской АЭС. В ответ я задаю вопрос: А почему вы считаете надежным партнером Германию, которая в начале революции бросила инвестицию в 5 млрд. марок, но не считаете таковым Россию, завершившую строительство АЭС, несмотря на принятие 4 резолюций? В ответ тем, кто считают задержку с эксплуатацией Бушерской АЭС "политической игрой" со стороны Москвы, нужно отметить, что на 80% в этой задержке виноват Запад из-за введения санкций и давления. США, заставив Украину отказаться от поставки турбин Ирану, отбросили проект на полтора года назад. Вследствие россияне были вынуждены производить турбины в Санкт-Петербурге. В период, когда российская сторона должна была обеспечить системы охлаждения, западные компании не выполнили своих обязательств. Значит, все задержки в течение последних трех лет связаны с этим. С моей точки зрения, Россия после распада СССР представляет собой "океан возможностей", которые остаются неизвестны Ирану. А Запад умышленно провоцирует недоразумение между Тегераном и Москвой, чтобы помешать сотрудничеству. - Несмотря на это говорится, что отказ от поставки С-300 был результатом сделки с США, в которой свои интересы искала и Россия. - С этим можно согласиться, можно и не согласиться. Да, в России есть люди, которые отмечают, что во время процесса перезагрузки отношений России и США Москва согласилась не продавать Ирану ракетные комплексы С-300. Эти слова сошли с уст ряда чиновников и представителей мозговых центров, а не на неофициальном уровне. - Москва заявила, что если Тегеран не откажется от жалобы (в международный суд в связи с разрывом контракта на поставку ракетных комплексов С-300), то она прекратит поддержку его ядерной программы. Что вы скажете по этому поводу? - Об этом не заявляли официальные лица. Мы должны внимательно отнестись к тому, что слышим из России, т.е. уточнить исходит ли информация от представителей российской власти или принадлежит нашим общим врагам. К примеру, в Москве активно действует представительство американского института Карнеги, и высказывания экспертов этого центра часто преподносятся российской общественности в условиях, когда они принадлежат нашим врагам. - О вероятном прекращении поддержки Москвы сообщила газета "Коммерсант"? - "Коммерсант" – это прозападная газета. Такие слова я не услышал ни от одного из российских чиновников. Действительно, наша главная проблема в отношении России связана с неправильными предположениями и данными, распространяемыми прозападными силами обеих стран. Нужно быть бдительным, чтобы они не повлияли на общественное мнение, зато сделать акцент на национальных интересах и реалиях. - Правда ли, что в случае падения режима Башара Асада Москва поставит в Иран ЗРК С-300? - Об этом не сообщил ни один российский чиновник. Как я уже заметил, один из методов Запада заключается в распространении неверных сведений с целью создания недоразумения между Ираном и Россией. К примеру, во время ввода в эксплуатацию 500 мегаваттного блока Бушерской АЭС они говорили, что в Иран прибудет президент Путин. Но мы не только не ожидали такого, но об этом в целом не сообщила российская сторона. Однако возник вопрос, почему он не посетил Иран? Или во время проведения саммита неприсоединившихся стран, хотя наш президент пригласил российского коллегу в силу хороших отношений, такой визит не планировался, но вдруг появились слухи и позже спросили, почему же Путин не приехал? Хотя Россия членом Движения Неприсоединения не является, Путин через своего спецпредставителя отправил специальное послание. Короче, из-за таких шагов создается впечатление, что Россия "играет" с Ираном, но нужно смотреть на вопрос с той точки зрения, что Москва не поставила Ирану ракеты С-300 и в итоге никто не вторгся на нашу страну. Западу известно, что Иран и без этого оружия способен защитить себя. Это послание как для Запада, так и для России. Помните, что во время войны с Ираком иранцы воевали голыми руками и нашей стране не поставляли даже колючую проволоку! Мне кажется, лучше позволить руководству наших стран разрешить вопрос вне зависимости от шумихи со стороны Запада и на основе национальных интересов. - Какие моменты содержало послание Путина, адресованное саммиту ДН? - Важнейшим моментом был акцент на поддержке Москвы вызова, брошенного этим движением однополярному миру. Вполне известно, что эта позиция направлена против гегемонии НАТО и Запада. Путин, назвав такую мощную структуру как ДН "большим шагом на пути к установлению многополярного мира", выразил готовность сотрудничать с ним. - Задержка с достройкой Бушерской АЭС связана лишь с санкциями или существуют другие причины? - Это связано со многими обстоятельствами. Мы хотели довершить начатые немцами работы, чтобы показать им свою способность. С другой стороны, российское оборудование отличалось от немецкого, что привело к полуторалетней задержке. У нас были проблемы в области платежей. Кроме того, после распада СССР отсутствовала согласованность между российскими органами. Таким образом, из-за задержки в достройке АЭС мы виноваты на 10 %, россияне на 10 %, а Запад на 80 %. - Будет ли Иран использовать российский потенциал для строительства новых АЭС? - Опыт Бушерской АЭС – хороший опыт и иранская сторона только что познакомилась с научным языком и индустриальными стандартами российской стороны. Организация ядерной энергии Ирана поддерживает активное сотрудничество с Москвой. - Какова позиция России в связи с ядерной программой Ирана? Выгодно ли России соседство с "ядерным" Ираном? Естественно, любой стране выгодно иметь прогрессивного и богатого соседа. Если Россия захочет построить в регионе электростанцию, то она может использовать иранских специалистов вместо того, чтобы приглашать издалека дорогостоящих инженеров или же использовать своих российских специалистов, не привыкших к жаркому климату региона. Несомненно, России лучше иметь прогрессивного, чем отсталого соседа. - Как отреагирует Россия в случае военного нападения на Иран? Россия сохранит нейтралитет или же заступится за Иран? - Естественно, в интересах России поддержать Иран. Небезопасный Иран сделает небезопасным южные границы России, и создаст предпосылки для раскола Кавказа и отделения его от России. Независимый от Запада Иран гарантирует безопасность РФ. Политическая логика призывает Россию заступиться за Иран в случае нападения на ИРИ. - В какой степени ужесточение антииранских санкций повлияло на отношения между Вашингтоном и Москвой? - В настоящее время американцы недовольны. Москва осудила санкции, выходящие за рамки резолюций; и в ответ США внесли в список санкций несколько российских компаний за сотрудничество с иранской стороной. Ужесточение санкций оказывает негативное влияния на отношения между Москвой и Вашингтоном. В этой связи, глава МИД РФ Сергей Лавров предупредил Белый Дом, "если по отношению к российским фирмам будут предприняты санкции, то Россия даст адекватный ответ". Иранский вопрос всегда был темой напряженного диалога между США и РФ. Американцы планируют жесткое и агрессивное поведение по отношению к Тегерану, тогда как Россия осуждает подобную политику. Безусловно, ужесточение санкций отрицательно влияет на отношения двух держав. - Как Вы оцениваете роль России в урегулировании сирийского кризиса? Возможен ли такой вариант, что Путин пойдет на компромисс в связи с сирийским вопросом? - До сих пор Россия придерживалась отличной позиции по отношению к Сирии. Москва дважды противостояла незаконным действиям Запада и накладывала вето на антисирийские резолюции. В третий раз Запад предпринял попытку утвердить несколько иную резолюцию, но вновь столкнулся с категоричной позицией РФ и КНР. Российские власти пытаются создать предпосылки диалога между сирийским правительством и оппозицией, и сыграть конструктивную роль в устранении разногласий. После ливийских событий Москва убедилась в лживости и ненадежности западных стран. В случае с Ливией Запад злоупотребил тем, что Россия воздержалась при голосовании за создание "бесполетной зоны" над Ливией, и, вопреки желанию Москвы, напал на эту страну. Я думаю, что российские власти ни при каких обстоятельствах не пойдут на компромисс. Кремль понимает, что, если Запад при помощи террора мирного населения сменит власть в одной стране, то завтра подобное произойдет и в другом государстве. Российские власти намерены раз и навсегда вразумить Запад, что сейчас не время для подобного произвола; и что посредством агитации, инвестиций и наемников нельзя вмешиваться во внутренние дела других стран. Россия не изменит свою позицию в сирийском вопросе, и при содействии с Ираном преподаст хороший урок Западу. - Какова ситуация с установлением юридического статуса Каспийского моря? Придерживается ли Иран своей 20-процентной доли? В какой степени Москва согласна с позицией Тегерана в связи с определением юридического статуса Каспия? - Вопрос Каспийского моря – очень интересный вопрос, в котором Запад с присущей ему хитростью пытается раздуть разногласия с Ираном. Запад твердит, почему Россия нарушает права Ирана. Тогда как Россия не причастна к доле Ирана в Каспийском море. Интересы России ограничиваются северной частью Каспия, где они достигли договоренности с Казахстаном. В соответствии с протяженностью границ, доля России составляет 15%, а доля Казахстана – 27%. Несмотря на то, что Казахстан ранее входил в состав Советского Союза, Россия согласилась, что ее доля составляет не более 15 процентов. В каспийском вопросе мы имеем дело не с Россией, а с Азербайджаном и Туркменией. Иран убежден, что его доля в Каспийском море составляет 20 процентов и стремится доказать это, используя юридические методы и географические данные. К сожалению, в Каспийском море свои географические особенности, не соответствующие правам прикаспийских государств. В этом вопросе невозможно достичь единогласия, используя обычные шаблоны. В международных протоколах нет аналогов каспийскому досье. Именно поэтому решение данного вопроса так затянулось. Если учесть протяженность морских границ, то доля Ирана составляет 11 процентов, тогда как мы претендуем на 20-процентную долю. Туркмения и Азербайджан согласились с 17 процентами, однако мы уверены в своей правоте и продолжаем на предоставлении нам 20 процентной доли. - Сколь актуальна тема создания совместного ирано-российского ракетного щита? - Это абсолютно новая тема. Я ничего не слышал об этом. - На Ваш, почему, невзирая на активность иранского посольства в Москве, объем ирано-российского торгового обмена столь низок? - По-моему, главной причиной тому является неосведомленность о взаимных потенциалах, а порой даже – ошибочные представления о другой стороне. Россия с населением в 140 млн. человек ежегодно импортирует товаров на общую сумму 250 млрд. долларов. Т.е. это идеальный рынок для сбыта продукции. Также, в силу того, что две страны разделяет большой водоем (Каспийское море), это обстоятельство представляет собой преимущество в плане транзита и перевозки товаров. Однако зачастую из-за ошибочной информации торговый обмен, как на правительственном уровне, так и на частном, остается довольно низким. Наши банки слишком поздно начали взаимодействовать с российскими банками. Министерство торговли Ирана за последние 20 лет, возможно, только один раз наладило контакт с российской стороной на уровне министров, и поэтому соответствующая инфраструктура не сформировалась. В этой связи существует опасение, которое можно назвать «пережитком холодной войны». Мы все еще взираем на Россию как на коммунистическое государство, продолжение Советского Союза, а русские, в свою очередь, не имеют адекватных представлений об Иране. В культурном, политическом и историческом аспектах русские питают особое уважение к Ирану. 80 % россиян высоко ценят стойкое сопротивление Ирана перед незаконными требованиями Запада. Однако это вовсе не означает правильного представления об Иране. Я думаю, что все наши (иранские) СМИ должны приложить максимум усилий для ознакомления общественности с современной Россией, ее реалиями и потенциалами. - Как Вы думаете, можно ли в силу существующих санкций против Ирана наладить торговлю на основе валютного обмена рубль-риал? - Да, эта работа уже началась, и наши предприниматели вполне довольны этим. До этого иранские риалы приходилось конвертировать в евро, а евро в рубли. Теперь же многие контракты между российскими