Иран инициировал транзитную стратегию, охватывающую несколько совместных транспортных проектов с Азербайджаном, которые, включая развитие двусторонних отношений, сформируют новое транспортное сообщение под названием "Коридор Арас".
В рамках развития торговли и транзита с Азербайджаном для достижения целевого показателя транзита в 15 миллионов тонн к 2030 году, а также используя дипломатические решения в рамках политики соседства для разрешения напряженности между Азербайджаном и Арменией ради стабильности и мира на Южном Кавказе, Исламская Республика Иран инициировала транзитную стратегию, охватывающую несколько совместных транспортных проектов с Азербайджаном, которые, включая развитие двусторонних отношений, сформируют новое транспортное сообщение под названием "Коридор Арас", соединяющее Восточно-Зангезурский экономический район Азербайджана и Нахичеванскую Автономную Республику через территорию Ирана.
В качестве транзитного маршрута будут построены автомобильные и железнодорожные транзитные проекты коридора Арас протяженностью 107 км с кредитом в размере 49 000 миллиардов иранских риалов. Некоторые части этапа реализации участка дороги были завершены, а другие проекты все еще продолжаются и, как ожидается, будут реализованы через 36 месяцев.
Этот проект, расположенный в коридоре Восток-Запад, начинается от Калале в городе Джульфа на севере Восточного Азербайджана в Иране и связан с Азербайджанской Республикой строительством 21 моста и 5 крупных мостовых переходов.
В этом смысле одним из наиболее важных железнодорожных и автомобильных проектов коридора Арас является строительство автомобильного моста "Агбанд" через реку Арас. Стратегический проект был официально запущен в октябре 2023 года во время визита министра дорог и городского развития Ирана Мехрдада Базрпаша в качестве главы ирано-азербайджанской совместной экономической комиссии в присутствии Шахина Мустафаева. Спустя 8 месяцев, 18 мая 2024 года, этот проект был официально открыт в присутствии ныне покойного президента Ирана Раиси и Президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Длина моста составляет 220 м, а ширина - около 25 м. По словам Базрпаша, после ввода в эксплуатацию количество транспортных средств, которые будут проезжать через пограничный пункт пропуска, вырастет до 1100 в день.
Помимо этого автомобильного моста, Меморандум о взаимопонимании по строительству железнодорожного моста рядом с автомобильным мостом был подписан Базрпашем и Мустафаевым в октябре 2023 года.
Одновременно с открытием автомобильного моста Агбанд через Арас также была открыта плотина Гыз Каласи, которая является крупнейшим совместным водным проектом между Ираном и Азербайджанской Республикой.
Включая строительство моста Агбанд, другими совместными проектами являются плотина Хода Афарин в 240 километрах к северо-востоку от города Тебриз и новый пограничный терминал.
Кроме того, пограничный мост Астарачай на границе с Астарой через реку Астарачай, строительство которого было начато в апреле 2022 года, также был открыт в декабре 2023 года в присутствии глав Совместной экономической комиссии Ирана и Азербайджана Мехрдада Базрпаша и Шахина Мустафаева.
В рамках этого проекта Иран и Азербайджан открыли второй транзитный мост в Астаре для облегчения транзита грузов автомобильным транспортом.
Длина моста составляет 89 м, ширина - 30,6 м, а ширина тротуара - 2,5 м на 4 полосы движения, и он построен за счет кредита в размере 5,8 млн. евро.
По словам Шахина Мустафаева, в 2023 году объем перевозок между Ираном и Азербайджаном увеличился на 40 процентов, международный транзит - на 57 процентов, а железнодорожные перевозки - на 47 процентов.
В 2023 году впервые по железной дороге между двумя странами было перевезено более 700 000 тонн грузов, в основном в Россию.
К сожалению, в конце последнего посещения проектов коридора Арас по открытию автомобильного моста Агбанд и плотины Гиз Каласи президент Ирана Эбрахим Раиси, который направлялся на место, погиб вместе с министром иностранных дел Ирана Хосейном Амирабдоллахианом и еще семью официальными лицами в результате крушения вертолета в горном районе Дизмар в Восточном Азербайджане.
На встрече с Раиси Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил, что совместные транспортные проекты между Ираном и Азербайджаном имеют особое значение для Азербайджана и всего региона. Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC) очень важен для региона, и с развитием железнодорожной инфраструктуры этот коридор станет самым важным транспортным маршрутом в мире.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий