Увеличение дефицита бюджета вызывает озабоченность у многих иранских экономистов, которые полагают, что из-за этого в будущем могут возникнуть большие финансовые проблемы для правительства, которое уже сталкивается с серьезными проблемами с точки зрения ресурсов, отмечает Financial Tribune.
В редакционной статье, опубликованной в ежедневной газете "Donya-e-Eqtesad", иранский экономист Хамид Азарманд предупредил о растущем разрыве между доходами и расходами правительства.
"За последние пять лет дефицит бюджета резко увеличился", - сказал он, добавив, что "волатильность" и "недостаток баланса" в бюджете показывают "тревожную тенденцию".
Согласно последним данным Центрального банка Ирана, дефицит бюджета Ирана в предыдущем 1395 финансовом году (март 2016- март 2017) составил 7,62 млрд. долларов. Эта цифра составляла 5 миллиардов долларов в 1394 иранском году (март 2015 - март 2016) и 3,4 миллиарда долларов годом ранее.
Для покрытия растущего дефицита, правительство выпускает облигации. В прошлом году Иран продал облигации на сумму $ 16,5 млрд., что свидетельствует об увеличении на 185,5 %, нежели в предшествующем году. Правительство потратило 8,9 млрд. долларов на выкуп ранее проданных облигаций. "Продажа такого большого объема облигаций беспрецедентна", - сказал Азарманд.
"Несмотря на то, что массовый выпуск облигаций может временно решить финансовые проблемы правительства, в результате этой политики администрация столкнется с проблемами, связанными с возвратом интересов, а также с покупкой ранее проданных. Это создаст "накопленный долг", который повлияет на ресурсы CBI и вызовет большие проблемы в долгосрочной перспективе", - считает иранский экономист.
Некоторые из основных факторов, влияющих на бюджетные беды Ирана, которые перечислены Азармандом, заключаются в следующем:
Низкая эффективность
Основным фактором, способствующим низкой эффективности правительства, является чрезмерно большое и разбросанное состояние государственных органов в экономике.
Большинство государственных органов сталкивается с накоплением людских ресурсов и централизованных недвижимых активов. Отсутствует координация между государственными структурами, которые одновременно выполняют аналогичные задачи.
Отсутствие прозрачности
Отсутствие прозрачности в любом виде часто приводит к увеличению расходов правительства. В государственном секторе Ирана редко публикуются балансы, контракты и отчеты о результатах деятельности государственных органов, муниципалитетов, компаний и других организаций.
Это мешает следить за финансовым послужным списком государственного сектора, увеличивая неэффективность бюджетных вливаний и шансы на злоупотребление ресурсами.
Контрпродуктивная поддержка
Контрпродуктивная политика поддержки, такая как денежные субсидии, гарантированная покупка сельскохозяйственной продукции, субсидии на энергию и слепая поддержка экономически не эффективных предприятий, налагают огромную нагрузку на правительство. Это происходит, хотя эта политика не оказывает устойчивого воздействия на экономический рост и социальное обеспечение, считает Азарманд.
Отходы ресурсов в проектах развития
Неэффективное распределение ресурсов и отсутствие прозрачности и конкуренции в процессе выбора подрядчиков для проектов развития породили огромную трату ресурсов.
Проекты развития часто сталкиваются с задержками, которые продлевают их реализацию.
Более того, правительство борется с растущей задолженностью подрядчиков проектов, которые были запущены в последние годы. Большинство из этих проектов еще не завершено.
Бюджет, в основном, зависит от нефтяных доходов. За последние 10 лет около 35 % расходов правительства были покрыты нефтедолларами.
Поскольку большая часть нефтяных доходов зависит от внешних факторов, включая глобальные цены, эта зависимость в течение многих лет означала нестабильные ресурсы в бюджете. В сочетании с ростом затрат, шаткий доход вызвал дисбаланс между доходами и расходами.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий