Ситуация на бензиновом рынке Ирана

03 августа 2006
A A A


А.М. Вартанян Предупреждение бензинового кризиса в стране является сегодня одной из насущных проблем экономической политики иранского правительства. Напряженность на этом участке возникла в конце 2005 года: тогда правительство ИРИ было вынуждено принять экстренные меры для стабилизации бензинового рынка и приступить к разработке поэтапной программы либерализации ценообразования на этот стратегический товар. До сих пор рекордно низкие цены на бензин (около 10 центов за литр) удерживались искусственно за счет государственного субсидирования. Нехватка местных мощностей (нефтеперерабатывающая промышленность Ирана производит ежедневно 40 из 70 необходимых миллионов литров бензинового топлива, остальное импортируется) и резкий рост спроса на бензиновое топливо внутри страны (увеличение числа автовладельцев, диверсификация промышленного производства) потребовали радикального решения бензиновой проблемы. До настоящего времени нет законодательно оформленного (в форме парламентского закона) окончательного решения, однако в общих чертах предполагается осуществить следующие меры. Во-первых, постепенно отказываться от импорта бензина (ранее министр нефти ИРИ К. Вазири-Хаманэ заявлял, что такая политика может начаться уже с 21 сентября 2006 года, то есть когда стартует второе полугодие 1385 иранского года). Во-вторых, ввести ограничения на продажу бензина внутри страны. В-третьих, ужесточить меры по борьбе с контрабандой бензина в соседние страны (по оценкам экспертов, ежегодно Иран теряет на этом более 1 млрд долл.). В четвертых, ввести нормированную продажу бензина для населения (по карточкам), допустив рыночное ценообразование на этот товар сверх установленных лимитов. Главный вопрос, который волнует рядовых иранских граждан, — цены на бензин. В выступлении президента М. Ахмадинежада в апреле 2006 года по бензиновому сюжету о ценах ничего конкретно сказано не было. Было лишь заявлено о возможном прекращении с сентября импорта бензина и о введении для населения карточек на бензин. Эта мера, пояснил президент, является вынужденной — парламент выделил в текущем году на импорт бензина только 2,5 млрд долларов вместо заложенной в правительственном проекте бюджета суммы в 4 млрд долл. Вместе с тем, по мнению председателя парламентской комиссии по энергетике, для обеспечения импорта бензина и керосина во втором полугодии текущего иранского года (сентябрь 2006 – март 2007) может потребоваться порядка 4,5 млрд долл. США. В целом, как представляется, муссирование бензинового вопроса в СМИ привело к противоречивым оценкам. В высказываниях ряда парламентариев и экспертов звучало предположение, что цены на бензин с сентября 2006 года могут вырасти в два раза. В последнее время со стороны представителей депутатского корпуса появились опровержения: дескать, цена на бензин в два раза увеличена не будет, а правительство вскоре представит в парламент проект закона, регулирующего импортные поставки на второе полугодие текущего иранского года. Так, по некоторым данным, в этом проекте может быть заложено 4 млрд долл. США на покупку импортного бензина во втором полугодии (министерство нефти ИРИ, правда, поспешило заявить о своей «полной неосведомленности» по поводу готовящегося законопроекта). Эта группа депутатов считает, что полный запрет на импорт бензина из-за рубежа является рискованным шагом, способным поставить под удар национальную экономику. Ее позиция заключается в том, чтобы сохранить во втором полугодии дотационный принцип, то есть продавать импортируемый в Иран бензин по нынешней цене — 10 центов за литр. В парламенте существуют также противники введения карточной системы, которые считают нецелесообразным «ограничивать нужды народа». Они выступают за сохранение государственного субсидирования бензиновой сферы. Аргументы этой группы депутатов сводятся к тому, что «длительные консультации» с правительством показали преждевременность введения предлагаемых радикальных мер по решению бензиновой проблемы. Обращает на себя внимание факт резкого расхождения мнений отдельных парламентских групп и президентской команды по бензиновому вопросу. Эта проблема в условиях нагнетания ядерного кризиса и актуализации вопроса о международных торгово-экономических санкциях против Ирана заметно политизировалась. От решения бензиновой проблемы в стране в краткосрочной перспективе будет зависеть общая экономическая стабильность в Иране, поскольку с ростом цен на топливо автоматически возникнет дополнительная социальная нагрузка на население, обусловленная ростом цен на товары и услуги. Кроме того, успешное решение бензиновой проблемы станет важным индикатором эффективности социально-экономической политики президента М. Ахмадинежада и его правительства (пока на этом направлении видимых успехов не наблюдается). Следует также иметь в виду, что политизация бензиновой проблемы привела к широкому задействованию ее как инструмента определенных групп влияния иранского истеблишмента во внутриполитической борьбе, в том числе в популистских целях. Вместе с тем необходимо понимать, что по мере втягивания Ирана в глобальную экономическую систему (этот процесс приобрел необратимый характер) Тегерану в любом случае придется отходить от старых схем субсидирования бензина и постепенно адаптироваться к условиям рыночной экономики. В том, что реформа бензиновой сферы назрела, сомнений нет даже у наиболее рьяных противников форсированной либерализации с сентября текущего года. Другое дело, что этот процесс, по всей вероятности, будет осуществляться плавными темпами с минимальным ущербом для интересов граждан и иранской экономики в целом. Кроме того, судя по всему, иранские власти собираются использовать комплексный подход для решения данной проблемы: помимо либерализации бензинового рынка разрабатываются планы диверсификации нефтехимической отрасли Ирана.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.