и иранскими фирмами заключаются на рубле-риаловой основе. Это обстоятельство акцентировалось на встречах нашего президента (Ахмадинежада) с президентом Медведевым в Баку, а позднее с президентом Путиным на саммите ШОС в Шанхае. Российская сторона также настроена развивать торговлю в этом направлении. - На каком уровне сейчас находится сотрудничество ИРИ и РФ в нефтегазовой сфере? Собирается ли Россия участвовать в проекте прокладки газопровода «Мир» (Иран-Пакистан)? - Россия – нефтегазовая сверхдержава, крупнейший производитель природного газа в мире и до недавнего прошлого, до того, как Саудовская Аравия прибавила в нефтедобычи для компенсации нефтяного эмбарго против Ирана, Россия была крупнейшим производителем нефти. Россия обладает огромной научно-инженерной и технической инфрастуктурой в этой области. К сожалению, все последнее столетие наша нефтяная промышленность была ориентирована на Запад. Вся эта отрасль формировалась по западным техническим стандартами и терминологии. Преобразование этой инфраструктуры, которая формировалась на протяжении почти ста лет, представляет довольно трудным делом. Именно поэтому, невзирая на то, что на уровне руководства двух стран существует воля к развитию сотрудничества, прежде всего в нефтегазовой отрасли, процесс взаимодействия течет крайне медленно. Россия обладает хорошим оборудованием, но, поскольку это оборудование построено по российским стандартам, внедрить его в Иране не удается. Мы должны хорошо распознать эти потенциалы и адаптировать их к условиям Ирана. Также, вопрос об участии России в газопроводе «Мир» уже обсуждался, однако серьезных переговоров, которые привели бы к подписанию контракта, пока не было. - Несмотря на многие культурные общности, развитие культурных взаимоотношений между двумя странами идет крайне медленно. В чем, на Ваш взгляд, причина этого? Почему Россия не имеет культурного представительства в Иране? - После распада Советского Cоюза ИРИ по соображениям безопасности в течение долгого времени не давала Москве разрешения на открытие культурного представительства в Тегеране. Примерно три года назад такое разрешение было выдано, но компетентные органы в России пока не предприняли усилий в данном направлении. Вполне возможно, что это было вызвано бюджетными ограничениями, или же, Москва предпочитает развивать свои культурные отношения со странами СНГ. Эти страны, хотя и обрели независимость после распада СССР, имеют много общего с Россией, в том числе в языковом и культурном планах. Но мы все же надеемся, что российская сторона откроет свой дом культуры в Тегеране, поскольку у России есть многое для презентации в Иране в культурном отношении (великие поэты, писатели, композиторы). Глубина русской культуры четко ощущается в произведениях Пушкина и Толстого. Что интересно, культурные произведения Ирана также имеют немало поклонников в России. Вы можете не поверить, но сборник «Месневи» Мевлеви, изданный в переводе в России, разошелся тиражом в один миллион экземпляров. Так что можно сказать, что персидская литература вызывает огромный интерес у россиян. Ибо, когда речь заходит о традициях и обычаях, русские относят себя к восточным народам. Конечно, Иран развивает культурную деятельность в РФ на неплохом уровне. Наше культурное представительства и прочие институты действуют в России без каких-либо ограничений. К счастью, в России в этом отношении существует «открытый менталитет». Также уже несколько лет между ИРИ и Россией налаживается религиозные отношения, между православной церковью и шиитским исламом. Так что предпосылок развития культурной деятельности в России предостаточно. - Что Вы можете сказать о проведении Недели культуры Ирана в России (с 1 по 11 октября)? - В соответствии с договоренностью, достигнутой в прошлом году в ходе визита министра культуры РФ в Тегеран, стороны поочередно (каждая в год) проводят недели культуры в столицах друг друга. Так что в первый год (2012) Иран проводит свою Неделю культуры в России. Эти церемонии проходят в Москве и Санкт-Петербурге, на которых российская общественность знакомится со многими исконно иранскими искусствами вроде отделки эмалью, каллиграфии, традиционной музыки и, в целом, глубокими культурными корнями Ирана. Такие мероприятия могут способствовать более глубокому культурному познанию двух народов. - Вы лично участвуете в работе Центра технологического сотрудничестве при администрации президента ИРИ. Что Вы можете сказать об участии России в космических проектах Ирана? - Мы хорошо взаимодействуем с Россией в этой области, как в те времена, когда я был директором Центра технологического сотрудничества, так и позднее. В области биотехнологий, лазерного и прочего новейшего оборудования, в том числе аэрокосмического, большая часть наших базовых проектов реализовывалась при сотрудничестве России. У нас была и есть хорошая научная основа для этого, но для преобразования этих научных познаний в прикладные проекты требовался опыт русских. Может быть, в бытовой продукции России в силу прошлого марксистского мышления похвастаться нечем, но в сфере науки и научных технологий в России существуют огромные потенциалы и достижения. Россию можно назвать «научной сверхдержавой». - Как получилось, что Вы были назначены послом ИРИ в Москве, и в какой степени, на Ваш взгляд, Вам удалось достичь поставленных целей? - Как-то однажды я сказал в интервью одной из наших газет, что я – не профессиональный дипломат. А потом в многотиражной газете в Иране напечатали статью, в которой правительство осуждалось за то, что «назначило послом в Москве человека, который не разбирается в своем деле». С 1992 года, сразу же после развала Советского Союза, я понял, что в России имеется особый потенциал технологического сотрудничества с Ираном. И здесь не было тех ограничений, которые применяются к Ирану на Западе. Мы начали налаживать взаимодействовать с РФ в этой области и извлекли из этого немалую пользу. С 1992 по 2008 гг. я и ряд моих коллег в Центре технологического сотрудничества при президенте Ирана часто ездили в Россию и сумели наладить тесные отношения с русскими. Это позволило мне поближе и получше ознакомиться с существующими в России потенциалами. Так что через некоторое время меня считали человеком, который более или менее основательно верит в сотрудничество с Москвой. Я убежден, что мы должны получше узнать Россию и теснее сотрудничать с этой страной. По всей видимости, о моих сведениях сообщили президенту Ирану, и по окончании срока миссии моего предшественника (посла ИРИ в Москве) на этот пост была выдвинута моя кандидатура. В конечном счете президент дал свое согласие на мое назначение. Экономическая система России постепенно восстанавливается на основе взаимодействия с Западом. Естественно, давление Запада на российские структуры и компании и санкции против Ирана, несмотря на несогласие правительства РФ, в последнее время существенно сказались на сотрудничестве двух стран. И власти России не раз заявляли, что не видят никаких ограничений в развитии торгово-экономического сотрудничества с Ираном, российские банки и компании, будучи частными акционерными предприятиями, опасаясь санкций со стороны Запада, проявляют осторожность в работе с ИРИ. Это серьезно ограничивает диапазон возможностей сотрудничества между двумя странами. Так или иначе, поклонникам туризма я всегда рекомендую съездить в Россию, также промышленникам и финансово-экономическим предпринимателям обязательно следует поближе ознакомиться с потенциалами РФ. Я для себя называю Россию «неизведанным океаном», который изобилует природными дарами и возможностями. Мы, иранцы, в качестве соседей Россией практически не знаем эту страну. А, между тем, Запад пользуется возникшей возможностью. Практически в любом российском городе, даже в самых отдаленных населенных пунктах Сибири, мы встречаем западные компании, которые развивают коммерческую деятельность и извлекают максимум прибыли, невзирая на серьезные политические разногласия между Кремлем и Западом. В противоположность сложившему в Иране представлению, русские – очень добрый и гостеприимный народ и во многом похожи на иранцев.
Источник:
Русская служба ИРИБ
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий