27 мая 2004
Дефицит инвесторов сдерживает разведку и разработку туркменского шельфа С 2001 года официальный Ашхабад ведет переговоры более чем с 20 зарубежными (в том числе с российскими) компаниями, проявившими интерес к морским месторождениям в туркменском секторе Каспия - речь идет о 32 блоках, потенциальные запасы которых оцениваются в 11 млрд тонн нефти и 6,2 трлн м3 газа. Однако с того времени к имеющимся двум СРП подписано лишь одно новое соглашение - с датской компанией Maersk Oil на разработку «Объединенных блоков 11, 12». В мае 2004 года, как утверждают официальные лица в Ашхабаде, будет подписано соглашение о разделе продукции с российским консорциумом «Зарит». Проблемы с Ираном, который не признает исключительной юрисдикции Туркменистана на территорию, где расположен участок «Зарит», впрочем, пока не решены. Привлечение новых инвесторов на туркменский Каспий идет крайне медленно, но объемы нефтедобычи здесь в ближайшие годы будут расти. Сегодня из трех компаний, работающих на оффшорных блоках на условиях раздела продукции, нефтедобычу ведет только одна - англо-арабская Dragon Oil, в которой 67% акций принадлежат Национальной нефтяной компании ОАЭ (ENOC). К 2006 году при удачном стечении обстоятельств добычу могут начать и две другие - Maersk Oil и малайзийская Petronas, которые сейчас ведут разведочные работы. Год активного дракона Dragon Oil разрабатывает морской блок Челекен (Блок II) уже восьмой год. Сначала компания работала в рамках СП с «Туркменнефтью», а с 2000 года переоформила контракт на СРП. Контрактная территория блока включает три месторождения: Джейтун (бывшее ЛАМ), Джигалыбег (бывшее Жданов) и Челекенянгуммез, совокупные запасы которых оценены независимым аудитором в 70 млн тонн нефти и 62 млрд м3 газа. Из трех месторождений блока на сегодня эксплуатируется только одно - Джейтун. В последние годы добыча Dragon Oil стабильно растет. В 2002 году компания добыла около 500 тыс. тонн нефти, в 2003 - 630 тыс. тонн. Производственную базу компании составляют пять скважин, пробуренных в 2001-03 годах на платформе Джейтун 22, а также старые скважины, запущенные после капитального ремонта. В нынешнем году Dragon Oil намерена взять очередную высоту - 1,5 млн тонн нефти. Для этого планируется пробурить и ввести в эксплуатацию четыре скважины на новой платформе Джейтун 21. Весь прошлый год основные инвестиционные усилия компании были сосредоточены на строительстве этого объекта. Однако есть вероятность, что выйти на 1,5 млн тонн в текущем году Dragon Oil не сможет. В ноябре 2003 года компания начала бурение первой эксплуатационной скважины 21/106 на платформе, но в феврале по техническим причинам оно было временно приостановлено. Затем были предприняты две попытки пробурить новые стволы этой скважины, но завершить ее так и не удалось. В последний день февраля Dragon Oil начала бурение второй скважины 21/107. Ее проектная глубина - 3540 м с возможным продолжением до 4200 м. Кроме того, компания намерена еще раз рассмотреть варианты по добуриванию скважины 21/106. Неудачу на первой скважине в Dragon Oil восприняли философски. По словам главы компании Хуссейна Султана (Hussain Sultan), на первой скважине получено «много полезной информации и данных, которые помогут при работе с будущими скважинами». Подрядчиком Dragon Oil по бурению всех скважин с платформы стала российская компания «ЛУКОЙЛ- Шельф», с которой в ноябре прошлого года оператор заключил соглашение по использованию самоподъемной буровой установки (СПБУ) «Астра» на 8 месяцев. Как заявили «НиК» в буровой компании, технологически бурение осуществляется за счет выдвижения консоли с СПБУ на стационарную платформу. Все 4 скважины будут наклонными, чтобы охватить большую площадь нефтегазовой залежи. В апреле Dragon Oil продлила до 31 марта 2005 года соглашение с «ЛУКОЙЛ-Шельфом». Таким образом, оператор туркменского проекта де-факто признал, что бурение на новой платформе затянется до следующей весны. В 2004 году Dragon Oil планирует вложить в проект $90 млн. Инвестиции будут направлены на проведение буровых работ, прокладку подводного трубопровода между новой платформой и уже существующей, а также на развитие морской и береговой инфраструктуры. Кроме того, Dragon Oil в этом году намерена осуществить масштабные геологоразведочные работы на территории всего контрактного блока. В течение ближайших пяти лет программа освоения месторождений блока Челекен предусматривает доведение уровня добычи до 2,7 млн тонн нефти в год. Для этого потребуется реконструировать и построить дополнительные стационарные морские платформы, десятки километров нефтепроводов, а также провести модернизацию морской и береговой инфраструктуры, в том числе нефтеналивного причала Аладжа. Petronas форсирует разведку Малайзийская Petronas пришла в Туркменистан в 1996 году. Компания работает на контрактном Блоке I на условиях СРП. В 1998-2002 годах Petronas с помощью иранской СПБУ «Иран-Хазар» провела два цикла разведочного бурения. Были пробурены четыре оценочно-разведочных скважины, которые дали промышленные притоки нефти, газа и конденсата. В частности, скважина Овез-1X дала промышленный приток газа в объеме 770 тыс. м3 в сутки и конденсата - свыше 300 тонн в сутки. На скважине Махтумкули-2А был получен суточный приток нефти в объеме 1937 тонн и газа - 539 тыс. м3 газа. В конце 2002 года компания согласовала с правительством Туркменистана продление разведочного периода еще на 3 года, чтобы более детально изучить располагающиеся вблизи двух указанных скважин залежи нефти и газа, а также для уточнения общего углеводородного потенциала блока. В 2003 году по заказу Petronas сервисная компания Western Geco провела дополнительные сейсморазведочные работы 3D в объеме более 1000 м2. По результатам обработки данных были определены точки бурения новых скважин. В общей сложности в прошлом году Petronas инвестировала в проект около $40 млн. В нынешнем году инвестиции в проект будут увеличены более чем вдвое - предстоит выполнить основной объем работ по третьему геологоразведочному циклу. В частности, планируется пробурить три разведочные скважины (подготовка к бурению первой из них начата в апреле). Кроме того, будет проведена интерпретация сейсмических данных и построена модель залежи. Как заявил президент компании Petronas Мохаммад Марикан (Mohammad Marican) на встрече с президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым в апреле этого года, «компания прилагает все усилия для ускорения программы разведочного бурения с тем, чтобы начать добычу нефти и газа уже в 2005 году, а не к 2006, как планировалось ранее». Maersk готовится к бурению Третий оффшорный проект Туркменистана с участием иностранных компаний начался в декабре 2002 года, когда датская Maersk Oil заключила с Ашхабадом СРП на разведку и разработку объединенного морского блока 11-12. В 2003 году по заказу Maersk Oil компания Western Geco осуществила сейсморазведочные работы 2D в объеме более 5000 пог. км. В настоящее время Maersk Oil ведет обработку и интерпретацию сейсмических данных для определения точек бурения разведочных скважин. Инвестиции в проект составили около $10 млн. В период до 2006 года компания планирует пробурить как минимум две разведочные скважины. Переговоры с Россией продолжаются Среди российских компаний наибольший интерес к разработке оффшорных месторождений Туркменистана проявляет консорциум «Зарит», который в 2002 году специально для работы на туркменском шельфе создали компании «Итера», «Роснефть» и «Зарубежнефть» (см. также «На Каспии и в Америке» в «НиК» №11, 2003 г.). Судя по последним заявлениям Ашхабада, с «Заритом» уже в мае планируется подписать СРП на разработку блоков 28, 29, 30 и 31 в южной части туркменского сектора. Между тем подписание этого соглашения уже неоднократно откладывалось из-за возражений Ирана, который оспаривает права Туркменистана на данную территорию - на южном Каспии вопрос разграничения до сих пор не урегулирован. В качестве решения проблемы акционеры «Зарита» предложили Ирану и Туркменистану войти в долю в проекте. Эта идея нашла поддержку в Ашхабаде, и в феврале 2004 года государственный концерн «Туркменнефть» стал участником консорциума, получив в «Зарите» 15% акций за счет перераспределения долей других участников (у «Роснефти» и «Итеры» осталось по 31%, у «Зарубежнефти» - 23%). Попытки уговорить иранцев пока остаются безуспешными. Как результат, есть вероятность, что и на этот раз «иранский фактор» не позволит проекту стартовать. Российский «Газпром» также получал неоднократные приглашения от туркменского правительства принять участие в разработке морских месторождений. Очередное такое предложение сделал Сапармурат Ниязов во время встречи с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером в апреле 2004 года. Стороны договорились, что «Газпром» будет работать на туркменском шельфе. По словам Миллера, к осени этого года будет подготовлен перспективный план двустороннего сотрудничества в данной области. Вместе с тем очевидно, что «Газпром» не будет торопиться участвовать в разработке оффшорных месторождений в Туркменистане - в списке приоритетных направлений развития добычи «Газпрома» эта страна не значится. И вечная проблема транспортировки газа По условиям СРП Dragon Oil отдает принимающей стороне около 38% добытой нефти, а всю свою долю сырья экспортирует. Для транспортировки используются два основных маршрута - танкерами по Каспийскому морю в Северный Иран и в Баку. С Ираном у Dragon Oil действует соглашение об операциях по замещению до 2010 года - компания транспортирует свою нефть в порт Нека и получает соответствующие объемы в Персидском заливе (подробнее об этом маршруте и его перспективах см. «От Каспия до Персии» в «НиК» №9, 2003 г.). По кавказскому направлению туркменская нефть из Баку доставляется в Батуми по железной дороге. Объемы поставок сырья Dragon Oil между маршрутами распределяются примерно поровну: в прошлом году в Неку и Баку было отгружено по 200 тыс. тонн челекенской нефти. Этими же направлениями для вывоза своей нефти в будущем намерены воспользоваться Petronas и Maersk Oil. Если с реализацией жидких углеводородов у инвесторов проблем нет и в ближайшие годы, скорее всего, не будет, то с газом - как с природным, так и с попутным - ситуация прямо противоположная. По мере роста добычи нефти на морских месторождениях объемы производства газа будут увеличиваться. Так, по предварительным подсчетам, к 2010 году у Dragon Oil выход только попутного газа составит до 1,5 млрд м3 ежегодно, Petronas планирует добывать до 5 млрд м3 газа в год. С учетом же развития других проектов объем добычи оффшорного газа к 2020 году может достичь 20-30 млрд м3. Dragon Oil и Petronas на протяжении последних трех лет совместно с государственной торговой корпорацией «Туркменнефтегаз» проводят маркетинговые исследования по газовому вопросу. Предпочтение отдается трубопроводной транспортировке - строительство завода по сжижению газа признано экономически неэффективным. Из газопроводных направлений в последнее время все большей популярностью пользуется проект строительства прикаспийского газопровода, который пройдет вдоль берега Каспия через территорию Казахстана, России на Украину и далее в европейские страны. Его пропускная способность планируется на уровне 30-40 млрд м3 газа, а протяженность, трасса и стоимость должны определиться в ходе разработки ТЭО. Ашхабад сейчас активно продвигает идею этого проекта. Во-первых, потому, что проект строительства газопровода через Афганистан в Пакистан с возможным продлением до Индии заморожен на неопределенное время (см. также «Хорошо забытое старое» в «НиК» №12, 2002 г.). А во-вторых, прикаспийский газопровод не только увеличит объемы экспорта туркменского газа, но и повысит для инвесторов привлекательность разработки прочих морских туркменских месторождений - естественно, при условии их допуска к трубе. В настоящее время Ашхабад ведет переговоры с «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» об условиях участия в этом проекте. Возможно, что к проекту присоединится и Petronas: на апрельской встрече с руководителем компании Ниязов предложил малайзийцам принять участие в строительстве. Пока проект остается на уровне идеи, но шансы, что эта труба будет построена, определенно есть. Дело в том, что в соответствии с 25-летним соглашением между «Газпромом» и Туркменистаном, подписанным в апреле 2003 года, российская компания в 2007 году должна довести объем закупки туркменского газа до 60(!) млрд м3 (в текущем году по этому соглашению в Туркменистане должно быть закуплено 5 млрд). Учитывая тот факт, что Украина не намерена снижать объемы закупок газа в Туркменистане, которые все последние годы находились на уровне 30-35 млрд м3 в год, ныне действующие мощности среднеазиатских газопроводов с таким объемом газа не справятся. Максимум, который сегодня могут обеспечить существующие газопроводы (САЦ), - это 50 млрд м3 в год (см. «Туркменские перспективы «Газпрома» в «НиК» №5, 2003 г.). Таким образом, новый газопровод в направлении России нужен не только для сбыта газа молодых шельфовых проектов Туркменистана, но и для выполнения межгосударственных договоренностей. Источник:"Нефть и Капитал" №5 / 2004
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий