12 февраля 2003
Поступь автомобильной промышленности Ирана с каждым годом становится всё уверенней. Растут объёмы производства автомобилей, всё более интенсивным и плодотворным становится сотрудничество иранских автозаводов с их зарубежными коллегами по цеху. Провозглашённая правительством Ирана в качестве приоритетной задача перехода автомобильной отрасли от сборки к разработке и производству собственных автомобилей приобретает реальные очертания. Положительная динамика развития иранского автопрома, по прогнозам группы макроэкономических исследований DRI – WEFA, будет иметь место и в обозримом будущем, (по крайней мере до 2007 года). Экономическое чудо Последнее десятилетие прошло для Ирана на фоне неоспоримых успехов в укреплении политической системы и экономического базиса. Государству в условиях частичной международной экономической изоляции и ощутимого сопротивления консервативных кругов общества удалось осуществить радикальную экономическую реформу, результаты которой стали настоящим экономическим чудом. При сохранении наиболее консервативных общественных ценностей – частной собственности, свободы предпринимательства – во многом решены задачи по борьбе с нищетой и бедностью. Принятый в 1990 году пятилетний план развития обеспечил ежегодный прирост ВВП на 6,5%. Второй пятилетний план уже дал не менее 10% ежегодного прироста ВВП. Дефицит госбюджета за этот период снизился с 50 до 0,5%. Государственные доходы выросли на 13%, налоговые поступления - на 46,9%. Норма капиталовложений увеличилась с 12,35 до 16,3% ВВП при опережающем роста частных инвестиций. В 1996-1997 годах она составила уже 23,7%, то есть почти четверть ВВП реинвестировалась в экономику, что являлось достаточно серьезным признаком инвестиционной привлекательности Ирана. За эти годы число занятых граждан в целом по стране выросло с 11,5 до 14,1 млн. человек. Уровень бедности с 47% снизился до 17% от общей численности населения. С 1989 по 1996 год производство стали в Иране возросло с 1,5 до 6,0 млн. т, меди - на 350 %, алюминия - вдвое. По производству продуктов химической и нефтехимической промышленности Иран приблизился к двадцатке промышленно развитых стран. Опережающее развитие получили машиностроение и производство военной техники. Рост основной продукции сельского хозяйства составил за эти годы от 30 до 45 %. Преобладающая часть прироста реальной экономики получена не в нефтяном секторе, чья доля в доходах государства составляла уже менее 50%. В 1998 году меджлисом (парламентом) принята программа под названием "Экономика без опоры на доходы от экспорта нефти", рассчитанная на 20 лет. Она предусматривает постепенное их увеличение за счет альтернативных нефтяным источников. Согласно программе, ежегодные валютные доходы увеличатся с нынешних 25 млрд. долл. до 62 млрд. долл. в 2016 году. В конце осуществления программы 41 млрд. долл. предполагается получить от экспорта промышленной продукции, в том числе товаров нефтехимии, горнодобывающей промышленности и традиционных ремесел, 7 млрд. - за счет продажи сельскохозяйственной продукции и только 14 млрд. долл. - от сбыта нефти. В стране преодолена централизация управления хозяйством, что имело место в первые годы после революции и во время войны. Приватизированы сотни средних и тысячи мелких предприятий. Наиболее радикальному реформированию подверглись системы ценообразования и кредитно-банковская сфера. Осуществлена политика либерализации цен на промышленные и иные товары. Однако, следует отметить, всё это было сделано под достаточно действенным контролем государства, что предотвратило нежелательные скачки в ценовых пропорциях. Либерализован кредит, что стало важнейшим стимулом активизации предпринимательства. Стабильность экономики Ирана позволяет ему аккуратно расплачиваться со своими внешними кредиторами. Одной только Германии Иран выплачивает в год 600 млн. долл. Иран израсходовал на уплату долга в 1996 году 5,6 млрд. долл., в 1997 году - 3,4 млрд. долл. Страны Европы принадлежат к числу крупнейших экспортеров ИРИ. Возглавляет этот список Германия, двусторонний торговый оборот с которой составил 2,1 млрд. долл. в 1997 году. Франция стала вторым по величине поставщиком Ирана. Возрос экспорт Великобритании. Объем торговли между Японией и Ираном в 1998 году превысил 3,8 млрд. долл., причем на Японию приходится 35% экспортированной Ираном нефти. Иран стал членом Социально-экономического совета ООН, важнейшего органа ООН после Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Он состоит из 54 членов и каждый год обновляется на одну треть. Иран был избран в его состав в числе 18 новых стран. Таким образом, Иран на сегодняшний день обладает динамично развивающейся экономикой, стимулирующей сбалансированное развитие всех её отраслей, в числе которых автомобильная промышленность занимает одно из приоритетных мест. Автопром Ирана: от сборки – к производству Как видно из табл. №1, стабильное на протяжении всего рассматриваемого периода наращивание объёмов производства автомобилей в Иране сопровождается закономерным увеличением числа продаж. Начиная с 2003 года рост продаж будет носить опережающий характер. И это не случайно. Уже сейчас потенциальный спрос на легковые автомобили в Иране, по оценкам экспертов, составляет около 400 тыс. штук в год. Как показывают данные таблицы, автомобильный рынок Ирана с 2003 года достаточно активно начнут осваивать зарубежные производители. Уже с 2001 года, прослеживается увеличение экспортных продаж автомобилей иранского производства. На территории Ирана расположено 12 автозаводов. Самый крупный