01 ноября 2010
Второй саммит Россия-АСЕАН, который состоялся сегодня, подтвердил, что мы выходим на уровень зрелого, продвинутого партнерства. И об этом говорил сегодня президент Дмитрий Анатольевич Медведев на встрече со своим коллегами из асеановской «десятки». Мы уже имеем в рамках нашего сотрудничества с АСЕАН соглашение между правительствами России и государствами-участниками этой ассоциации соглашение о межправительственном сотрудничестве, соглашение по торгово-экономическому сотрудничеству. За время, прошедшее с первого саммита, а он состоялся в 2005 году, был заключен еще план действий по энергетике на 2010-2015 годы. И сегодня мы подписали соглашение о культурном, гуманитарном сотрудничестве и сотрудничестве в области образования. А это тоже межправительственный документ, который укрепляет наше взаимодействие в гуманитарной сфере. Напомню также, что в этом году состоялось открытие центра АСЕАН при МГИМО. Что касается перспектив нашего взаимодействия в практическом плане - было отмечено важное значение работы по плану действий по энергетике, о котором я упомянул, по продвижению инвестиций в эту отрасль. Особый интерес наши партнеры проявили к ядерной энергетике, отметив большой опыт России в этой сфере, а также к проработке возможностей развития проектов геотермальной энергетики в регион, опять же с учетом имеющегося у нас опыта. Перспективы очень неплохие. И мы будем их в предметном плане прорабатывать в рамках реализации плана действий на 2010-2015 годы. Что касается взаимодействия в других сферах, то особое значение придается практическим результатам в рамках действующей рабочей группы по предотвращению терроризма, организованной преступности, наркотрафика. И условились наращивать контакты между соответствующими российскими структурами и структурами АСЕАН, в частности, соответствующим центром, который расположен в Индонезии. Кстати, упомяну, что секретариат АСЕАН не так давно заключил меморандум о сотрудничестве с секретариатом Шанхайской организации сотрудничества. Так что и здесь контртеррористическое взаимодействие может развиваться уже на уровне сотрудничества двух организаций. Обсуждалась и международная проблематика. Наши партнеры по АСЕАН выразили высокую оценку той роли, которую Россия играет в «двадцатке». Президент Медведев специально подчеркнул, что, участвуя в группе «20», мы никогда не забываем об интересах и нуждах тех стран, которые в двадцатку не входят. И в этом смысле, сказал он, общение с партнерами в таком формате, как Россия-АСЕАН, помогает лучше услышать тех, кто пока еще за рамками этого важного механизма, и учесть их позиции при выработке решений в рамках самой «двадцатки». Также нас поддержали в том, что Россия проводит очень последовательную линию по ближневосточному урегулированию. Это наша общая забота. В рамках АСЕАН немало мусульманских стран. Понятно, что их беспокоит перспектива сохраняющегося тупика в диалоге между палестинцами и израильтянами. Наша позиция была изложена и активно поддержана в том, что касается необходимости скорейшего возобновления прямых переговоров и создания для этого необходимых условий. И ситуация на Корейском полуострове, по понятным причинам, близка географически и достаточно серьезна в том, что касается необходимости не допустить нарушения режима нераспространения ядерного оружия. Эта ситуация также обсуждалась. Замечу в завершение, что президенты одобрили совместное заявление, которое распространяется и в котором отражены наши общие оценки международной, региональной ситуации и зафиксированы планы по углублению нашего партнерства. До саммита Россия-АСЕАН сегодня утром состоялся так называемый восточноазиатский саммит, в котором участвуют лидеры асеановской «десятки» плюс руководители Китая, Индии, Японии, Кореи, Австралии и Новой Зеландии. В завершении этого саммита было принято решение пригласить Россию и Соединенные Штаты Америки к участию в этом механизме на регулярной основе. Госсекретарь США и я приняли участие в завершающей церемонии, когда этот саммит принял такое официальное решение. С будущего года президенты России и Соединенных Штатов будут уже полноправными участниками механизма восточноазиатских саммитов, которые достаточно влиятельны, учитывая, что там 18 перечисленных мною стран. Это ведущие государства Азиатско-Тихоокеанского региона. И, конечно же, обсуждаемые в рамках этих саммитов вопросы, а это, прежде всего, экономическая политика, торговая политика, финансовая политика и вопросы противодействия изменению климата, здравоохранение, образование, борьба со стихийными бедствиями, техногенными катастрофами. Это все те сферы, где Россия реально заинтересована в том, чтобы сотрудничать со своими партнерами. Это те сферы, где у России есть и свой опыт, которым она может поделиться к общей взаимной выгоде. В целом скажу, что наше продвижение по пути более плотного включения в интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе в полной мере колерируют с задачами подъема Восточной Сибири и Дальнего Востока. Эти регионы органично принадлежат к Тихоокеанской зоне. И Российская Федерация будет самым тесным образом сотрудничать со всеми нашими соседями по всем перечисленным вопросам. По понятным причинам, ни саммит Россия-АСЕАН, ни Восточноазиатский саммит не являются тем форматом, в котором иранская проблема обсуждается. Она обсуждается в рамках группы «пять плюс один». Это европейская тройка, Россия, США и Китай. И партнером Ирана является именно вот этот формат. Формат «пять плюс один». Мы ожидаем ответа иранской стороны на те предложения, которые сделаны от имени всей группы, а не от имени какого-то одного ее участника. Эти предложения известны. Они положены на бумагу. Они у иранцев имеются. И мы слышали о заинтересованности Тегерана к таким переговорам вернуться где-то в середине ноября. Будем рассчитывать, что так оно и произойдет. Прошло уже больше года с тех пор, как принципиальная договоренность была достигнута о том, что надо возвращаться за стол переговоров. Но лучше поздно, чем никогда.
Источник:
Голос России
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий