В понедельник, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Москва и Тегеран тесно сотрудничают, чтобы обеспечить полное выполнение Совместного всеобъемлющего плана действий, известного как СВПД.
Ниже приводится полный текст интервью Сергея Лаврова агентству IRNA.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, каковы основные цели вашего визита в Иран? Как Договор об основах взаимных отношений и принципах сотрудничества между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией, заключенный в марте 2001 года, повлиял на развитие отношений между двумя странами?
Ответ: Развитие связей с Ираном - один из приоритетов внешней политики России. В этом году 12 марта исполнилось 20 лет со дня заключения упомянутого вами договора. Его подписали президенты наших стран в Москве. Тем самым стороны подтвердили взаимную приверженность построению отношений, основанных на принципах равноправия и взаимного доверия. Россия и Иран обязались уважать суверенитет, территориальную целостность и независимость друг друга и не вмешиваться во внутренние дела друг друга.
Во многом благодаря последовательной реализации положений Договора наши страны вышли на беспрецедентно высокий уровень взаимодействия, которое сегодня носит интенсивный и разносторонний характер. Мы укрепляем наши связи в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, гуманитарной и некоторых других областях. В Иране осуществляется реализация крупных инфраструктурных проектов, в том числе строительство и эксплуатация АЭС в Бушере. Продвигается сотрудничество в области здравоохранения и борьбы с распространением инфекции COVID ‑ 19. Иран поставляет российскую вакцину Sputnik V, и есть планы организовать ее производство на иранской территории.
Москва и Тегеран тесно сотрудничают, чтобы обеспечить полное выполнение СВПД. Мы успешно координируем наши усилия по достижению сирийского урегулирования в рамках Астанинского формата, доказавшего свою эффективность, и ведем регулярный диалог по ситуации на Ближнем Востоке в целом. Можно с уверенностью сказать, что российско-иранское сотрудничество способствует поддержанию региональной стабильности и, в более широком смысле, развитию международных отношений на основе принципов, закрепленных в Уставе ООН.
В ходе предстоящих переговоров с моим иранским коллегой г-ном Мохаммадом Джавадом Зарифом я планирую обсудить пути дальнейшего укрепления многогранных российско-иранских связей.
Вопрос: Иран и Россия должны сыграть особую роль и особую стратегию, которую необходимо реализовать в регионе, особенно в отношении развития транспортного коридора Север-Юг. Какие шаги следует предпринять двум странам в рамках этого проекта и с какими препятствиями они могут столкнуться? Как ожидается, что этот проект повлияет на транспортировку грузов в регионе и во всем мире?
Ответ: Устойчивый рост торгово-экономического сотрудничества во многом зависит от развитой логистической сети. Международный транспортный коридор Север – Юг является хорошим примером многостороннего сотрудничества. Это ключевой инфраструктурный проект в регионе, призванный способствовать взаимовыгодному взаимодействию между несколькими государствами.
Наши страны играют ведущую роль в реализации этой инициативы, поскольку большая часть сухопутного маршрута проходит через их территории. В этом отношении особое значение имеет создание современной дорожной инфраструктуры. Правительство России одобрило и запустило соответствующие планы и программы, в том числе для региона Каспийского моря. Мы знаем, что Тегеран также уделяет этому вопросу особое внимание. Рассчитываем, что наши иранские партнеры успешно завершат строительство подходов к Каспийскому порту (зона свободной торговли Энзели) и железной дороги в Азербайджан. Это существенно повысит конкурентоспособность МТК Север-Юг и его привлекательность для грузоотправителей.
Развитие сотрудничества между Ираном и Евразийским экономическим союзом также служит цели успешного функционирования транспортного коридора. Он был оформлен в 2018 году путем подписания Временного соглашения о создании зоны свободной торговли (вступило в силу в октябре 2019 года). 11 декабря 2020 года было принято решение о заключении постоянного соглашения о Зоне свободной торговли. Со своей стороны, мы и дальше будем всячески содействовать этой работе.
Мы надеемся, что МТК Север – Юг, в конечном итоге, послужит основой для создания единого «бесшовного» транспортного, логистического и экономического пространства, простирающегося от южного побережья Ирана до северных городов России. Решение такой задачи представляется особенно актуальным в тот момент, когда недавний инцидент с блокировкой Суэцкого канала высветил необходимость создания надежных наземных транспортных маршрутов.
Вопрос: Новое правительство США, похоже, продолжает проводить политику Дональда Трампа, но в новой форме. Что вы думаете об этом? Что могут сделать наши страны, чтобы противостоять односторонним подходам администрации Байдена?
Ответ: Основная проблема, как мы видим, является упорным нежеланием Вашингтона отказаться от порочного курса на поддержание глобального доминирования США, который был принят в начале 1990-х лет после распада Советского Союза. Сегодня для всех очевидно, что такая политика полностью контрпродуктивна, особенно с учетом того, что объективный процесс формирования более справедливого, более демократического и, следовательно, более устойчивого многополярного миропорядка набирает силу прямо на наших глазах.
Несмотря на это, США при поддержке своих европейских союзников предпринимают агрессивные шаги, направленные на разрушение ориентированной на ООН международно-правовой архитектуры и замену ее так называемым «порядком, основанным на правилах». Это не значит, что мы против того, чтобы все следовали правилам, но эти правила должны разрабатываться не в рамках узкого круга, включающего Вашингтон и его сателлитов и в обход Организации Объединенных Наций, а в универсальных форматах с участием всех ключевых глобальных игроков на основе существующих общепризнанных норм международного права.
В этом контексте я хотел бы выделить феномен беспрецедентно масштабного давления со стороны Запада на государства, которые проводят независимую внутреннюю и внешнюю политику, руководствуясь своими национальными интересами. Это включает в себя всевозможные инструменты, начиная от финансовых санкций и визовых ограничений до кампаний дезинформации и прямого силового вмешательства. Фактически, мы сталкиваемся с рецидивом неоколониального мышления во внешней политике, что подразумевает, среди прочего, разделение мира на «избранные» страны и всех остальных. В то время как первым предлагается априори помилование за любые действия, вторые предположительно должны действовать в соответствии с инструкциями Вашингтона. Это, конечно, неприемлемо как для России, так и для Ирана, а также для большинства стран мира.
Что касается второй части вопроса, важно, чтобы мы укрепляли внешнеполитическое взаимодействие, в том числе в рамках ООН и других многосторонних площадок. Тем более, что, как я уже сказал, у нас много сторонников - большинство членов мирового сообщества разделяют мнение о том, что межгосударственное общение следует развивать на основе международного права и принципов взаимного уважения с учетом каждого из них и интересов других. Как и мы, они считают неприемлемыми геополитические игры с нулевой суммой, санкции и шантаж и выступают за последовательное улучшение ситуации в мире.
Вопрос: Иран неоднократно заявлял, что никогда не стремился к ядерному оружию. США вышли из СВПД и ввели жесткие санкции против Ирана. Иран возобновит свои обязательства, если США снимут санкции. Есть ли у мирового сообщества, и в частности у России, план действий в отношении санкций США?
Ответ: Россия твердо убеждена в отсутствии разумной альтернативы СВПД. Как неоднократно подчеркивал президент Путин, наиболее эффективным способом сохранения договоренностей 2015 года является полное выполнение подписавшими странами своих обязательств. Начало предметных переговоров по этому поводу в Вене с участием иранских и американских делегатов вселяет надежду - в первую очередь, надежду на то, что предыдущие нарушения СВПД и резолюции 2231 СБ ООН со стороны США будут исправлены. Это создаст условия для возврата Ирана к соблюдению требований ядерной сделки с точки зрения как прозрачности, так и изменения конфигурации иранской ядерной программы. Мы делаем все возможное, чтобы помочь Вашингтону и Тегерану найти правильное решение.
Что касается политики санкций, проводимой Вашингтоном, наша позиция остается неизменной - мы продолжим отвергать любые односторонние ограничения, которые, помимо всего прочего, затрагивают наиболее обездоленные группы населения. Россия открыто заявляла о недопустимости таких ограничений на различных международных площадках, в том числе в ООН. Приятно отметить, что наша позиция широко поддерживается членами мирового сообщества.
Не менее важно активизировать усилия по снижению рисков, связанных с санкциями, и потенциальных затрат хозяйствующих субъектов. В частности, следует предпринять постепенные шаги по продвижению к дедолларизации национальных экономик и переходу к платежам в национальной или альтернативной валюте, а также к прекращению использования международных платежных систем, контролируемых Западом. Россия в этом направлении активно работает. Мы видим большие перспективы сотрудничества в этой сфере со всеми заинтересованными международными партнерами.
Ранее посол Ирана в Москве Казем Джалали заявил, что визит Лаврова в Тегеран направлен на подписание плана действий по экономическому сотрудничеству с министром иностранных дел Мохаммадом Джавадом Зарифом.
Он сказал, что Лавров встретится с иранскими официальными лицами и обсудит двусторонние, региональные и международные вопросы, включая СВПД, Сирию, Йемен, Афганистан и экономические вопросы.
Джалали сказал, что поездка Лаврова знаменательна, потому что она происходит после недавнего обмена посланиями между Верховным лидером революции аятоллой Хаменеи и президентом России Владимиром Путиным, в которых, по его словам, содержались важные моменты сотрудничества Тегерана и Москвы.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий