09 августа 2011
Инициатива строительства железной дороги из Китая в Иран через страны Центральной Азии и Афганистан обсуждается давно. По планам Китая данная магистраль позволит Синьцзян-Уйгурскому автономному району напрямую наладить сообщение с Ираном. А это уже перспектива открытия нового рынка сбыта для китайских товаров и путь доставки нефтепродуктов цистернами на бурноразвивающийся запад КНР. По замыслу же политиков центрально-азиатских государств данный проект позволит выйти странам региона из транспортного тупика, который создался в силу того, что в советское время все линии коммуникации замыкались на внутренний рынок, а массовое сообщение с Китаем, Афганистаном и Ираном отсутствовало. Как следствие у нынешних государств региона (за исключением Туркменистана) фактически отсутствует возможность доставки своих грузов к океанским портам Ирана. В 2008 году Иран построил железнодорожную ветку до афганского Герата. Строить дорогу дальше он вот уже несколько лет отказывается. Возможно, иранцам ставят препоны США, которые управляют Афганистаном, но факт остаётся фактом – строительство железной дороги в рамках данного проекта официальным Тегераном было приостановлено. В 2010 году Узбекистан принялся строить железнодорожную ветку до афганского Мазари-Шарифа. Работы были закончены в 2011 году, а 8 августа сего года стало известно, что официальные Ташкент и Кабул заключили контракт на эксплуатацию этого участка магистрали. Таким образом, становится ясно видно, что проект железной дороги Китай-Иран постепенно претворяется в жизнь. Построены два участка из пяти. Но, актуальными остаются вопросы соединения афганских Герата и Мазари-Шарифа, строительство через Кыргызстан и по территории самого Китая. За платёжеспособность китайцев беспокоится не стоит, тем более, что они больше всех продвигают данный проект. Значит, проблемными остаются лишь кыргызский и афганский участки общей магистрали. Первый вызывает опасения своей политической непредсказуемостью, а второй вопросами безопасности. В Кыргызстане вопрос строительства железной дороги активно поднимался последний год. Активно лоббировал проект министр природных ресурсов Замирбек Эсенаманов, который убеждал общественность в том, что власти страны достигли договорённости с китайскими инвесторами о строительстве железной дороги по территории Кыргызстана, взамен чего Пекин получал право на разработку огромного алюминиевого месторождения «Сандык». Против этого выступил ряд общественных организаций, которые создали отрицательное отношение в обществе к данной инициативе властей. В результате премьер-министр КР Алмазбек Атамбаев 8 августа подверг публичной критике министра и тех, кто поддерживал эту идею, вновь поставив под удар реализацию столь масштабного проекта. Без Кыргызстана невозможна реализация данного проекта, т.к. через него проходит наикратчайший путь из Китая в Узбекистан. Последний же обладает развитой сетью железных дорог. Возможна реализация этого проекта без участия Афганистана, т.к. возможно построить путь, пролегающий через Узбекистан и Туркменистан. Или, что ещё более реалистично – развитие имеющихся железнодорожных путей, которые и так соединяют оба государства. Проблема лишь в том, что Ташкент не желает в какой-либо степени зависеть от Туркменистана, с которым поддерживаются внешне дружественные отношения. Иначе бы узбекские товары давным-давно уже транспортировались через Туркменистан к океанским портам Ирана. Именно в этом ключе стоит рассматривать желание Узбекистана как можно скорее построить железную дорогу через соседний нестабильный Афганистан. Собственный корреспондент IslamSNG.com в Кыргызстане Роман Вейцель
Источник:
Ислам в СНГ
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий