21 августа 2003
Мир ислама, наконец-то, нашел эффективное средство борьбы с экспансией США. Нет, речь идет не об оружии массового уничтожения, которое Вашингтону так и не удалось обнаружить в Ираке, а о предмете вполне мирном. Захватившим всю планету американским "колам" бросил дерзкий вызов исламский прохладительный напиток под названием "Зам-зам кола". Создатели этого продукта, который поступил в магазины ряда арабских стран в прошлый весенне-летний сезон, постарались, чтобы он воплотил лучшие качества имеющих давние традиции национальных напитков, в частности, знаменитого шербета. Однако главной приманкой стало название, заимствованное у родника в Мекке, который, как полагают мусульмане, появился по повелению Аллаха. По преданию из Зам-зама пил воду сам пророк Мухаммед. Существует и другая легенда, в соответствии с которой скитавшиеся по пустыне жена и сын Ибрагима, прародителя арабов. - Агарь и Исмаил - не погибли только потому, что Аллах помог им найти колодец Зам-зам. С тех пор его вода считается чудотворной. "Зам-зам кола" на это не претендует, однако бутылочки с бодрящим напитком расхватывались, едва успев появиться на прилавках супермаркетов. Одними из самых активных потребителей оказались жители Саудовской Аравии. Эта страна долгое время считалась стратегическим союзником США на Ближнем Востоке, однако после терактов 11 сентября 2001 года, среди участников которых было немало саудовцев, в отношениях между Вашингтоном и Эр-Риадом возникла напряженность. По словам Фираса Хаваджа, генерального директора компании "Аль-Маджара", занимающейся поставками напитка из Ирана в Саудовскую Аравию, за первую неделю продаж в королевстве было реализовано около 4 миллионов литровых бутылок "Зам-зама". Спрос оказался столь высоким, что пришлось заказать дополнительный "тираж". Руководство "Аль-Маджары" обратилась к иранской стороне с предложением построить разливочное предприятие непосредственно в Саудовской Аравии. Аналогичное пожелание высказали бизнесмены из Бахрейна. Поскольку результат превзошел самые оптимистичные прогнозы, иранцы решили существенно расширить производство. На сегодняшний день изготовлением "Зам-зам колы" в Иране занимаются 16 фабрик, крупнейшие из которых находятся в Тегеране и Мешхеде. На них трудятся около 8 тысяч человек, а ежегодный оборот компании "Зам-зам" превышает 160 миллионов долларов. Так получилось, что бутылочки с этикеткой "Зам-зам кола" стали составной частью развернувшейся в исламских странах кампании по борьбе с "культурной агрессией Запада". Всплеск антиамериканских настроений коснулся почти всех видов товаров. Мишенью стали не только западные кино- и видеофильмы, спутниковые телепрограммы, одежды известных западных домов, но и продукты питания, прежде всего хат-доги и гамбургеры. Марши антиглобалистов, громящих "Макдональдсы" по всему миру, стали привычным сюжетами в программах мировых теленовостей. А теперь арсенал борцов с "империалистическим диктатом" может пополнить "Зам-зам кола". В известном смысле по эффективности их можно сравнить с "коктейлем Молотова", тем более, что после распития бутылку из-под исламской "колы" можно швырнуть в стеклянные стены "Макдональдса". Борьба за утверждение мусульманских брендов получает мощную идеологическую подпитку. В университетах крупных арабских городов молодые активисты стали распространять листовки, призывающие покупать отечественные товары в пику тем, что завозятся с Запада. Особенно достается "кока-коле", которая в глазах стражей исламской революции в Иране является символом агрессивности Соединенных Штатов (нечто очень похожее, если помните, происходило и в нашей стране в разгар холодной войны). Религиозные лидеры Ирана призвали население бойкотировать американский напиток в ответ на произраильскую политику Вашингтона на Ближнем Востоке. Не остались в стороне и египтяне. Во втором по величине городе страны пирамид - Александрии прошла мощная кампания против потребления этого напитка. Ее организаторы апеллировали к чувству солидарности со страданиями палестинского народа. Впрочем, убытки подсчитывают не только продавцы "кока-колы". Значительно поубавилось количество посетителей в американских закусочных. Чтобы удержаться на плаву, одна крупная компания, владеющая сетью предприятий быстрого питания в странах Персидского залива, даже провела специальную рекламную кампанию, цель которой -убедить посетилей, что производители гамбургеров не льет воду "на мельницу американского империализма". В подтврждение этого тезиса в закусочных появились палестинские флаги и ящики для сбора средств в помощь палестинцам. Однако это не слишком помогает. В Саудовской Аравии, например, в результате бойкота американских товаров объем продаж "пепси" и "коки", а также число посетителей американских закусочных по сравнению с предыдущим годом упали на 40 процентов. В Каире и Александрии в ходе манифестаций египетских студентов был разгромлен не один десяток павильонов "Макдональдса" и "КФЦ". А в столице Сирии Дамаске прославилась хозяйка популярного ресторанчика "Оксиджен", отказавшаяся обслуживать американского консула, который был одним из завсегдатаем этого заведения. Скандализованный консул ушел, а местные газеты на следующий день рассыпались в комплиментах принципиальности сирийки. По мнению местных социологов, такая реакция общества вполне естественна. В лице США и их западных союзников "арабская улица" видит основных проводников политики глобализации, направленной на стирание границ между странами и культурами, что, по ее мнению, приведет к потере национальной идентичности. Добавляют возмущение и союзнические отношения между Вашингтоном и Тель-Авивом. А тем временем все большие партии "Зам-зам колы" стали появляться в магазинах и других стран региона - Бахрейна, Катара, ОАЭ, Пакистана, некоторых африканских стран. Некоторая часть иранского напитка добралась и до Европы, оказавшись, в частности, в Дании, которую никак не заподозришь во враждебном отношении к Америке и ее продукции. Это подтверждает утверждения инициаторов создания исламской "колы", что ее популярность отнюдь нельзя объяснять лишь политическими мотивами. "Главная причина успеха, - уверяет директор иранской компании "Зам-зам" Ахмад-Хаддад Могаддам, - в отменных вкусовых качествах напитка, отвечающего самым высоким международным стандартам, что позволит нам быть конкурентоспособными и на мировых рынках". Наверное, это справедливо. Пиком популярности на Востоке "Зам-зам колы" стало начало нынешнего года, на которое пришлось традиционное паломничество мусульман к главным святыням ислама в Мекке и Медине. Во время прошедшего хаджа Саудовская Аравия, на территории которой они расположены, приняла рекордное количество паломников - около 2,2 миллиона мусульман со всего света. Зная о том, каких масштабов достигает ежегодный хадж, иранцы еще осенью прошлого года начали производство больших партий нового прохладительного напитка, предназначенных специально для паломников. И расчет оправдался: в горячих песках аравийской пустыни спрос на бутылки с живительной жидкостью, да еще украшенных именем священного родника, был огромен. Не знаю, действительно ли является чудодейственным названный источник, но то, что он помог открыть золотую жилу, сомнений не вызывает. Не успел иранский напиток утвердиться в своей нише на рынке, как на свет появился продукт с не менее притягательной для мусульман торговой маркой - "Мекка-кола". Французский предприниматель тунисского происхождения Тауфик Матлути, придумавший рецепт этого напитка, возглавил франко-тунисскую компанию "Мекка-Кола Интернэшнл". И фирма едва успевает справляться с заказами, посыпавшимися не только с востока, но и с запада. Только Саудовская Аравия за один раз заказала 5 миллионов бутылок "Мекка-колы". А эмиратская торговая компания "Муджаррад" подписала соглашение с Т.Матлути о строительстве завода по производству газировки с новым брендом и ее распространении в арабских странах, в частности, в Сирии, Ливии, Ливане, Судане, Йемене, Иордании, а также в Иране, на родине "Зам-зама". Прежприятие стоимостью 4 миллиона долларов и годовой мощностью в 200 миллионов бутылок будет выстроен в свободной экономической зоне эмирата Дубай. В дальнейшем компания планирует построить заводы и в других арабских странах. "Мы надеемся, что наш напиток понравится жителям всех стран региона, и вскоре в каждой из них появится процветающий филиал", - говорит один из руководителей компании "Муджаррад" Халед аль-Махамейд. Что касается европейского континента, то путь на него новому товару открыла многочисленная арабская диаспора, прежде всего во Франции. Впрочем, потенциальными клиентами "Мекка-колы" являются и коренные европейцы, любящие экзотику. Уже сейчас фирма буквально завалена предложениями от дистрибьюторов в Германии, Бельгии и Великобритании. Менее чем за два месяца в Старом Свете было реализовано около двух с половиной миллионов бутылок этого напитка. Дополнительную привлекательность новому товару придает подчеркнуто гуманитарная направленность проекта: на этикетке каждой полуторалитровой бутылки "Мекка-колы" значится, что 20 процентов средств от продажи пойдут на благотворительные нужды, из них половина - в фонд помощи детям Палестины. Но и это не все: минувшей весной в странах Ближнего Востока и Европы появился еще один прохладительный напиток, созданный группой тунисских предпринимателей, проживающих во Франции, - "Ислам-ап". Название, в котром нетрудно уловить сходство со всемирно известной шипучкой "Севен-ап". Так что волна "исламских вод", накатывающих на мировой рынок, ширится. А совсем недавно, в июле, собственную "колу" на суд потребителей вынесли и турки. Охлаждение отношений между Анкарой и Вашингтоном, возникшее вследствие разногласий по ситуации вокруг Ирака, вызвало всплеск антиамериканских настроений в турецком обществе. Это вылилось не только в массовые демонстрации на улицах Анкары и Стамбула, но и в обновление торговых витрин. На полки супермаркетов выплеснулась "Кола Турка". Новому напитку прочат большое будущее, поскольку за дело взялась фирма "Улькер". Этот всемирно известный производитель жевательной резинки и кондитерских изделий во времена СССР сумел пробиться даже на "коммунистический рынок" и прочно там обосновался. Раскрутка нового бренда ведется по всем направлениям. По телевизору с утра до вечера крутится трогательный рекламный ролик, в котором перед зрителями предстает образцово-показательная турецкая семья: глава дома с пышными усами, дети, целующие руки бабушке и дедушке, верная жена, которая выплескивает ковшик воды вслед уезжающему мужу. И все, естественно, с наслаждением пьют "патриотический" напиток. Придуман незатейливый, но прилипчивый слоган: "Турку - "Кола" Турку". Кто устоит? Некоторые заведения хорошо известного россиянам курорта Анталья повесили на дверях таблички, в которых уведомляют, что на время прекращают продажу американской "колы". В конце июля ведущие турецкие издания с торжеством сообщили, что лишь за первые две недели, пришедшиеся на зенит лета, уровень продаж американской "колы" в Турции упал на 13 процентов. Ясно, что счет в пользу турецкого аналога будет расти. Единоборство двух напитков получило неожиданную проекцию на политическую жизнь. Вездесущие журналисты выяснили, что сын нынешнего премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана, считающегося исламским националистом, работает в фирме, распространяющей "Кола Турка", в то время как сын бывшего главы правительства Месута Йылмаза, приверженца светской государства, трудится на американских дистрибьюторов. А война брендов набирает силу. Как сообщил уже упоминавшийся Тауфик Матлути, в ближайших планах его компании открытие сети закусочных под названием "Halal Fried Chicken" - явный противовес популярным американским кафешкам "Kentucky Fried Chicken". А на подходе еще одна новинка - "Мекка-кола-кофе", некий симбиоз живительной прохлады и аромата кофейных зерен. Само собой, арабских. Источник: "Эхо планеты" от 21.08.2003
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий