Новый год по мусульманскому календарю Хиджра, Ашура

07 декабря 2010
A A A


7 декабря 2010 г. в первый день священного месяца мухаррама начинается новый 1432 год по мусульманскому календарю Хиджра. С середины VII века Хиджра является точкой отсчета для мусульманского летоисчисления. Исламский календарь Хиджра (Hijra, арабск. переселение) счет годам ведет с того времени, когда в результате гонений со стороны язычников произошло переселение Пророка Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Переселение происходило постепенно и последним переселился Пророк Мухаммед, который покинул Мекку в день, соответствующий 16 июля 622 г. от Рождества Христова по юлианскому календарю и прибыл в Медину 22 сентября того же года. Наступление нового года по Хиджре знаменует Священный месяц Мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря. Это один из четырех месяцев (Раджаб, Зуль Каада, Зуль Хиджа, Мухаррам), в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и т. д. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаху. Первые 10 дней месяца считаются благословенными. При этом первое Муххарама не включено в число праздников ислама и, соответственно, в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в нашем понимании. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммада из Мекки в Медину. В день наступления Нового года священнослужители желают всем мусульманам "мира, добра и благополучия, благости и обильных милостей Единого Всевышнего Создателя". История создания мусульманского календаря. В доисламские времена и в первые годы после провозглашения ислама арабы жили по лунному календарю с исконно арабскими названиями месяцев. Продолжительность года они корректировали в соответствии с солнечным летоисчислением в интересах совпадения ежегодных сезонов и выполнения религиозных ритуалов в одно и то же время года. В бытовавшем в то время арабском календаре месяцы сохранялись на своих местах в течении солнечного года, благодаря тому, что по мере накопления "лишних дней" к лунному году добавлялся 13-й месяц "наси". Однако Мухаммед запретил мусульманам добавлять эти дни (запрет отражен в Коране, где сказано, что Луна является мерилом времени). Пророк выступил против корректировок принятого в доисламские времена календаря, назвал их "умножением неверия". После смерти Пророка Мухаммеда был создан мекканский календарь Хиджры. Его создание приписывается правившему первым исламским государством после смерти пророка Мухаммеда халифу (преемнику) Омару ибн аль Хаттабу. По преданиям, праведный халиф Омар обратился к единоверцам с просьбой избрать точкой отсчета исламской истории какое либо знаменательное событие из жизни молодой мусульманской общины. Племянник и приемный сын Пророка, муж одной из его дочерей имам Али предложил взять за точку отсчета исламской эры день переселения (хиджры) Пророка с первыми его сподвижниками из Мекки в Медину. Во времена правления халифа Омара I (634-644 гг.) год хиджры был объявлен началом мусульманского летосчисления. Календарь Хиджры основан на Коране, и его неукоснительное соблюдение – священная обязанность каждого мусульманина. В основе Хиджры лежит лунный годичный цикл. То есть это 12 лунных месяцев, 12 оборотов Луны вокруг Земли (длина года составляет 354-355 дней). Месяц начинается с рождением новой луны и длится 29-30 дней. Поэтому по сравнению с солнечным календарем в Хиджре ежегодно происходит сдвиг назад на 10-12 дней. Названия месяцев исламского календаря сохранились те же, что и в древнем солнечно лунном арабском календаре. Нечетные месяцы имеют по 30 дней, а все четные - по 29. Исключение составляет 12-й месяц, в котором в високосные годы также 30 дней. Еще одно отличие мусульманского календаря от христианского - начало исчисления новых суток. Если в христианском календаре за начало новых суток берется условное время - полночь, то у мусульман новые сутки начинаются с заходом солнца. Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время - на зимние. В результате миграции дат на 34 года лунной хиджры приходится 33 григорианских года. Поэтому для перехода из лунной хиджры в григорианский стиль пользуются, как правило, заранее рассчитанными таблицами. Математические и астрономические расчеты имеют особое значение в целях точного определения начала священного месяца Рамазан и следующего за ним месяца - шавваля. В Иране, Афганистане, Пакистане, Турции и ряде других стран кроме лунной хиджры имеет широкое распространение хиджра солнечная. Солнечная хиджра является единственным календарем, в основу которого положена продолжительность тропического года в чистом виде. Начало года в солнечной хиджре приходится на момент пересечения Солнцем небесного экватора при переходе из южного полушария в северное, то есть на весеннее равноденствие или астрономическое начало весны, что приводит к миграции дат по отношению к григорианскому стилю в пределах 3-4 дней из за того, что тропический год не равен целому числу суток. Шесть первых месяцев в солнечной хиджре имеют продолжительность 31 день, пять - 30 дней и последний месяц в обычные годы - 29, а в високосный год - 30. Начало нового года по солнечной хиджре называется Навруз, что означает "новый день", и отмечается большинством мусульманских народов. Поскольку год по мекканскому лунному счету короче христианского солнечного, время его наступления ежегодно смещается. Он постепенно сближается с христианским календарем. Сегодня все мусульманские страны живут по общепринятому христианскому календарю, а по летоисчислению Хиджры определяются лишь основные события в жизни мусульман мира - даты мусульманских праздников и памятных событий на каждый год. Кроме календарей хиджры (лунного и солнечного) в ряде стран одновременно встречаются и некоторые другие календари, являющиеся их разновидностями. История и особенности Ашуры 10-й день месяца махаррам Ашура - для шиитов это день траура по Имаму Хусейну (с), который вместе со своими сторонниками был предан мученической смерти за чистоту Ислама. Имам Хусейн выступал против искажения Омеядами основ исламской религии, заложенных Пророком Мухаммедом. По свидетельству историков, с ними "поступили так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей". По словам теолога, в 61 году хиджры (10 октября 680 года по григорианскому календарю) в битве при Кербеле (Ирак) были убиты имам Хусейн - младший сын Имама Али и внук Пророка Мухаммеда, его брат Аббас и 70 сподвижников. Впервые мусульмане-шииты начали отмечать Ашуру, как траур по имаму Хусейну, в 963 году в Багдаде. Затем центром траурных торжеств стал Кербела (ныне находится на территории Ирака) , где имам Хусейн стал шехидом и где погребено его тело, пишет TREND. В этот день шииты соблюдают строгий пост и траур, устраивают особые театрализованные представления, воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама. Атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур (печь, куда по преданию, была спрятана голова Хусейна), саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы. День траура сопровождается шествиями скорбящих, которые несут черные знамена , а некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: "Шах Хусейн, вах, Хусейн!" ( "Владыка Хусейн, горе Хусейну!", отсюда произошло название этого обычая - "шахсей-вахсей"). В знак скорби женщины много плачут: считается, что слезы, пролитые в эти дни, являются благословенными и излечивают от различных болезней. Во дворах мечетей или в специально отведенных для этого местах устраиваются собрания с чтением повествований о страданиях имама Хусейна и его сподвижников. В этот день принято давать благотворительный обед (эхсан), на котором рассказывается об имаме Хусейне и его семье, о роде Алидов и Пророке Мухаммеде. В этот день принято посещать святыни, могилы предков, совершать больше богоугодных дел. Хотя самобичевание некоторыми теологами преподносится, как средство воспитания духа и тела мусульманина, оно запрещено во многих странах, даже в тех, где большинство населения составляют шииты. Например, в Иране, где основную часть населения составляют шииты, самобичевание запрещено фетвами. Некоторые теологи считают этот ритуал плохой рекламой для исламской религии. Шиитские ученые также осуждают кровопролитие и призывают мусульман отказаться от этой традиции. По их словам празднование Ашуры не должно становиться поводом для самоистязания. Оплакивать любимого человека - нормальное явление, однако при этом не нужно впадать в крайности: "Битье по лицу, спине, голове, разрывание одежды запрещены исламом".
Источник: РИА Новости

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.