Генеральный директор ЗАО «Южно-Кавказские железные дороги» (ЮКЖД) Виктор Ребец обсудил в Тегеране вопрос железной дороги Иран-Армения.
Несколько дней назад на встрече с журналистами посол Ирана в Армении заявил, что в вопросе железной дороги Иран-Армения Тегеран ждет инициативы Еревана. Однако получается, что вместо Еревана инициативу, фактически, проявляет Москва. Во всяком случае, компания ЮКЖД, которая управляет железными дорогами Армении, создана «Российскими железными дорогами». То есть, Москва опережает Ереван. И это символично для армяно-иранских отношений. Москва всегда опережала Ереван и, по сути, не позволяла, чтобы Армения строила самостоятельные отношения с Ираном, видя в этой стране полноценного альтернативного экономического партнера.
Во всех крупных армяно-иранских проектах Москва присутствует и благополучно их тормозит, начиная с перспективы сотрудничества в области нефтепереработки и кончая энергетикой, в частности, армяно-иранским газопроводом. Кстати, посол Ирана в Армении недавно сделал нашумевшие заявления именно относительно этих отраслей. После этого Армения сделала шаг, который, похоже, свидетельствовал о принятии озвученных Ираном замечаний и о проявлении инициативы в отношениях. В Национальном собрании был принят забытый в течение последнего года проект закона о налоговых и таможенных привилегиях, которые касались строительства высоковольтной ЛЭП в Иран. Это может оказать непосредственное влияние также на поставки иранского газа, так как за газ Армения будет платить электроэнергией.
По всей видимости, подобные действия Еревана вызвали у Москвы обеспокоенность тем, что, возможно, он проявит инициативу и в вопросе строительства железной дороги, тем более что, похоже, в этом вопросе недавних президентских выборов в Иране складывется благоприятная обстановка. Напомним, что на упомянутых выборах победил реформатор Хасан Рухани, что может ослабить жесткость и напряженность в отношениях между Ираном и Западом.
В данном контексте, армяно-иранские отношения могут выйти из-под чрезмерно плотного контроля Москвы, что, естественно, неприемлемо для Кремля. Особенно, в ситуации, когда Армения пытается установить глубокие отношенияи и с Европой. А железная дорога Иран-Армения, с этой точки зрения, является одной из ключевых программ. Хотя существенен тут не конкретный проект, а всего лишь инициатива Еревана установить контакты с Ираном.
Виктор Ребец, побывав в Тегеране в качестве должностного лица ЮКЖД, имел там, фактически, статус представителя РФ, чтобы близко ознакомиться с процессами, происходящими в армяно-иранских отношениях, а также имеющимися рисками для российских интересов, которые нужно нейтрализовать. Впрочем, как и все имеющиеся до сих пор армяно-иранские стратегические проекты.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий