Иранско-российская торговля на Каспии процветает

06 апреля 2023
A A A


Президент России Владимир Путин сделал открытие торгового пути Север-юг между Российской Федерацией и Индийским океаном через Иран приоритетом более чем на десятилетие.

Однако проект столкнулся с растущими трудностями на обоих из двух возможных сухопутных маршрутов через Кавказ или Центральную Азию. В результате Москва, по соглашению с Тегераном, в настоящее время сосредоточена на развитии российско-иранской торговли через Каспийское море. Этот маршрут тоже не лишен проблем.

Москва уже давно испытывает трудности с интермодальными перевозками. Судоходные и портовые мощности на Каспии ограничены, а порты Ирана не имеют эффективных транспортных связей с национальной железнодорожной сетью страны. Тем не менее, маршрут быстро расширяется, и только за последние 12 месяцев объем торговли между двумя странами по морю вырос на 70%, что почти в 10 раз превышает рост внешней торговли Ирана в целом.

Если Каспийский маршрут продолжит развиваться со скоростью, близкой к этой — и, безусловно, этот показатель находится на низком уровне, — тогда Каспий, а не Кавказ или Центральная Азия, может стать основным маршрутом между Россией и мировым океаном, что позволит Москве снять многие санкционные ограничения и еще больше укрепит альянс между Ираном и Россией, пишет специалист по Евразии и бывший советник госсекретаря США Пол Гобл в статье, опубликованной Фондом Джеймстауна. Ниже приводится полный текст:

Многие аналитики предположили, что Москва и Тегеран рассматривают море в качестве маршрута из-за реальной и потенциальной нестабильности на Кавказе и в Центральной Азии или из-за желания других стран в этих двух регионах держаться подальше от международной изоляции. Такие опасности, особенно на Кавказе, безусловно, являются частью расчетов правительств двух стран.

Тем не менее, более непосредственная причина этого сдвига представляется прозаичной. Ни у Москвы, ни у Тегерана нет средств, необходимых для завершения железнодорожного сообщения в Иране в ближайшее время, чтобы сделать эффективными сухопутные маршруты на Кавказ или в Центральную Азию. И, учитывая санкции, ни один из них, скорее всего, не сможет найти альтернативное иностранное финансирование.

(Любые китайские деньги, поступающие в Иран, почти наверняка будут способствовать маршрутам Восток-запад, которые принесут пользу Пекину, а не связям Север-юг, которые хочет Москва.)

Более того, развитие двух сухопутных маршрутов, безусловно, будет довольно дорогостоящим. Маршрут в северном Иране, соединяющий Кавказ, должен проходить по одному из самых сложных мест в стране. И хотя Москва пообещала более 1 миллиарда долларов помощи для завершения строительства необходимых туннелей и мостов, многие российские эксперты говорят, что деньги вряд ли поступят в ближайшее время.

Кремль также пообещал помощь для завершения модернизации железных дорог в восточной части Ирана, которые соединят центральноазиатские линии. Но опять же, он не отправил деньги и, возможно, не сделает этого в ближайшее время. Действительно, российские власти, учитывая бюджетные ограничения, вызванные войной против Украины, сокращают или отменяют другие проекты развития железных дорог, которые, вероятно, имеют еще более высокий приоритет, включая модернизацию Транссибирских и Байкало-Амурских железнодорожных линий в Сибири и на Дальнем Востоке России, соединяющих страну с Китаем.

Учитывая эти бюджетные проблемы, Тегеран решил сосредоточиться на развитии гораздо более короткой железнодорожной ветки, которая соединит его каспийский порт Бандар-Энзели с национальной железнодорожной системой, а Москва решила сосредоточиться на использовании морских путей Каспия, а не наземных железнодорожных линий, чтобы попытаться сохранить торговый коридор Путина Север-юг на ходу. Это порадует Москву, поскольку приведет к дальнейшему увеличению российско-иранской торговли в южном направлении. Но это также позволит Ирану усилить свое влияние как на Кавказе, так и в Центральной Азии за счет расширения торговли с другими прибрежными государствами — даже откроет путь для сотрудничества в области безопасности, шагов, которые могут еще больше подорвать доминирование российской каспийской флотилии и влияние Москвы как к востоку, так и к западу от Каспия. И это, вероятно, повысит роль Ирана как судостроителя и ремонтника для самой России и как партнера в дноуглубительных работах на ключевом российском Волго-Донском канале, склоняя баланс влияния между двумя столицами в пользу Тегерана.

Московские аналитики уже указывают на растущее влияние Ирана в результате этих шагов, причем некоторые пытаются извлечь максимум пользы из того, что они считают плохой сделкой с точки зрения России. Они предполагают, что Тегерану придется тесно сотрудничать с Москвой, а не против нее, если он хочет достичь своих целей, и что в любом случае российско-иранское соглашение на каспийском направлении не позволит Турции и западным державам войти в регион. Это также послужит противовесом растущей роли Китая в Центральной Азии.

Но, по крайней мере, три причины подчеркивают, почему такой оптимизм России, вероятно, неуместен. Во-первых, у России есть только два крупных порта на Каспии, Астрахань и Махачкала. Первая связана со льдом три-четыре месяца в году, а вторая - в исторически нестабильном Дагестане. Во-вторых, для освоения этого морского пути потребуются два шага, которые Москве было трудно выполнить.

Российские грузоотправители печально известны тем, что не могут управлять интермодальным транзитом, а у России недостаточно грузовых судов на Каспии, не говоря уже о достаточном количестве подвижного состава, чтобы каспийский маршрут оправдал надежды Кремля в отношении перспективных сухопутных маршрутов.

И в-третьих, Иран показал здесь, как и везде, что он ведет свою собственную игру и не желает соглашаться с тем, чего хочет Россия. Наиболее ярким примером этого является тот факт, что пять лет спустя Иран все еще отказывается ратифицировать соглашение о разграничении Каспия, заключенное при посредничестве Москвы, которое одобрили все другие прибрежные государства.

В результате, вероятно, будет почти столько же причин для конфликта между двумя странами, сколько и оснований для сотрудничества. По крайней мере, другие прикаспийские страны почти наверняка придут к выводу, что то, что делает Россия, сосредоточившись на каспийских маршрутах, отражает не ее силу, а ее слабость, и будут действовать соответствующим образом, перестраивая геоэкономические и геополитические механизмы всего региона.

https://financialtribune.com/articles/domestic-economy/117570/iran-russia-caspian-trade-booming


Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.