<iframe width="560" height="315" src="http://www.youtube.com/embed/1KUN6D0G_-I" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
24 января 2012
В Иране отметили годовщину включения традиционного персидского театрального представления Тазийе (Ta'zieh) в список нематериального мирового культурного наследия ЮНЕСКО. На торжественном мероприятии присутствовал президент страны Махмуд Ахмадинежад и другие официальные лица. Эксперты межправительственного комитета ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия на заседании в ноябре 2011 года в Найроби включили традиционное персидское искусство Тазийе в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. Тазийе – религиозное представление, один из видов иранских театральных жанров, в котором суть драмы полностью или частично передается с помощью музыки и пения (речитатива). Отчасти тазийе напоминает европейскую оперу; оно также обладает определенным сходством с лучшими средневековыми мистериями. Сюжетом традиционного шиитского тазийе является битва при Кербеле и гибель Имама Хусейна, отмечает "Вестник Талыша". Происхождение тазийе Подобные представления появились в Иране еще в доисламскую эпоху и, согласно мнению многих ученых, в те времена их сюжетом служила трагедия Сиявуша – народного героя из «Шах-наме». Легендарный персидский принц, сын иранского шаха Кей-Кавуса, безвинно погиб из-за доноса своей мачехи Судабе. Пройдя невредимым сквозь огонь, чтобы доказать свою невиновность, Сиявуш все равно был изгнан в Туран, где и был убит по приказу туранского короля Афрасиаба (позднее за него отомстил сын). История Сиявуша оказала большое влияние на персидское искусство и литературу. Однако в исламскую эпоху темой для тазийе стали служить другие события. 10 числа месяца мохаррам 61 г. по исламскому календарю (10 октября 680 г.) у Кербелы (на территории нынешнего Ирака) произошло сражение между сторонниками и семьей почитаемого всеми шиитами Имама Хусейна, внука Пророка Мухаммеда и войсками Йезида I, омейядского халифа. Имам Хусейн отказывался признавать Йезида в качестве законного правителя, считая, что тот отошел от пути истинного Ислама и стал тираном. Именно поэтому Имама Хусейна шииты всего мира считают символом борьбы с тиранией во власти. Считается, что Имам Хусейн спас истинный смысл Ислама, ценой своей жизни разграничив настоящий Ислам и тот его вариант, который желал претворить в жизнь тиран Йезид. Однако силы были не равны. В результате кровопролитного сражения, и Имам Хусейн, и весь его отряд были перебиты, а женщины и дети, следовавшие за ними, взяты в плен. Сражение при Кербеле – одно из центральных событий исламской истории, о котором написано множество шиитских книг. Ежегодно об этом сражении в Иране вспоминают во время первых 10 дней месяца мохаррам (как шииты, так и некоторые сунниты) – кульминации оплакивание Имама Хусейна достигает на 10-й день (Ашура). В течение этих десяти дней традиционные тазийе устраиваются во всех городах и селах Ирана. Развитие религиозного тазийе Хотя этот сюжет стал обыгрываться в тазийе уже в самые первые годы после сражения при Кербеле, в национальную традицию такие тазийе превратились во времена правления династии Буидов (Х в.). Многие ученые считают, что, судя по намеку в «Месневие ма’нави» Джалалиддина Руми, мистерии такого рода были хорошо известны уже в XIII в. Особое развитие тазийе получило при Сефевидах (с XVI в.), когда религия шиитов-двунадесятников стала официальной религией страны. В это время возникают тексты множества прозаических и поэтических тазийе, обычно анонимных. Впрочем, иные из текстов тазийе принадлежат известным поэтам (например, Мохташаму Кашани, умершему в 1588 г.). Тазийе по сути подготовили возникновение драматического театра в современном Иране. Кульминации своего развития тазийе достигло в период правления династии Каджаров, где такого рода мистерии ставились по заказу Насреддин-шаха. Музыка и костюмы для тазийе Cреди различных видов религиозной музыки, музыка для тазийе, без сомнения, является самой важной. Все исследователи согласны, что, благодаря распространенности тазийе среди простых людей, иранская музыка сохранялась на протяжении многих веков. Соединение музыки и представления в искусстве религиозной драмы очень украшает ее. Музыка и драматическое представление в тазийе настолько переплетены, что, убрав то или другое, мы можем сильно затруднить его понимание. Исполнение музыки одновременно с драматическим представлением стало причиной того, что многие выдающиеся иранские музыканты называют тазийе «трагической оперой». Так, сторонники Имама Хусейна и сторонники Йезида отличаются не только костюмами и поведением на сцене – сама мелодика их пения (музыки, когда речь идет о них) выдержана в двух, совершенно разных стилях. Главной особенностью музыки тазийе является то, что ее основу составляет национальная музыка. В тазийе смешивается вокал и инструментальная музыка. Содержание текста и игра актеров делает тазие во многом очень непохожим на другие жанры иранской музыки. Обычно мелодии тазийе исполняются виде особых музыкальных произведений («макамов»), объединяющих несколько мелодий. В тазийе присутствует большое количество ритмов, исполняемых группой ударных инструментов, которые вступают в определенный момент. Например, бой барабанов, объявляющих войну, траур, победу, радостное известие, отступление, поражение, печальное известие и многое другое. Как правило, тазийе начинается с прелюдии, которая является традиционной, и исполняется до начала самой тазийе, как бы подготавливая слушателя. Такая прелюдия имеет сходство с оперным прологом. Некоторое время прелюдия является сопровождением и продолжается с началом самого произведения. Как уже упоминалось выше, речитативное исполнение различных текстов и стихов - одна из отличительных особенностью тазийе. Для исполнения тазийе в основном используются следующие инструменты: различные барабаны, тарелки, бубен, кларнет, труба, литавры, зурна, карнай (духовой музыкальный инструмент в виде длинной трубы). Так как тазийе исполняется в различных районах Ирана, в которых существуют свои, особые инструменты, к этому списку можно ещё добавить множество редких местных инструментов. Важным элементом тазийе остаются яркие костюмы. Сторонники Имама Хусейна одеты в зеленое (цвет надежды, веры, Ислама), а сторонники Йезида – в красное (цвет крови). По возможности, костюмы ярко украшаются, воинов сажают на коней (хотя бы ненастоящих), в руках у них – блестящие мечи. Музыка и блеск доспехов – даже в самом бедном местечке Ирана тазийе постараются сделать как можно красивее. Места для исполнения тазийе Изначально тазийе исполнялись под открытым небом, на площадях или в других общественных местах, где могло собраться множества людей. Позднее их перенесли во дворы городских гостиниц и частных домов. Но, в конец концов, иранцы начали строить уникальные здания – «такиé», чьей единственной функцией было – служить сценой для тазийе. Жители города или села кооперировались, чтобы построить и украсить такиé как подобает – иногда средства предоставлял отдельный богатый меценат, иногда – группа жителей определенной местности. Размер такиé мог заметно варьироваться: от небольших строений, где могло поместиться не больше нескольких десятков зрителей, то огромных зданий, рассчитанных на аудиторию в тысячу человек. Нередко такиé строилось как временное сооружение, возводившееся только в дни траурного месяца мохаррам. Самой известной сценой для исполнения тазийе стал «Такие-йе-Доулат» - Королевский театр в Тегеране. Он был построен в 1870-х гг., Насреддин-шахом Каджаров. По мнению многих западных путешественников, по своей роскоши и великолепию Королевский театр Насреддин-шаха превосходил лучшие оперные театры Европы. К сожалению, это такиé было позднее полностью уничтожено Резой-шахом Пехлеви.
Источник:
PRESS TV
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий