01 октября 2003
Развитие нефтяной отрасли Казахстана на шельфе Каспия может потребовать увеличения экспортных мощностей до 120-160 млн тонн нефти в год. В связи с этим рассматривается несколько наиболее вероятных путей выхода казахстанских углеводородов на мировые рынки - в западном, восточном и южном направлениях. Об этом в конце сентября сообщил президент компании 'КазМунайГаз' У.Карабалин. В соответствии с утвержденной в мае этого года в Казахстане программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря до 2009 г. существующих транспортных систем будет достаточно для экспорта жидких морских углеводородов на мировые рынки. В числе основных экспортных трубопроводов до 2009 г. останутся нефтепроводы Узень-Атырау-Самара и КТК. Мощность первой 'трубы', в соответствии с долгосрочным соглашением о транзите нефти через систему 'Транснефти', подписанным 7 июля 2002 г. между Россией и Казахстаном, предполагается к 2005 г. увеличить до 25 млн твг. Однако отметим, что в данном направлении Казахстан могут ожидать неприятности со стороны российских нефтяных компаний, в последние годы интенсивно наращивающих объемы добычи нефти и испытывающих проблемы с экспортом нефти по трубопроводам 'Транснефти'. У российских нефтяников достаточно лоббистского потенциала в правительственных кругах, чтобы ограничить прием казахстанской нефти в российские нефтепроводы. Пропускная способность второго нефтепровода - КТК, в ближайшее время планируется расширить до 38 млн твг (доля РК - 28 млн твг) к 2005 г., к 2008 г. - до 58 млн тонн (доля РК - 43 млн т) и к 2011 г. - до 67 млн тонн (доля РК - 50,7 млн тонн). Кроме того, на срок до 2009 г. дополнительные объемы экспортной нефти 'возьмет' на себя морской порт Актау, где в самое ближайшее время планируется увеличение мощностей до 8 млн твг, а также строительство филиалов в Баутино и Курыке. Из порта Актау и его филиалов нефть будет отправляться главным образом в Иран и Азербайджан. В 2009 г., при планируемой добыче нефти в Казахстане на уровне свыше 92 млн тонн в год, в том числе с казахстанского шельфа - 21 млн тонн, потребуется строительство одного нового экспортного трубопровода. К 2012 г., с достижением объема добычи нефти 140 млн твг, в том числе 64 млн твг 'морской' нефти, потребуется строительство еще двух новых экспортных трубопроводов. В Казахстане есть три основных проекта строительства нефтепроводов в направлении Китая, Турции (через присоединение к трубопроводу Баку-Джейхан) и в Иран. Какой из них в итоге окажется реализованным первым, сказать сложно, правительство Казахстана не отдает явного предпочтения ни одному из них. При этом каждый из проектов имеет свои достоинства. Китайский маршрут, например, не имеет рисков, связанных с транзитом нефти через территорию других государств. К тому же летом этого года был введен в эксплуатацию нефтепровод Кенкияк-Атырау, который, как предполагается, в будущем станет начальным отрезком этого нефтепровода (подробнее см. 'Труба в Поднебесную', 'НиК' №5/2003). Строительство Баку-Джейхан уже началось. В инвестировании этого проекта участвуют компании, работающие в Казахстане, - ЕNI (Agip), Total, Inрех и ряд других. Все перечисленные инвесторы заинтересованы транспортировать нефть по 'своему' нефтепроводу. Иранский маршрут - экономически самый выгодный, и этот факт, кстати, признается в программе. Осенью этого года Иран на собственные средства планирует увеличить мощность существующего нефтепровода из Неки в Тегеран, являющегося его конечным отрезком. Таким образом, у этого проекта появятся дополнительные преимущества. Источник: OilCapital.ru от 01.10.2003
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий