28 декабря 2009
- Инспекторы МАГАТЭ три раза проводили проверки ядерного объекта "Фордо", расположенного неподалеку от города Кум. На Ваш взгляд, по какой причине этот завод держался в секрете? После обнаружения этого завода подозрения по поводу иранской ядерной программы увеличились, или наоборот? Постоянный представитель России при международных организациях в Вене Александр Змеевский - Как следует из объяснений Ирана, в соответствии с применяемым им первоначальным вариантом документа, устанавливающего порядок уведомления МАГАТЭ государствами о новых ядерных объектах, он обязан информировать агентство за 180 дней до начала их работы с ядерным материалом, а не сразу после принятия решения о строительстве, как этого требует более поздний вариант этого же документа. Вместе с тем, МАГАТЭ, как известно, считает, что Тегеран должен руководствоваться современным вариантом документа, предусматривающим более ранние сроки уведомления. В последнем докладе гендиректора МАГАТЭ к ноябрьской сессии Совета управляющих отмечается, что задержка Ираном предоставления информации по предприятию вблизи города Кум не способствует укреплению доверия. - Иран претендует на создание еще 10 заводов по обогащению урана и на то, что по объему производства эти объекты не будут уступать заводу в Натанзе. Как Вы полагаете, обладает ли Иран достаточными запасами урана для строительства такого количества заводов? Считаете ли Вы, что такое заявление Ирана конструктивно, учитывая недавно принятую резолюцию Совета управляющих? - Согласно информации о возможностях иранских уранодобывающих предприятий, содержащейся в докладах гендиректора МАГАТЭ за прошлые годы, разведанные запасы урана в Иране невелики. Однако вопрос не в этом. Ведь значительная часть мировых обогатительных мощностей находится в странах, вообще не имеющих собственной добычи урана. В соответствии с резолюцией 1737 Совета безопасности ООН, Иран должен приостановить всю деятельность, связанную с обогащением. Это требование подтверждается как в последующих резолюциях СБ ООН, так и в недавно принятой резолюции Совета управляющих МАГАТЭ. Именно из этого мы исходим при оценке заявлений и действий иранского руководства. - Недавно газета Times опубликовала статью, в которой на основе попавших в ее распоряжение секретных документов говорится о проведении Ираном испытания ключевого компонента, необходимого для создания атомной бомбы. На Ваш взгляд, насколько реальным является тот факт, что такие документы существуют в действительности? И обладаете ли Вы какой-либо информацией по этому вопросу? Не является ли эта "новость" попыткой западных стран найти "доказательства" военной направленности ядерной программы Ирана? - Действительно, публикаций по этой теме много. Однако в своей работе мы опираемся на заключения МАГАТЭ, а они не содержат выводов о наличии незаявленной ядерной деятельностью в Иране. Есть предположения, есть материалы, переданные некоторыми членами агентства Секретариату, однако все это нуждается в проверке. Что касается нашей позиции на этот счет, то мы неоднократно заявляли о заинтересованности в прояснении всех остающихся нерешенными вопросов по иранской ядерной программе с тем, чтобы МАГАТЭ было в состоянии обеспечить надежную уверенность в отсутствии незаявленного ядерного материала и деятельности в Иране. - Не считаете ли Вы, что любые санкции, прежде всего, отразятся на состоянии иранского народа и будут способствовать национальному объединению в противостоянии Западу, что, несомненно, ослабит оппозицию? - Как постоянному представителю России при международных организациях в Вене, мне трудно говорить на тему, не входящую в компетенцию МАГАТЭ. Если такой вопрос будет поставлен, уверен, что при его обсуждении в СБ ООН будут учитываться все сопутствующие аспекты. ЗМЕЕВСКИЙ Александр Владимирович, 1957 г.р., Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2007 года № 14 назначен Постоянным представителем Российской Федерации при международных организациях в Вене, Австрийская Республика В 1979 году окончил Московский государственный институт международных отношений. В системе МИД - с 1979 года. Работал на различных дипломатических должностях в центральном аппарате Министерства и за рубежом. В 1996-2000 гг. - заместитель Постоянного представителя России при ООН в Нью-Йорке, США, 2000-2001 гг. - посол по особым поручениям. С октября 2001 года - директор Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД России. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 класса.
Источник:
Trend
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий