23 апреля 2004
Эта страна настолько богата нефтью и газом, что Киеву вряд ли стоит упускать возможность поучаствовать в решении их судьбы. Эх, если бы не география… Переговоры между Украиной и Исламской Республикой Иран о реализации совместных проектов в топливно-энергетическом комплексе велись довольно интенсивно на протяжении последних двух лет. Интерес нашей страны понятен: его диктует, во-первых, желание диверсифицировать свой импорт энергоносителей, особенно газа (который в настоящее время преимущественно поставляется из России), во-вторых – усилить свой статус транзитной державы. Интерес Ирана состоит в том, чтобы сделаться влиятельным игроком на рынке энергоносителей в Европе. Для этого у него есть все предпосылки. По разведанным запасам природного газа страна занимает второе место в мире (21 трлн. куб. м, или 14% мировых залежей), отставая только от России. Нефтью иранцев аллах тоже не обидел: объем ее разведанных запасов составляет 370 млрд. баррелей. Это одна из крупнейших кладовых «черного золота» с низкой сернистостью. В ближайшие два-три года Иран намерен выйти на ежегодный уровень добычи газа в 116,8 млрд. куб. м, из которых около 40 млрд. предполагается продавать за рубеж. На Евросоюз, по предварительным расчетам, отводится не менее 7 - 10 млрд. куб. м, что составляет 35% производственных потребностей ЕС. По этой причине официальный Тегеран в последнее время пытается форсировать строительство транзитного газопровода «Иран - Армения», начало которого, по предварительным данным, запланировано на конец нынешнего года. Общая протяженность трубы, согласно проекту, составляет 141 км, однако предусматривается ее продление в Грузию и Украину – по дну Черного моря до Феодосии. Оттуда, как предполагается, газ должен доставляться по украинским трубам в Евросоюз. Расчетная пропускная способность ирано-европейского трубного детища – до 60 млрд. кубометров газа в год. В феврале 2004 года магистраль «Иран - Армения» стала одной из тем беседы главы украинского правительства Виктора Януковича и парламентской делегации Ирана во главе с председателем иранского меджлиса Мяхди Кярруби. Иранские парламентарии высказали заинтересованность в участии Украины в строительстве газопровода, а В. Янукович подтвердил, что Украина имеет все необходимые технологические и кадровые возможности для участия в данном проекте, а также в других общих проектах в нефтегазовой сфере. Заявления иранских парламентариев интересны хотя бы с той точки зрения, что еще в октябре 2002 года президент Ирана Мухаммед Хаттами на переговорах со своим украинским коллегой называл в качестве наиболее предпочтительных маршрутов транзита газа в западном направлении маршруты Тебриз - Эрзерум и Тебриз - Анкара, а затем через Грецию – в Европу. Президенту Л. Кучме пришлось признать, что экспорт иранского газа через Украину – вопрос «не сегодняшнего, а, возможно, завтрашнего дня». Что же касается подводного газопровода, то, конечно, после введения в строй проекта «Голубой поток» он представляется проектантам не такой уж нереальной затеей с технической точки зрения. Другое дело – сколько на это нужно денег и где их взять. По различным подсчетам, для этого необходимо от $2,5 млрд. до $5 млрд. Для сравнения: расчетные затраты на строительство нефтепровода Баку - Джейхан составляют $3 - 3,5 млрд. А лишних $5 млрд., насколько известно, нет ни у Ирана, ни у Украины. Да и серьезного разговора о привлечении инвесторов под эту затею не велось. Тогда как понимать заявления членов делегации иранского меджлиса? То ли это говорит о том, что в иранском руководстве нет единой позиции в вопросе направления транзита газа на Запад, то ли М. Кярруби вспомнил об этой идее, как в том анекдоте, «для поддержания разговора»… По всей видимости, Украине придется на некоторое время оставить надежду получить в ближайшее время газ из Ирана, несмотря на то, что между двумя странами существует договоренность о его ежегодных поставках в объеме до 15 млрд. кубометров. Есть, правда, безтрубный вариант, который может побудить официальный Киев к активному участию в строительстве магистрали Иран - Армения, которая фактически представляет собой ответвление от уже существующего магистрального трубопровода Тебриз - Эрзерум к Еревану. Оттуда уже по газотранспортной системе Армении и Грузии газ может доставляться в грузинские морские порты. А для дальнейшей транспортировки газа в Украину потребуется найти специальные суда-газовозы, а еще - соорудить специальные терминалы и установки для сжижения газа как в Грузии, так и в нашей стране. Конечно, придется решать вопрос, где взять эти газовозы, но в любом случае эта схема обойдется Украине дешевле, чем строительство подводного газопровода. Нефтяные же украинско-иранские проекты, думается, будут реализоваться с меньшими проблемами. Еще в начале 2002 года во время визита в Киев министра иностранных дел Ирана Али Акбара Велаяти был подписан меморандум о сотрудничестве в использовании Евразийского нефтетранспортного коридора, согласно которому Иран готов поставить 1 млн. тонн нефти, добываемой на Каспийском шельфе, к нефтетерминалу «Южный» для дальнейшего транзита в Западную Европу. Этому должна предшествовать перевалка в Баку, откуда она по уже существующему нефтепроводу доставляется до Супсы, а затем по Черному морю – к «Южному» и дальше на запад. Меморандум был подписан, когда перспективы достройки и дальнейшего использования магистрали Одесса - Броды - Плоцк были не совсем ясны, а вопросы, связанные с ними, решались ни шатко ни валко. Теперь, когда позиция украинского правительства по вопросу о направлении использования магистрали Одесса - Броды известна, настало время актуализировать данный меморандум, а возможно, даже поставить вопрос об увеличении иранских поставок, увязав его с перспективами участия украинцев в разработке нефтяных месторождений Ирана. Возможно, именно эти вопросы являются предметом обсуждения на заседании украинской части межправительственной украинско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое с 20 апреля проходит в Киеве. Особенно в том, что касается поставок нефти – ведь перед украинским Кабмином стоит задача запустить нефтепровод Одесса - Броды в течение ближайших двух месяцев. Время не ждет… Александр Ярко From-UA, 22.04.04г.
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий