Тегеран не вовлекут в карабахское урегулирование

22 августа 2011
A A A


Эксперт Центра общественных связей при Аппарате президента Армении Сергей Шакарянц в интервью ВК говорит о роли России и Ирана в перспективах урегулирования нагорно-карабахского конфликта. - Недавно в Сочи прошла встреча президентов России и Азербайджана. О чем могли вести переговоры Медведев и Алиев, помимо официальной версии, учитывая, что после Казани, интрига вокруг карабахского урегулирования сосредоточилась вокруг новых предложений президента РФ своим коллегам из Армении и Азербайджана? Сергей Шакарянц: Мало кто задумывался над тем, действительно ли письмо Дмитрия Медведева, отправленное президентам Армении и Азербайджана, имело одинаковое содержание. Представляется, что эти письма имели совершенно разное содержание. Многие обратили внимание на то, что ответ Ильхама Алиева в Москву повез лично глава МИД Азербайджана Эльмар Маммедъяров, и только несколько дней спустя ответ направила Армения. Исходя из заявлений президента и главы внешнеполитического ведомства Армении, становится ясно, что в Казани Ильхам Алиев внезапно извлек на свет божий как минимум 10 новых вопросов. Исходя из этого, можно предположить, что в письме Медведева содержался призыв Алиеву снять все эти вопросы без исключения. Что ответил Баку, сказать трудно. Но то, что Ереван по согласованию с Москвой должен был дать свой ответ лишь после ответа Алиева – бесспорный факт. И в Москве прекрасно понимают, что “да” или “нет” от Армении можно будет ожидать лишь в зависимости от ответа Баку. Соответственно, сейчас ситуация вокруг процесса урегулирования находится в предказанской стадии, поскольку Алиев, отказавшись проводить референдум о признании независимости исключительно на территории Нагорного Карабаха, вернул ситуацию по ключевому вопросу урегулирования на точку, на которой она находилась до Казани. Что же касается содержания письма президента РФ президенту Армении, то, думаю, что в случае отказа их азербайджанского коллеги от своих новых, озвученных в Казани, предусловий, от Армении могут ожидать отказа требований по возвращению Нагорного Карабаха за стол переговоров. - Оцените перспективы урегулирования конфликта в свете последних импульсов и событий вокруг него. - Думаю, что в ближайшее время, еще до конца текущего года, Армении и Азербайджану будет предложена еще пара-тройка новых инициатив по достижению урегулирования. После этого страны-сопредседатели плавно заморозят переговорный процесс, дав сторонам время, чтобы подумать над этими новыми инициативами. После чего в РФ, США и Франции займутся своими выборами. Если же Азербайджан до конца 2011 года не подпишет бумагу о неприменении силы, которую ему предлагалось подписать в Казани, то видимо, будут задействованы определенные механизмы по сбалансированию ситуации в регионе, и предотвращению новой эскалации карабахского конфликта. Таким образом, конфликт по-прежнему будет лимитирован перестрелками и инцидентами на линии соприкосновения. - Содержался ли в словах российского президента, согласно которым пятидневная война стала хорошим уроком для президентов Армении и Азербайджана, мессидж сторонам конфликта? - Учитывая, что к авантюре в Южной Осетии Михаила Саакашвили подтолкнули именно американцы, мессидж, несомненно, содержался и содержался не только сторонам нагорно-карабахского конфликта. Касался этот мессидж и Евросоюза, и НАТО, продолжающих обвинять Москву в “оккупации Абхазии и Южной Осетии”. Медведев тем самым просто предупредил, чтобы никто не пытался подтолкнуть Азербайджан к возобновлению боевых действий, дабы одним ударом покончить с проблемой Карабаха. Думаю, что адресаты поняли намек российского президента, которому в предвыборный период не хочется военных баталий и соответственно новых проблем в регионе, да и внутри России тоже. При этом все страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ стремятся не допустить новой эскалации конфликта, посредством возобновления даже недельных боевых действий в регионе. Если им это не удастся, то в большую геополитическую игру вокруг Карабаха неминуемо включится Иран, непосредственно граничащий с зоной противостояния. И то, что в Армении находятся российские войска, а в Азербайджане – негласно американцы и турки в этом случае не будет играть ровно никакой роли. Сегодня все понимают, что единственной страной, имеющей право ввести свои войска в зону конфликта, исходя из международных правовых норм, является Иран. Учитывая наличие в своем политическом арсенале приграничной реки Аракс, Иран на основе международных норм водопользования, в случае необходимости имеет право ввести свои войска до последнего пункта, считающегося зоной карабахского конфликта. Если это произойдет, то места в зоне конфликта не останется ни странам-сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ни тем более, Турции. - Однако, несмотря на неоднократно озвучиваемое желание, Иран так и не вовлечен в переговорный процесс по урегулированию… - Это неудивительно, учитывая, что Иран, являясь региональной страной, не является членом ОБСЕ, имеющей мандат на урегулирование нагорно-карабахского конфликта с 1992 года. Поэтому Иран никогда не будет вовлечен в урегулирование, по крайней мере, под эгидой ОБСЕ и для этого существуют достаточно четкие формальные основания. Однако еще в Ки-Уэсте страны-сопредседатели дали четкое обязательство информировать Тегеран о тех или иных изменениях вокруг конфликта в Нагорном Карабахе. В Вашингтоне прекрасно помнят и об обещаниях, данных Ирану еще более жесткой администрацией Буша-младшего и, соответственно, перед этой угрозой они ничего не предпримут. И когда сегодня госсекретарь США Хиллари Клинтон или глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров или тем более Франция пытаются делать вид, что миротворцы могут быть размещены в зоне конфликта без согласия Ирана, то они просто играют и лгут. Меж тем, Иран может ввести свои войска в регион намного раньше, чем это смогут сделать те же американцы, европейцы и даже русские. И ни армянская, ни азербайджанская стороны мешать, а тем более стрелять в южных соседей не станут. В 1993 году иранцы, внезапно перейдя границу, оккупировали территории у водохранилища в Нахиджеване и южнее Физули, так что прецедент есть. То же самое происходит в Ираке, в северной части которого стоят американцы и откуда иранцы выдавливают боевиков террористических групп. Об этом, как минимум нужно серьезно подумать. Ну не доверяет Иран Западу и все. Мало доверяет России, а на армян с азербайджанцами у Ирана надежд немного. Отсюда естественная мораль – что бы ни делали американцы, в том числе в нашем регионе, они делают с оглядкой на Иран. Раз за разом Иран в ответ на провокационные вылазки различного характера доказывал всем и в том числе американцам, что он начеку. И поэтому трудно согласиться с теми, кто обвиняет США в намерении разжечь новую войну в Карабахе, так как насколько этого американцам хочется, настолько они этого и боятся. В Вашингтоне прекрасно понимают, что выдворить иранские войска из региона, если они туда войдут, будет практически невозможно. Беседовал Давид Степанян, Ереван. Специально для ВК
Источник: Вестник Кавказа

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.