06 октября 2010
Несмотря на заявления официального Тегерана о начале экспорта бензина, произведенного в стране, эксперты считают, что Иран все еще не обладает достаточными для этого мощностями. "Иран до сих пор испытывает серьезную проблему в производстве бензина и других нефтепродуктов, - сказал Trend по телефону из Москвы директор Центра общественных и политических исследований Владимир Евсеев. - Я не верю в то, что Иран смог решить эту проблему до настоящего времени. Необходимо несколько лет, чтобы построить новые и реконструировать имеющиеся заводы". Иран заявил об экспорте первой партии бензина, произведенного на местных НПЗ, сообщило агентство SHANA со ссылкой на директора департамента по международным вопросам Иранской национальной нефтяной компании (ИННК) Али Асгара Арши. По его словам, объемы производства бензина позволили Ирану достичь уровня самодостаточности в этой отрасли. Вскоре начнут осуществляться новые экспортные поставки. При этом Арши не уточнил количество нефтепродукта, отправленного на экспорт, а также имени покупателя. По словам Евсеева, другой стороной проблемы является то, что ввиду дешевизны бензина в Иране (стоимость бензина в стране составляет порядка 10 центов), он контрабандой вывозится в соседние государства, в частности в Турцию. "До тех пор, пока не будут запущены мощности и не будут сокращены объемы контрабанды, говорить о самодостаточности Ирана в вопросе обеспечения нефтепродуктами нельзя", - сказал он. Евсеев считает, что, по-видимому, заявления о начале экспорта бензина - очередная PR-акция со стороны Ирана, но он также не исключает возможности перепродажи топлива. "С одной стороны, Иран преследует цель доказать, что он самодостаточен, а с другой стороны, возможно, речь идет о бензине не собственного производства, а об осуществлении схемы так называемого свопа", - сказал он. Но, тем не менее, все заявления о самодостаточности Ирана, с точки зрения Евсеева, являются блефом. Профессор Реза Тагизаде также не верит в то, что Ирану удалось увеличить перерабатывающие мощности, необходимые для производства бензина на экспорт. "Иран никогда не был (легальным) экспортером бензина, хотя из-за достаточно низких цен на топливо оно по-прежнему контрабандой вывозится за рубеж, - сказал Trend по электронной почте член экспертного совета Trend Тагизаде. - Для того чтобы повысить производство бензина на 40 процентов от нынешних объемов, Ирану необходимы миллиарды долларов инвестиций в НПЗ". Ирану для строительства новых нефтеперерабатывающих заводов и, соответственно, для увеличения производства нефтепродуктов необходимы инвестиции в размере 46,5 миллиарда долларов. До настоящего времени Иран в рамках четвертой программы развития вложил в эту сферу всего 8,2 миллиарда долларов. Для поддержания и расширения существующего производства необходимы 6,3 миллиардов долларов, из которых на сегодня были вложены 2,1 миллиарда долларов. Сегодня в Иране производство бензина осуществляют нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Бендер-Аббасе (21 процент всего выпускаемого в стране бензина), НПЗ в Абадане (20,2 процентов), Исфагане (18,2 процентов), Тегеране (15 процентов), Араке (10,4 процентов), Тебризе (6,2 процентов), Ширазе (3,8 процента), Лаване (2,4 процента) и в Керманшахе (1,7 процента). Ранее, в июле министр нефти Ирана Сайед Масуд Мирказеми заявил, что Иран планирует ввести в строй к концу 2010 года несколько нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и в течение двух-трех лет стать одним из крупнейших экспортеров бензина в регионе и мире. В начале сентября Мирказеми заявил, что объемы производства бензина на иранских НПЗ увеличились до 66,5 миллиона литров в день, что покрывает потребности страны в этом виде топлива. По словам Тагизаде, старые заводы работают на пике своих производственных мощностей. Недостаточно перепрофилировать нефтехимические заводы и фабрики и производить на них топливо для автомобилей. Это очень дорогостоящий процесс, сказал он. "Топливо, производимое подобным образом, будет дороже, чем импортируемый бензин, - сказал он. - Помимо этого, его качество будет отличаться от качества топлива, производимого на НПЗ, а при использовании он может нанести ущерб автомобилям". Если же объем суточной потребности Ирана в топливе сохранился на прежнем уровне, стране все еще необходимо импортировать от 22 до 25 миллионов литров бензина, считает Тагизаде. В Иране ежесуточно потребляется в среднем около 65 миллионов литров бензина. Учитывая, что на отечественных предприятиях до последних официальных заявлений производилось более 44 миллиона литров бензина в сутки, около 21 миллиона литров топлива Иран вынужден был ежесуточно импортировать из-за границы (в основном из европейских стран). Несмотря на то, что Иран является пятым крупнейшим в мире экспортером сырой нефти, бензин все еще возглавляет список основных импортируемых товаров. Однако, по заявлению официальных лиц Ирана, за последний месяц в результате работ, проведенных на НПЗ, объем производства бензина вырос до более чем 66 миллионов литров в сутки. "Единственный способ сбалансировать объемы бензина, производимого в стране, с ежедневным его потреблением - это сокращение потребления на 40 процентов, - сказал он. - Повышение цен и отказ от субсидий на топливо могут сыграть злую шутку с иранским правительством". 9 июня Совет Безопасности ООН принял предложенную США резолюцию 1929 о введении новых международных санкций против Ирана. Затем дополнительные односторонние санкции в отношении Исламской Республики были объявлены Администрацией США, а 26 июля министры иностранных дел стран ЕС одобрили пакет односторонних антииранских мер, среди которых решение о сокращении экспорта бензина в Иран. Французская нефтегазовая группа Total стала последней западной компанией, которая прекратила поставки нефтепродуктов, в частности бензина, в Иран после введения США односторонних санкций против этой страны. Ранее поставки бензина в Иран приостановили англо-голландский концерн Royal Dutch Shell PLC, British Petroleum, Reliance Industries, Glencore, голландско-швейцарские трейдеры Vitol Holding BV и Trafigura Beheer BV, швейцарский сырьевой трейдер Glencore International AG, а также российский "ЛУКОЙЛ" и малазийская госкомпания Petroliam Nasional Bhd (Petronas).
Источник:
Day.az
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий