Новости за 16.05.2002
Европейский союз объединяет 15 промышленно развитых стран и представляет собой крупнейшую экономическую силу в мире. Он поддерживает двусторонние и многосторонние экономические связи со многими регионами и государствами. С некоторыми странами Евросоюз подписал долгосрочные торговые соглашения и соглашения о сотрудничестве, которые носят стратегический характер. В частности, такие соглашения подписаны с Турцией, Пакистаном и с советом по сотрудничеству стран Персидского залива. В такого рода соглашениях предусматриваются существенные взаимные льготы в таможенной, торговой и инвестиционной областях. В настоящее время рассматривается вопрос о вступлении Ирана в круг особых экономических партнеров Европы. В условиях, когда напряженности между Тегераном и Вашингтоном не видно конца из-за нежелания американских лидеров соблюдать принципы взаимного уважения и сохранения суверенитета, иранские дипломаты и экономисты рассматривают укрепление политических и торговых связей и расширение сотрудничества с Европой как одно из стратегических направлений своей деятельности. Идея пойти по пути установления более прочных связей между Ираном и Европой высказывалась давно, однако только с приходом к власти в Иране правительства реформаторов этот вопрос был включен в список первоочередных задач иранского руководства. Важные поездки президента Ирана в европейские страны и многочисленные визиты в Иран делегаций из Европы позволили изменить ситуацию, и большинство европейских государств пересмотрели свои традиционные взгляды в отношении Ирана и отказались от своей прежней подозрительности. Сегодня они предпринимают шаги в совершенно ином направлении. Старые друзья Белого дома из числа членов Евросоюза воздерживаются от совместного с Америкой жесткого противостояния Ирану и возражают против заявлений американских политиков о том, что Иран входит в "ось зла". ? Отношения развиваются, и их следует упорядочить Прошлый опыт убеждает обе стороны, и Иран, и Европу, в том, что их отношения прежде всего ничем не регламентируются. Поэтому основная задача для обеих сторон состоит в необходимости заключить долгосрочные договоры, спланировать совместную деятельность и упорядочить двусторонние экономические отношения. Отсутствием такой упорядоченности взаимоотношений как раз и объясняются все затруднения, которые возникали как в ходе переговоров до выборов 1997 года, когда Европа в основном критиковала Иран, так и в ходе конструктивных переговоров после прихода к власти Хатами. Итак, период многочисленных взлетов и падений в области политических и экономических отношений прошел. В ходе этого периода сторонам удалось не потерять основную цель, и они пришли к определенным результатам, а именно: в Брюсселе состоялось совещание министров иностранных дел стран Евросоюза, на котором обсуждалось конструктивное предложение комиссии Евросоюза, адресованное совету министров иностранных дел, о начале переговоров с Ираном по поводу заключения долгосрочного договора о торговом сотрудничестве. Это очень важно. По заявлениям специалистов, в результате подписания такого договора будут созданы более благоприятные условия для взаимных поставок сторон, а также страны Евросоюза получат от Ирана определенные льготы для своих инвестиций. Исполнительные органы этого мощного экономического сообщества не имеют никаких возражений против начала переговоров с Ираном. Однако министры иностранных дел стран Евросоюза на заседании в Брюсселе приняли решение более подробно обсудить этот вопрос на следующем своем заседании, которое должно состояться в июне. В этой связи возникает вопрос, который многие задают себе: почему на заседании в Брюсселе не проводилось голосование по утверждению предложения комиссии? Почему рассмотрение этого предложения перенесено на будущее? Другими словами, что послужило препятствием для заключения соглашения? ? Евросоюз - это экономическая или политическая структура? По мнению большинства аналитиков, политические интересы Евросоюза не являются препятствием для сотрудничества с другими странами. Они лишь придают этому сотрудничеству особый характер. Вполне естественно, что при заключении соглашения с такими странами, как Иран, помимо экономических выгод большое значение придается и политическим интересам. Не следует ждать от Евросоюза иного подхода. Сегодня Евросоюз - это экономическая и политическая организация. Случается, что политические проблемы служат предлогом для разрыва отношений с другими странами. Члены Евросоюза могут придерживаться разных взглядов на международные проблемы. Так, ряд стран, Германия, Британия и Голландия, с некоторым политическим пристрастием относятся к некоторым государствам, в том числе к Ирану. Расширение отношений Евросоюза с Ираном они ставят в зависимость от степени соблюдения прав человека и от эффективности участия в борьбе с международным терроризмом. С другой стороны, например, Италия, Испания и Греция в меньшей степени увязывают эти проблемы друг с другом. Они считают, что наряду с расширением экономических отношений можно сделать политические заявления по имеющимся проблемам. Вместе с тем, Евросоюз не может не учитывать мнения другого своего важного стратегического партнера, США. В эти дни американцы считают Иран покровителем терроризма и требуют, чтобы Евросоюз и великие державы, такие как Россия, не расширяли свои отношения с Ираном. Еще одним важным фактором, который может оказаться помехой для заключения соглашения между Ираном и Евросоюзом, является неблагоприятная, по мнению европейцев, политическая обстановка внутри Ирана. Подходящим предлогом для противников расширения сотрудничества между Тегераном и Европой может стать характерное для последних лет отношение к прессе в Иране и заключение под стражу некоторых журналистов. Однако некоторые политические и социальные перегибы в молодом иранском обществе до сих пор не позволяли внутренним и внешним противникам политического курса Ирана омрачать светлые горизонты политического будущего этой страны. Кроме того, Евросоюз испытывает политическую и экономическую потребность в таком важном партнере в регионе, как Иран, который также нуждается в сотрудничестве с Евросоюзом, и это является своего рода движущей силой для продолжения расширения отношений между двумя сторонами как в политической, так и в экономической областях. ? Наступило ли время для упорядочивания отношений? Некоторые наблюдатели, которые не надеются на благоприятные изменения и на достижение политической стабильности внутри Ирана, с сарказмом заявляют, что подходящее время для заключения договора о долгосрочном сотрудничестве между Ираном и Евросоюзом наступит лет через сорок. Другие наблюдатели, которые считают определяющим фактором в сегодняшнем политическом мире высокий уровень экономических отношений и выгоду, получаемую от этих отношений, утверждают, что договор будет заключен в самое ближайшее время. Если не брать во внимание эти две крайние точки зрения, не вызывает сомнения тот факт, что иранцы, оставаясь верными своим моральным и духовным ценностям и желая доказать политическому миру свою верность этим ценностям, распахнут двери для торговли с Европой. При этом они даже могут и не знать о внешнеполитических целях, которые стоят перед Ираном. Для них достаточно того, что подобное сотрудничество необходимо для осуществления реформ, за которые на многочисленных выборах проголосовал иранский народ, а также этого требует политика разрядки напряженности, проводимая как внутри страны, так и за ее пределами. Таким образом сроки заключения соглашения о долгосрочном сотрудничестве с Евросоюзом и степень упорядоченности отношений с ним непосредственно связаны с успехом осуществления реформ в Иране. С другой стороны, для успешного проведения реформ необходимы соглашения о долгосрочном сотрудничестве. Это, бесспорно, учитывают европейские партнеры Ирана. Заседание министров иностранных дел стран Евросоюза в июне покажет, как в Европе оценивают положение в Иране и насколько Евросоюз готов помогать в осуществлении реформ в Иране, по поводу которых европейские политики заявляют, что они заинтересованы в их осуществлении. Источник: газета "Иран", 15 мая 2002. Перевод: Иран.Ру.
читать далее- Америка хочет представить Россию как агрессора, а не как друга в глазах иранского народа
- Иран выступает против любых односторонних и подстрекательских действий в зоне Каспийского моря
- Двусторонние соглашения не могут заменить решение о правовом статусе Каспийского моря
- Подписание двусторонних соглашений по Каспию ограничивает возможности Ирана
- Иран возмущен разделом Каспийского моря между Россией и Казахстаном
- Долги в обмен на Иран
- Рейтинг-лист ФИФА
- Тегеран недоволен разделом Каспия
- Christian Science Monitor: Нефть растапливает застарелую вражду между Ираком Сирией.
- Жестокая борьба иранской полиции с наркоторговцами
- МВД Ирана будет расследовать незаконные контакты с США
- Ложка персидского дегтя в бочке атлантического меда
- Майкл МАКФОЛ: Идея сближения с Путиным принадлежит лично Бушу
- Иранский посол - за казанские вертолеты
- Узбекистан не желает дружить армиями
- Pax Americana вскладчину
- Шиитская святыня в Мешхеде открыла <горячую линию> для верующих
- Россия почти решила проблему Каспия
- "Санции Вашингтона в отношении некоторых армянских компаний, как реакция США на растущий уровень отношений Еревана и Тегерана"
- Спецсоветник Госсекретаря США по каспийским вопросам прибывает сегодня в Азербайджан Обсудить новость в форуме
- "Холодная война" позади, но некоторые недоумевают, а кто же выиграл мир?
- Появятся ли турецкие янычары на берегах Каспия?
- Израиль с помощью Буша запретит Путину передавать ядерные технологии Ирану
- Хатами: заявления Америки - явное свидетельство зла
- Элита России не доверяет Путину