из них - «Ходро" расположен в Тегеране. Строился он в основном на средства, вырученные от продажи нефти, при содействии германской фирмы "Мерседес-Бенц" (1962 г.). В 1967 году по разработкам иранских автомобилестроителей была выпущена первая модель легкового "Пейкана". Потом появились различные грузовые, легковые, автобусные модификации. В 1988 году компания "Ходро" подписала соглашение о партнерстве с французским концерном "Пежо-Ситроен", а в 1990 году в стране начали продавать первые "Пежо-405" иранской сборки. В 1998 году выпущено 25 тыс. автомобилей, 60% комплектующих этой машины поставляет иранская сторона. В 1999 году запущена новая серия автомашин "Пежо-205". Предполагается, что из стен завода будут выходить до 50 тыс. таких машин в год. Но основным автомобилем завода "Ходро" является "Пейкан". Когда-то эталоном для него послужили некоторые британские модели. Сейчас автомобиль полностью модернизирован, 95 % его комплектующих деталей производится на месте. Компания выпускает до 500 машин в день. В 2002 году на рынках должен был появиться полностью сконструированный и произведенный в Иране "Пейкан". Таким образом, правительство Ирана решило задачу, поставленную в качестве приоритетной перед автомобильной промышленностью, – перейти от сборки автомобилей к их разработке и производству. Иран экспортирует грузовики, автобусы, легковые автомашины более чем в 30 стран мира. Например, до недавнего времени автобусный парк Туркмении в основном пополнялся автобусами иранского производства. Первой партией стали автобусы компании “Ивеко” (112 штук) иранского автосборочного завода “Ходрав Сазан”, а затем автобусы другой автокомпании - “Шахаб-Ходро” (59 штук). В последнее время прочные позиции заняли заводы другой иранской фирмы - “Иран-Ходро”. Именно она поставила в Туркменистан первые автобусы марки Mercedes. В 1999 году она также осуществила поставку 50 автобусов этой марки. В 2000 году “Иран-Ходро” поставила в таксомоторный парк Туркменистана 200 автомобилей “Пежо 1600 RD”. В 1997-1998 финансовом году в Иране было выпущено 250 тыс. автомобилей. Руководитель Организации развития и модернизации иранской промышленности Акбар Торкан заявил, что в недалеком будущем ежегодно из цехов автозаводов будут выходить 500 тыс. машин, и тогда доля Ирана составит одну сотую часть их мирового производства. Интересно, что Правительством Российской Федерации ещё весной 2002 года рассматривалась возможность субсидирования экспорта продукции российской автомобильной промышленности в ряд стран – должников перед Россией, в числе которых значится и Иран. Задолженность может быть погашена за счёт снижения импортных пошлин на поставку российских автомобилей. Эта мера, судя по всему, должна стимулировать российско-иранское сотрудничество в области производства и продажи автомобилей. Прецеденты такого взаимодействия уже существуют. Так, руководство ОАО «УАЗ», крупнейшего российского производителя внедорожников, и иранская компания "Мехр Кам Парс", подписали протокол о намерениях на поставку в 2003 году новой приборной панели для автомобилей "УАЗ" иранского производства. Об этом сообщает пресс-служба Ульяновского автозавода. "Мехр Кам Парс" является одним из ведущих производителей и поставщиков деталей компоновки интерьера и пластмассовых компонентов автомобиля. Эта компания в составе местного автопроизводителя "Иран-Ходро" занимается также выпуском автомобилей «Пежо» по лицензии французской компании. Кроме того, ОАО "ГАЗ", одно из ведущих в России предприятий-производителей легковых и грузовых автомобилей, и иранская автомобилестроительная компания "Иран Ходро", известная своим сотрудничеством с "Пежо" и "Даймлером-Бенцем", намерены организовать в Иране сборку микроавтобусов "Газель". ОАО «ГАЗ» вело переговоры с иранской компанией об организации сборки автомобилей "Газель" различных типов еще в 1999 году. Тогда же в Иран было поставлено 20 комплектов для сборки легких грузовиков "Газель" с цельнометаллическим кузовом. Машины были собраны и прошли технические испытания. Согласно условиям проекта, первоначально предполагается организовать сборку порядка 3000 микроавтобусов в год - из машинокомплектов, поставляемых ГАЗом. Сборка будет осуществлена на предприятии "Хавар Индастриэл Груп", которое входит в компанию "Иран Ходро" в пригороде Тегерана. На второй год планируется увеличить производство до 7000 "Газелей", на третий год - до 10.000. Единственным камнем преткновения в развитии автомобильной промышленности Ирана является ухудшение экологической обстановки. Загрязнённость воздуха в Тегеране, например, превышает допустимый уровень в 1,5 – 2 раза. По мнению представителя властных структур Тегерана, Мортеза Алвири, чтобы оздоровить экологическую обстановку в иранской столице, необходимо отправить на металлолом 200 тыс. автомобилей из более чем двухмиллионного автопарка города. В этой связи среди мероприятий первостепенной важности мэр отметил не только обновление автопарка, но и необходимость замены карбюраторов машин марки «Пейкан», пользующихся массовым спросом в Иране, на более экологически чистые – газовые. Автомобильная промышленность Ирана на фоне роста всех экономических показателей за относительно небольшой промежуток времени осуществила настоящий рывок в своём развитии. Прогнозируемые темпы роста производства автомобилей и в дальнейшем сохранят эту тенденцию. При подготовке статьи были использованы данные информационно-аналитического портала "WWW.IRAN.RU" Сергей Дружинин Источник: Журнал "Автобизнес" №1, 2003г.
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий