Иран проводит поощрительную политику в отношении иностранных инвесторов

05 октября 2011
A A A


Правительство Ирана проводит политику, направленную на привлечение иностранных инвестиций в экономику страны, применяя в отношении иностранных инвесторов ряд стимулирующих и поощрительных мер. По словам министра экономики и финансов Ирана Шамседдина Хоссейни, текущий объем иностранных инвестиций в страну достиг 3.8 млрд долл США, сообщает PressTV. Привлечение иностранных инвестиций основано на «Законе о поощрении и защите иностранных капиталовложений в Исламской Республике Иран». Главным регулирующим органом в области иностранных инвестиций является Министерство экономики и финансов (МЭФ), в подчинении которого находится Организация по инвестициям, экономическому и техническому содействию (ОИЭТС). Один из заместителей министра экономики и финансов одновременно является руководителем ОИЭТС и председателем Комиссии по привлечению и защите иностранных инвестиций (КПЗИИ), решения которого имеют, по существу, определяющее значение при рассмотрении инвестиционных проектов. Разработка инвестиционной политики в Иране возложена на Высший Совет по инвестициям (ВСИ). Членами Совета являются главы ведущих экономических министерств страны – экономики и финансов, сельского хозяйства, промышленности, горнорудной промышленности, а также министерства иностранных дел и Планово-бюджетной организации. На КПЗИИ возложена задача рассмотрения предложений на ввоз капитала и принятия решений с последующим представлением на утверждение в Совет Министров. Членами КПЗИИ являются: заместители министра (по одному из министерства/ведомства) экономики и финансов (руководитель ОИЭТС), иностранных дел, промышленности и природных ресурсов, а также заместители руководителя Организации управления и планирования и председателя Центрального банка, президент Палаты по вопросам торговли, промышленности и шахт Ирана. В своей деятельности ОИЭТС считает приоритетными капиталовложения, направленные на развитие промышленного и сельскохозяйственного экспортно-ориентированного производства в целях роста национального дохода, увеличения поступлений иностранной валюты, доходов государственного бюджета. Иностранные компании стремятся заручиться поддержкой ОИЭТС, чтобы гарантировать сохранность своих инвестиций согласно Закону о привлечении и защите иностранных инвестиций в Иране. В свою очередь ОИЭТС оказывает поддержку только тем инвесторам, проекты которых будут приносить доход в СКВ. Иранская сторона крайне заинтересована в инвестициях. Иран собирается существенно увеличить экспорт углеводородов, другие сектора экономики также нуждаются в модернизации. Согласно плану правительства планируется к 2030 году увеличить добычу нефти с 4 млн. до 7 млн. баррелей в сутки, газа – с 70-80 до 155 млн. кубометров. По расчетам Международного энергетического агентства, Тегерану потребуется привлечь в нефтегазовый сектор страны порядка 160 млрд. долл. США. Иранское руководство уделяет большое внимание «нефтяной дипломатии». На протяжении нескольких месяцев делегации иранских бизнесменов совершают визиты в азиатские столицы в поисках инвесторов. В Сингапуре были подписаны контракты на поставку углеводородов на сумму 200 млн. долл. США и инвестиционное соглашение на 2 млрд. долларов. Идет проработка китайского направления. Здесь интересы двух стран совпадают: Китаю нужны поставщики нефти, он готов вкладывать крупные средства в ее разработку, а для Ирана КНР является основным рынком сбыта нефти. Однако китайские инвесторы не располагают такими же передовыми технологиями, как западные компании. Нынешняя ориентация Ирана на инвесторов из Азии является вынужденной, вызванной бойкотом со стороны европейских и американских компаний. Тегеран намерен привлечь как можно больше инвесторов из таких стран, как Индия, Малайзия, Вьетнам, Индонезия, Россия. В стране проводится масштабная приватизация имеющихся активов, в том числе энергетических. Сейчас частный сектор занимает всего 10%. В 2009 г. было объявлено о начале приватизации ряда нефтехимических объектов на общую сумму 60-70 млрд. долларов США, в результате чего доля частного капитала в нефтехимическом секторе через пять лет возрастет до 80%. Первые крупные приватизационные сделки были запланированы еще на 2007 год, и иностранным инвесторам разрешено участвовать в приватизации. Иран развивает инвестиционное сотрудничество в двух направлениях: привлекая инвестиции в свою нефтегазовую сферу, он одновременно инвестирует в топливно-энергетические комплексы (ТЭК) других стран. Например, в июне 2007 года было объявлено о том, что Иран вложит 9 млрд. долларов США в экономику Венесуэлы. В целях расширения притока иностранного капитала в форме прямых инвестиций иранское правительство создает особые условия в свободных экономических зонах, в которых вводится более либеральный и привлекательный режим для иностранного капитала. В отличие от обычных условий режим СЭЗ разрешает создание производственных компаний со 100%-ным иностранным капиталом. Предприниматели освобождаются от уплаты налогов в течение 15 лет. В свободных зонах разрешается создание частных банков и других кредитных учреждений в форме открытых и закрытых акционерных компаний с привлечением иностранного капитала, могут создаваться частные страховые компании и открываться отделения иностранных банков. Сняты ограничения на валютные расчеты физических и юридических лиц по внешним операциям. Необходимыми условиями для регистрации иностранных компаний в свободных экономических зонах Исламской республики Иран являются: 1) Регистрация в Иране компании, ее представительства или филиала должна быть произведена представителем компании, имеющим на руках официальную письменную доверенность. 2) Одновременное представление полномочий или доверенности при обращении за регистрацией в Иране компании, торгового знака, «ноу-хау» и т.п. не является обязательным условием, однако уполномоченное лицо или представитель компании должен предъявить надлежащим образом оформленные и действительные полномочия или доверенность при подписании соответствующих записей в регистрационных книгах. 3) Зарегистрированная компания и/или торговый знак или «ноу-хау» и т.п. являются действующими и могут использоваться, как только они будут зарегистрированы в Регистрационной палате Исламской республики Иран. 4) В консульских отделах посольств Исламской республики Иран в зарубежных странах имеются соответствующие формы для подготовки документов о полномочиях или доверенностей. Формы, заполненные заявителями, подписываются, скрепляются печатью и сертифицируются консульскими отделами. 5) Оформленные полномочия или доверенности должны быть направлены заявителем в Министерство иностранных дел Исламской республики Иран для повторной аттестации. Такие документы будут действительны для предъявления в любые правительственные учреждения. 6) Любое иностранное лицо (юридическое или физическое), обращающееся за регистрацией компании, представительства, филиала или торгового знака, «ноу-хау», должно быть официально зарегистрировано компетентным органом государства происхождения. Такие документы будут действительны для предъявления в любое государственное учреждение, если они будут соответствующим образом заверены и сертифицированы в консульских отделах посольств Исламской республики Иран в зарубежных странах, а также аттестованы Министерством иностранных дел Исламской республики Иран. Для создания промышленного предприятия в свободных экономических зонах в Иране необходимо: 1) Оформить письменное заявление, заполнить анкету, представить соответствующее технико-экономическое обоснование и приобрести лицензию. 2) Выбрать требующийся участок земли, подписать контракт на покупку земли с Администрацией Свободной зоны о. Киш (иранские граждане могут приобрести или арендовать необходимый земельный участок, однако иностранцы могут только арендовать его). 3) Представить рабочие чертежи и получить лицензию (разрешение) на строительные работы и на производство работ, включая начало и завершение работ по строительству зданий и сооружений. 4) Осуществить импорт и монтаж оборудования. 5) Импортировать сырье. 6) Приступить к эксплуатации предприятия и приобрести лицензию (разрешение) на эксплуатацию. 7) Обратиться за выдачей лицензии (разрешения) на установление фиксированного процента объема продукции, производимой в Свободной зоне, которая может быть импортирована на основную иранскую территорию беспошлинно и без взимания налога на прибыль. Для регистрации частного акционерного общества в иранских свободных экономических зонах необходимы следующие документы: 1) Две копии заявления, подписанного акционерами. 2) Две копии учредительных документов акционерного общества, подписанных всеми учредителями общества. 3) Две копии Протокола общего собрания учредителей, подписанного всеми акционерами и ревизорами. 4) Две копии Протокола первого заседания совета директоров, подписанные всеми членами совета директоров. 5) Две копии первой страницы удостоверений личности всех директоров, акционеров и ревизоров (для юридических лиц – может быть принята копия газетной публикации о создании юридического лица) Что касается иностранцев, то для них требуется фотокопия паспорта, а для иностранных компаний и учреждений – представление регистрационных документов на компанию, оформленных в стране происхождения. Такие документы должны быть проверены и легализованы со стороны Исламской Республики Иран (посольством или консульством) в стране, резидентом которой является лицо, обращающееся за регистрацией, и официально переведены на персидский язык. 6) Справку банка, расположенного в соответствующей свободной зоне, о том, что минимум 35 процентов суммы капитальных вложений произведены наличными. 7) Заключение эксперта – юриста о том, что безналичные капитальные вложения действительно произведены – для тех случаев, когда весь или часть капитала общества внесены в безналичной форме. 8) Фотокопия разрешения на экономическую деятельность, выданного заместителем по экономике Директора Администрации свободной экономической зоны. 9) Гарантийное письмо заявителя о том, что он принимает к оплате все выставляемые платежи за регистрацию компании и соответствующую публикацию в официальной газете. 10) Процедура официального опечатывания всех бухгалтерских книг. С принятием нового закона об иностранных инвестициях, иранские руководители заявляют о гарантиях того, что иностранный капитал в Иране не будет подвергаться рискам, в том числе национализации и реквизиции. Если такое вдруг произойдет, то правительство обязуется возместить капитал по рыночной стоимости. Правительство гарантирует, что при заключении инвестиционных соглашений налоговое законодательство, действующее во время заключения соглашения, будет оставаться для этого соглашения неизменным на весь срок его действия. Если даже на этот период будет принято новое законодательство, то оно обратной силы на заключенное соглашение иметь не будет. Для получения дополнительной информации относительно инвестиций в различных отраслях деятельности, условий ввоза и вывоза товаров, приобретения недвижимости и иных владений, регистрации компании и т.п. можно обратиться на англоязычную часть сайта www.en.freezones.ir.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.