Новости за 03.04.2002

Россия сильна коридорами

Финансовая Россия, 28 марта - 3 апреля 2002 /Таисия МАРТЫНОВА/ До сих пор, доставляя грузы из стран Персидского залива и Индии в Европу, перевозчики руководствуются тем соображением, что кратчайшее расстояние между двумя точками - не всегда прямая. Потому что напрямую - значит через Россию. Теряя во времени и деньгах, грузы следуют через Суэцкий канал вокруг Европы. По усам текло - в рот не попало Транзитные грузопотоки являются предметом жесткой конкуренции, и некоторым странам, например Латвии, они дают треть валового национального продукта. Борьбу за транзитные грузы ведут государства и международные альянсы. 14 государств создали проект "ТРАСЕКА", согласно которому транспортные коридоры будут проходить вдоль южных границ России в обход наших коммуникаций. Как сказал в своем докладе депутатам Госдумы министр транспорта РФ Сергей Франк, "ряд европейских стран хочет увековечить положение России как тупиковой в транспортном отношении страны. По их планам международные коридоры должны заканчиваться на нашей территории, обеспечивая лишь вывоз полезных ископаемых". Такое положение дел нельзя объяснить только зловещим антироссийским заговором. Бизнес не упустит своей выгоды в угоду политике. Тариф на перевозку 20-футового контейнера из Германии в Индию по морскому маршруту через Суэцкий канал составляет 3,5 тыс. долларов при сроке доставки 40 суток. МТК "Север-Юг" позволяет снизить стоимость транспортировки на 1 тыс. долларов, а время - вполовину. Преимущества географического положения России налицо: прямой путь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Среднего Востока и Центральной Азии - зоны зарождения и поглощения главных грузопотоков мировой торговли. Но отечественная транспортная инфраструктура весьма и весьма отстает от того, чем привыкли пользоваться перевозчики всего мира, и вряд ли справится, случись сейчас неожиданный вал грузов. Даже наша собственная внешняя торговля существенно зависит от транзита через иностранную территорию и от иностранных портов. Две трети всех экспортных нефтепродуктов отгружается в Европу через Прибалтику. В свое время Советский Союз зарабатывал на транзите до 6 млрд долларов. Сегодня, считают в Минтрансе, есть возможность не только восстановить, но и значительно увеличить объемы транзитных перевозок. Традиционно предпочитая "программно-целевой подход", правительство разработало федеральную программу модернизации транспортной системы России до 2010 года, добилось продления двух европейских транспортных коридоров, ведущих из Берлина, до Нижнего Новгорода, Астрахани и Новороссийска. Но и этого мало для реализации кровных интересов в европейско-азиатском транзите. Любимое детище Минтранса - концепция развития международных транспортных коридоров на территории России. Быстрые тропы Речь идет о Северном морском пути, транссибирском коридоре и МТК "Север-Юг". Они взаимоувязаны и смогут воплотить транзитные амбиции страны только в совокупности. Но если первые два проекта пока в стадии планов и переговоров, то третий уже располагает ратифицированным соглашением с Индией и Ираном. Транспортный коридор "Север-Юг" должен обеспечить доставку грузов из регионов Персидского залива, Индии, Пакистана в иранские порты на Каспии, затем паромами с переходом на железнодорожную сеть России либо судами класса "река-море" через наши внутренние водные пути в страны Восточной, Центральной Европы и Скандинавии. Привлекательность маршрута растет в связи с конфликтом на Ближнем Востоке и потенциальной угрозой для судоходства в Суэцком канале. Государства Южной Азии уже начали поиск альтернативных путей перевозки грузов в сообщении со странами Европы. О своем намерении присоединиться к строительству коридора "Север-Юг" уже заявили Казахстан, Белоруссия, Бахрейн и Литва. На проходившей 25-26 марта 7-й международной конференции "ТрансРоссия-2002" первый вице-министр транспорта и коммуникаций Казахстана Владимир Шнейдмюллер сообщил, что республика гарантирует определенную номенклатуру грузов, согласует с российской стороной возможность использования внутренних водных путей и предлагает выработать приемлемый уровень тарифов. Аналогичную активность проявляют другие страны СНГ и Прибалтики. Функционирование транспортного коридора сулит им оживление экономики в целом, новые рабочие места, поступления в бюджет. Россия, например, рассчитывает на перевалку через МТК "Север-Юг" 15-16 млн тонн груза в год с соответствующим доходом 1,5-2 млрд долларов. Сегодня по этому маршруту перевозится не более 2 млн тонн, причем большая часть - российские экспортно-импортные товаропотоки. Но идея коридора еще до ее воплощения в договоре с Ираном и Индией способствовала оживлению транспортной инфраструктуры на этом направлении. На Балтике были модернизированы контейнерный терминал и причал для погрузки удобрений в порту Санкт-Петербурга, пущены первая очередь терминала в Усть-Луге и нефтеналивной причал в Приморске, начала действовать централизованная система управления судоходства на Волго-Балтийском водном пути. Реконструируются гидросооружения на каналах им. Москвы и Волго-Донском. На очереди строительство автодороги Чита-Хабаровск и кольцевой трассы вокруг Санкт-Петербурга, реконструкция и развитие морских портов Махачкалы, Оля, Астрахани, Новороссийска, Туапсе, Таганрога, Кавказа, Усть-Донецка, создание речных контейнерных терминалов в портах Волгограда, Ростова-на-Дону, Азова. На пути следования грузов будут созданы распределительные центры. В конце прошлого года российская компания "Совфрахт" и иранская Hazar Shipping Co. подписали протокол о сотрудничестве, в рамках которого будут разработаны сквозные тарифные ставки, а транзитный грузопоток увеличится до 2 млн тонн (контейнеры, металлы, нефтехимия). На сегодняшний день транзит на этом направлении не превышает 100 тыс. тонн, а пропускная возможность маршрута по сухим грузам - порядка 4 млн тонн. Если Россия промедлит с расширением транскаспийского коридора, шансы программы "ТРАСЕКА", предлагающей транзитные пути в обход России, резко возрастут. Справка "ФР" По предварительным оценкам, развитие инфраструктуры российских МТК в период 2001-2010 годов потребует инвестиций в размере 600 млрд рублей, в том числе из собственных привлеченных средств предприятий - 420 млрд. Среднегодовой объем затрат федерального бюджета составит 12 млрд рублей. Ожидается привлечение внешних инвестиций в размере 220-250 млн долларов в год. Дополнительный национальный доход от развития транзита через восемь лет имеет шансы вырасти до 8-9 млрд долларов ежегодно. В полосе российских МТК живет и трудится 80 процентов населения России.

читать далее

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.