Конфликт интересов пяти прикаспийских государств

18 января 2011
A A A


Конфликт интересов пяти прикаспийских государств "Голосу России" прокомментировал эксперт Дмитрий Орешкин Заместитель министра иностранных дел по правовым и международным вопросам, специальный представитель Ирана по вопросам Каспия Мохаммад Мехди Ахунд-заде прибыл 17 января в Москву с двухдневным визитом. Запланирована встреча Мохаммад Мехди Ахунд-заде со специальным представителем России по делам Каспийского моря Александром Головиным для обсуждения и обмена мнениями по вопросам соглашений, достигнутых во время саммита глав государств в Баку. Господин Ахунд-заде также проведет консультации по двухсторонним вопросам с заместителем министра иностранных дел России Сергеем Рябковым. Накануне своего визита в Москву Ахунд-заде сказал: "Я отправляюсь в Москву для того, чтобы обсудить решения глав пяти прикаспийских государств относительно 24 и 25-мильной зоны, а также пятилетнего запрета на вылов осетровых". Двадцать седьмое заседание рабочей группы по выработке конвенции по правовому статусу Каспийского моря прошло в Тегеране 9 ноября 2010 года при участии специальных представителей и заместителей министров иностранных дел пяти прикаспийских государств. На этом заседании Александр Головин пригласил Ахунд-заде посетить Москву для проведения переговоров по вопросам Каспия. Об итогах последнего прикаспийского саммита и о том, как решается проблема распределения ресурсов Каспия, рассказал в интервью "Голосу России" независимый политолог, ведущий научный сотруник Института географии РАН Дмитрий Орешкин - Не могли бы вкратце напомнить о решениях глав пяти прикаспийских государств на последнем саммите? - Логика простая. Поскольку никак не могут договориться, как делить воду и дно, то решили сделать простую вещь - пока ограничиться выделением вокруг каждой страны национальной зоны в 24 или 25 миль. Это вода и дно, которые принадлежат данному государству. Остальная акватория, остальное дно остается темой для обсуждения. Это очень сложная и долгая история, так как она связана с нефтью. Пока решают локальную задачу. Но новость заключается в том, что за последние 50 лет вообще никаких толковых договоренностей между пятью участниками прикаспийской проблематики не было заключено. Так что лучше заключить сначала маленькое соглашение, а потом перейти к большому, чем ничего. Все участники равны, но равнее всех Иран и Россия, а им, по-видимому, есть что обсудить по поводу 25-мильной зоны и защиты осетровых. Это тоже чрезвычайно серьезная проблема. - По итогам Прикаспийского саммита Дмитрий Медведев достаточно оптимистично заявил, что уже на следующем саммите, который пройдет в этом году в России, могут быть подписаны документы о правовом статусе Каспия. Однако скептики говорят, что к этому времени у Ирана могут найтись проблемы и поважнее статуса Каспийского моря. Вы оптимист или скептик? - Скорее, я оптимист, потому что какие-то документы точно будут подписаны. Видимо, это документы, касающиеся как раз пятилетнего моратория для защиты осетра и 25-мильных зон, коль скоро их и приехали обсуждать. Но главная проблема - это дележка дна, потому что это нефть, потому что не могут договориться между собой Туркмения и Азербайджан, Иран и Азербайджан. Иран не может договориться с остальными участниками. Будет сделан, я так понимаю, первый, довольно скромный, но все-таки позитивный шаг. - Какие вопросы будут обсуждать Ахунд-заде и Александр Головин? - Осетра и 25 миль. Наверное, не под протокол, не на самом высоком уровне, рабочая комиссия не на самом высоком уровне. Заместители министров обсудят базовые интересы. Эти интересы заключаются в следующем: во времена Советского Союза, Каспийское море, которое на самом деле является озером, и поэтому морскими правила не разделяется, делилось между двумя странами. Одна называлась СССР, другая называлась Иран. Сейчас стран стало пять. Соответственно, если при СССР про дно вообще не думали, потому что нефть со дна не умели добывать, то сейчас это проблема номер один. Если делить в соответствии с протяженностью географической морской границы, то Ирану достается всего 14-15 процентов морского дна, и он недоволен. Поэтому он против того, чтобы разделить дно так, как логично можно делить, то есть в соответствии с продолжительностью береговой линии каждой страны. А Азербайджану, например, это страшно выгодно, потому что тогда большая часть нефтяных месторождений попадает в его территориальную зону. Значит, Иран будет торпедировать все попытки разграничить дно, чего так хочет Азербайджан. Россия туда все равно не попадает, у нас северная часть Каспия, поэтому у нас позиция мягче. Но у нас другой интерес: мы не хотим допустить строительство Транскаспийского нефтепровода, чтобы туркменская нефть и газ пошли в Европу, минуя Россию. Это, кстати, интересно и Ирану. Он тоже не заинтересован, чтобы этот кусок прошел мимо, а он от него не откусил. Поэтому есть огромное количество несогласованных интересов, но пока они отодвинуты в будущее. А сейчас - решаем проблему осетра.
Источник: Голос России

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.