Исследовательское подразделение иранского парламента опубликовало доклад с изложением экономической эффективности семи иранских правительств в период с марта по март 1989-1990 по 2016-2017 годы, сообщает Financial Tribune.
Президент Акбар Хашеми Рафсанджани возглавлял пятое и шестое правительство, Сейед Мохаммад Хатами был во главе седьмого и восьмого правительства, Махмуд Ахмадинежад председательствовал в 9-ом и 10-м правительствах и Хасан Роухани управлял 11-ым правительством Ирана. Президент Ирана может возглавить правительство в течение максимум двух сроков подряд по четыре года.
Внимательный взгляд на экономический рост в течение последних трех десятилетий показывает, что самый высокий показатель был зарегистрирован в первый срок правления Хашеми Рафсанджани - на 10 %, а самый низкий с показателем -6 % во второй срок президентства Ахмадинежада.
Средний показатель за последние 30 лет находился на уровне 5%, но он сталкивался со значительными колебаниями на протяжении многих лет. Тенденция к снижению темпов экономического роста началась в последние годы пятого правительства и продолжалась в течение восьми лет, за исключением 1990-1991 и 1996-1997 годов.
К моменту, когда правительство возглавил Хатами, рост ВВП снизился до 0 %. Сильный экономический рост 1990-1991 был показан благодаря подключению неиспользованных экономических возможностей страны после навязанной Ираком войны 1980-1988 годов, а рост ВВП в 1996-1997 был связан с увеличением объема экспорта нефти и природного газа.
Приход Хатами к власти ознаменовал начало конца экономического спада деловой активности. В течение шести из восьми лет президентства Хатами, наблюдались более высокие темпы роста ВВП, чем в среднем за три десятилетия.
Индекс возобновил нисходящее движение на протяжении многих лет, когда президентом Ирана был Ахмадинежад. Экономический рост достиг более низкой ставки, чем в среднем за 30 лет, в течение пяти из восьми лет его президентства и даже оказался на отрицательной территории в течение двух лет.
Приход к власти в Иране Роухани стал началом конца нисходящего тренда роста ВВП, аналогично первым трем годам президентства Хатами. Единственным различием между поведением ВВП в течение этих двух периодов, был быстрый ростом индекса при Роухани. На самом деле, второй год правление Роухани увидел небольшое снижение из-за падения объемов экспорта нефти.
Экономический рост на 8,9 % был показан в 2016-2017, что ознаменовало собой поворотный момент в экономике Ирана, и продолжение выбранного курса будет способствовать активизации застойного жилищного сектора, считает Financial Tribune.
Одним из основных факторов, которые необходимо учитывать при оценке качества экономического роста, является количество созданных рабочих мест на фоне подъема ВВП. Как правило, создание рабочих мест должно сопровождать экономический рост, но в странах, зависящих от природных ресурсов, рост ВВП обычно происходит без какого-либо роста создания рабочих мест. Незначительное количество рабочих мест, созданных в 2008-2009 и 2014-2015 годах, показывает, что экономическому росту в эти годы не удалось создать необходимые рабочие места.
Ахмадинеджад создал в общей сложности 8 000 рабочих мест во время своего восьмилетнего пребывания у власти, в то время как Роухани генерировал около 2 млн. рабочих мест за три с половиной года.
Используя цены 2010 года в качестве базы, средние доходы от экспорта нефти и природного газа между 1989-1990 и 2003-2004 годами составили $ 26,7 млрд. в год.
В стране зафиксированы самые высокие и самые низкие доходы от продажи нефти и газа, в 1990-1991 и 1998-1999 в размере $ 37 млрд. и $ 13,6 млрд., соответственно. Но в 2004-2005 году впервые экспорт нефти и газа составил $ 41,57 млрд.
Доходы правительства от экспорта нефти зарегистрировали увеличение на 50 %, достигнув $ 60 млрд. в марте 2005-2006 и продолжили стремительный рост в течение следующих шести лет, достигнув небывалого максимума в размере $ 109 млрд. в 2011-2012 гг.
Хотя доходы от нефти упали почти вдвое в 2012-2013, они были намного больше, чем в 2005-2006 и в среднем за период между 1989-1990 и 2003-2004. Доходы, полученные за счет экспорта нефти и газа, вернулись на тот же уровень, что был 10 лет назад, в 2014-2015 годах, до $ 45 миллиардов.
Экономический рост Ирана всегда был в положительной корреляции с доходами от нефти. Тем не менее, отношение этих двух переменных отличалось в период правления четырех президентов.
Пятое правительство во главе с Хашеми Рафсанджани и восьмое правительство во главе с Хатами показали самую низкую зависимость экономики от нефти, так как их соответствующие администрации капитализировали $ 4,18 млрд. и $ 4,9 млрд., соответственно, чтобы создать экономический рост на 1%. Правительство Роухани опиралась на $ 13,99 млрд. нефтяных денег, чтобы добиться роста ВВП на 1%.
Дефицит торгового баланса Ирана никогда не был меньше, чем $ 5 млрд. в течение последних 30 лет. Тем не менее, лучший результат был достигнут в 2015-2016 году. Требование правительства Роухани о достижении "положительного сальдо торгового баланса" действует только тогда, когда экспорт газового конденсата включен в ненефтяной экспорт. Таким образом, лучшие показатели в данной сфере были достигнуты в период шестого и седьмого правительств и худшие в период правления девятого и десятого правительства.
Минимальная реальная заработная плата показывала улучшение на протяжении многих лет, за исключением шестого и десятого правительств. Минимальная реальная заработная плата снизилась на 7 % при втором сроке Хашеми Рафсанджани и на 17 % при последнем пребывании Ахмадинежада. Наилучшие показатели в этом отношении были зарегистрированы при Роухани, который поднял реальную минимальную заработную плату на 28 %, а также при Хатами, увеличившись во время его второго срока на 22 %.
Одним из основных показателей для оценки экономических показателей правительства на сегодняшний день является уровень инфляции. Самые высокие темпы инфляции были зарегистрированы в течение шестого и десятого правительств. Самый низкий уровень инфляции в размере 14,5 % был зафиксирован в течение второго срока пребывания Хатами. Роухани удалось снизить этот показатель до однозначной цифры.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий