Иран обеспокоен давно затянувшимся проектом развития порта Чабахар, поскольку страна может многое потерять из-за аналогичного проекта развития пакистанского порта Гвадар, на фоне внутреннего спора по поводу острой необходимости в привлечении иностранных инвестиций в стратегический иранский порт, пишет Financial Tribune.
План развития порта Чабахар включает в себя пять фаз по разработке гавани и Особой экономической зоны в порту, расположенном в юго-восточной иранской провинции Систан и Белуджистан. "Завершение проекта Чабахар требует $ 2,5 млрд. инвестиций", - заявил советник министра дорог и городского развития Ирана Голямреза Салями.
"Невозможно получить доступ к этой сумме, опираясь на внутренние ресурсы. Нам нужны иностранные инвестиции. Иностранные компании готовы вступить в партнерские отношения с Ираном, чтобы развивать регион, но мы не смогли выбрать подходящего партнера", - отметил иранский чиновник.
Салями указал на вину внутренних противников расширения Чабахара за счет иностранных инвестиций, которые должны "изменить свое мышление и оказать поддержку правительству в этом отношении".
"Правительству и тем, кто оказывает влияние на расширение этого коридора необходимо достичь консенсуса о том, сколько этот проект может принести пользы экономике Ирана", - добавил он.
Тегеран, Нью-Дели и Кабул подписали трехстороннее соглашение о развитии порта Чабахар, в Тегеране в мае 2016 года, когда премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент Афганистана Ашраф Гани нанесли государственный визит в Иран.
Сделка предусматривает разработку и эксплуатацию двух терминалов и трех причалов в порту. На основе соглашения, Иран предоставляет земли в Особой экономической зоне Чабахар для индийских компаний с целью создания там предприятий в сферах нефтехимии, удобрений и газа и других отраслей промышленности.
Индия также договорилась о строительстве 500-километровой железной дороги от Чабахара до Захедана, административного центра провинции Систан и Белуджистан, находящегося недалеко от афганской границы. Индийская государственная компания IRCON согласилась построить железнодорожный маршрут за $ 1,6 млрд., в рамках создания транзитного коридора в Афганистан.
После подключения Чабахара к Захедану, железная дорога будет связана с Заранджем в Афганистане. Поэтому, когда афганский груз прибывает в Захедан, он может транспортироваться по железной дороге до Чабахара, а затем отправляться в Индию.
"Проект расширения железной дороги из Чабахара станет экономичным только тогда, когда портовый город будет подключен к Мешхеду и Серахсу (граничащим с Туркменистаном), для создания надлежащего транзитного маршрута", - сказал Голямреза Салями.
Сотрудничество с Индией относительно развития порта Чабахар воспринималось с самого начала, как вызов транспортному коридору из Китая в пакистанский порт Гвадар. "Чабахар может стать транзитным путем с востока Средней Азии и Афганистана. Он даже может предложить услуги для Каспийского моря ... Это в то время, как в пакистанском порту Гвадар завершается строительство инфраструктуры, благодаря инвестициям в размере $ 50 млрд., сделанным китайцами", - рассказал Салями.
"Когда инфраструктура будут завершена, железная дорога достигнет Пакистана из Западного Китая. Многие эксперты считают, что прогресс этого проекта будет подрывать статус Чабахара", - добавил иранский чиновник.
По мнению Салями, несмотря на длительную задержку, реализация первого этапа проекта порта Чабахар даст возможность обрабатывать 8,5 млн. тонн грузов, и он, как ожидается, вступит в строй в ближайшем будущем, но вначале мощности порта не будут впечатляющими. "Мы должны быть нацелены на развитие всех пяти этапов. Ввод в действие общего объема в размере 80 миллионов тонн приведет к изменению экономической парадигмы в Западном (так в тексте, хотя, вероятно, имеется в виду Восточный Иран – ред.) Иране", - сказал он.
Салями отметил, что Япония, Китай и Индия заинтересованы в осуществлении инвестиций. Он особенно отметил желание Японии, поскольку эта страна известна своим осторожным экономическим подходом, показывающим, что проект является экономически привлекательным.
"Иран должен поспешить и принять одно из инвестиционных предложений. Это стратегический выбор, который не может осуществить Министерство дорог и городского развития в одиночку. Другие органы также должны прийти к пониманию того, что железная дорога из Чабахара будет способствовать снижению безработицы и миграции, а также стимулировать развитие в регионе", - сказал он.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий