Страны СНГ рвутся в Иран

31 мая 2010
A A A


В Иране ждут не только грузы, но и пассажиров из соседних стран. Армения подала заявку на кредитование строительства железной дороги в Иран из средств антикризисного фонда ЕврАзЭС. Правительство республики рассчитывает получить из средств фонда более $1 млрд. Как заявил на 26-м заседании Межгосударственного совета стран ЕврАзЭс в Санкт-Петербурге премьер-министр Армении Тигран Саргсян, правительство республики готово предоставить гарантии для реализации проекта по строительству железной дороги. Он добавил, что с премьер-министром России Владимиром Путиным была достигнута договоренность поручить концессионеру армянских железных дорог – «Южно-Кавказской железной дороге», которая является дочерней компанией ОАО «РЖД», уточнить формат армяно-российского сотрудничества в этом проекте. Пресс-секретарь «Южно-Кавказской железной дороги» Ваге Давтян сообщил «Гудку», что протяжённость новой линии по территории Армении составит 350 км, а по территории Ирана – 80 км. Планируется, что ветка пройдёт от станции Гагарино до приграничного города Мегри. Конечным пунктом магистрали станет иранский город Меранд. Начальник управления внешних связей Министерства транспорта Армении Гагик Григорян сообщил «Гудку», что примерная сумма инвестиций в строительство новой железной дороги составляет $2 млрд евро. По словам представителя Минтранса, в настоящее время существует предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. «Азиатский банк развития» выделит грант в размере $1 млн на создание окончательного ТЭО проекта. После этого с банком будут проведены переговоры по поводу финансирования строительства. Гагик Григорян отметил, что помимо кредитных средств ЕврАзЭС и «Азиатского банка развития» возможно финансирование проекта из бюджета Армении. Представитель Минтранса Армении также сообщил, что у Ирана готово ТЭО строительства дороги на своей территории. Согласно документу, стоимость иранского участка составит $180 млн. Гагик Григорян рассказал «Гудку», что для строительства дороги был выбран наиболее короткий маршрут, учитывающий особенности рельефа, по которому будет проходить дорога. Это позволит снизить расходы на строительство. По его словам, дорогу предполагается сделать однопутной. Это обусловлено опять же сложностями рельефа. «Однако мы сможем построить вторые пути там, где это будет возможно», – отметил г-н Григорян. Дорога будет электрифицированной, а максимальная скорость движения поездов по ней составит 100 км/ч. Начальник управления внешних связей Минтранса Армении считает, что ОАО «РЖД» будет заинтересовано участвовать в проекте по строительству железной дороги Армения – Иран. Однако в отделе сотрудничества со странами СНГ департамента международных связей ОАО «РЖД» «Гудку» заявили, что о каких-то конкретных шагах говорить рано, поскольку ещё не определены источники финансирования проекта. Гагик Григорян отметил, что новая магистраль будет рассчитана, в первую очередь, на перевозку транзитных грузов из России, Ирана и Турции, а также на перевозку руды и неф­тепродуктов. «На юге Армении есть горно-обогатительные комбинаты, которые смогут обеспечить загрузку новой магистрали. Кроме того, в Армении запланировано строительство совместного армяно-ирано-российского нефтеперерабатывающего завода, продукция которого также сможет перевозиться по новой железной дороге», – рассказал Гагик Григорян. «Благодаря строительству новой железной дороги Армения станет транзитной страной, что положительно отразится на экономике страны. В настоящее время у республики существует железнодорожное сообщение только с Грузией», – отметил генеральный директор компании «РейлВнешТранс» Арсен Тер-Карапетян. Руководитель Центра политических исследований фонда «Нораванк» Севак Саруханян считает, что заявленных $2 млрд на строительство дороги может не хватить. «Расходы на строительство железной дороги разнятся, в зависимости от того, в каком регионе ведутся строительные работы. Строительство одного км железной дороги в Китае и России стоит от $1,5 до $12 млн, в Швейцарии – около $30 млн. Для нашего региона базовой может быть принята стоимость одного км строящейся на территории Ирана железной дороги Кезвин-Решт-Астара – $14 млн за 1 км», - отметил он. «У Армении нет опыта строительства железных дорог. В процессе реализации проекта могут возникнуть новые задачи, которые нужно будет решать и на которые понадобятся средства. При этом инвесторам надо показать, что проект будет рентабельным, а для этого необходимо просчитать перспективный грузопоток», – заявил эксперт «Гудку». «Объёмы грузоперевозок в сообщении Армения – Иран достаточно низки и составляют примерно 600 тыс. тонн в год (общий объём грузоперевозок за 2009 год – 4,571 млн тонн). Согласно различным анализам и данным логистических компаний, для обеспечения прибыльности строительства новой дороги необходимо, чтобы на каждый строящийся километр приходилось около 30 тыс. тонн грузоперевозок. С этой точки зрения, для обеспечения прибыльности строительства железной дороги Армения – Иран необходимо обеспечить для неё 7,5–8 млн тонн грузоперевозок, что почти вдвое превышает годовые объёмы грузоперевозок Армении и более чем в 10 раз – объёмы грузоперевозок в направлении Армения – Иран», – отмечает Севак Саруханян. Но, по его мнению, у новой дороги будет большой транзитный потенциал за счёт возможности связать Черноморский регион и страны Персидского залива. «Однако для этого Армения и Иран в ближайшие годы должны вести активные переговоры с государствами региона, которые могут использовать новую железную дорогу, – Индией, Пакистаном, Грузией, Украиной, Румынией, Россией и Болгарией», – считает эксперт. Перспективы строительства железной дороги из Армении в Иран во многом зависят от заинтересованности России и Казахстана – главных «доноров» ЕвпрАЗЭС, считает эксперт «Центра политической конъюнк­туры» Дмитрий Абзалов. Он полагает, что этот проект интересен в качестве части транзитного коридора «Север-Юг», через который можно будет в значительных объемах поставлять товары из Европы на Ближний Восток. Дмитрий Абзалов подчеркнул, что проект имеет хорошие шансы на реализацию при стабилизации политической ситуации в Иране. «В условиях экономических санкций реализовывать инфраструктурный проект без гарантий безопасности крайне сложно. В Иране есть целый ряд политических рисков, но экономическая составляющая проекта может быть интересной», - отметил эксперт. Источник:"gudok.ru"
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.