«Иранцы бросают свое богатство на пол»

24 декабря 2009
A A A


Иран - крупнейший в мире производитель ковров. Славу "основной мировой мануфактуры" ковров ручной работы безуспешно оспаривают у него многие страны Азии - прежде всего Индия, Пакистан, Непал и Китай. Однако именно персидские ковры остаются эталоном настоящего восточного ковра. Как правило, мебели в иранских домах немного и роль главного элемента домашней «обстановки» выполняют здесь ковры. Есть даже расхожая фраза: «Иранцы бросают свое богатство на пол». Исфахан славится своими коврами классического орнамента и тонкой работы. «Торговая марка» Исфахана – ковры с большим центральным медальоном и выраженным контрастом между темным бордюром и светлым основным полем, хотя встречаются самые разные орнаменты и расцветки. Характерные черты исфаханов – тонкое плетение, контраст между бордюром и центральным полем – привлекали массу покупателей, как в самой Персии, так и в Европе и США. Исфаханы относятся к наилучшим и одним из самых дорогих персидских ковров ручной работы. Орнамент исфаханов, как правило, растительный, в рисунке чаще всего встречаются сочетания голубого, розового и темно-синего цветов, не редок фон цвета слоновой кости. Иногда при изготовлении ковра используется пряжа 15 и более цветов. Большинство ковров из Исфахана – шерстяные на основе из хлопка, однако здешние мастера создают и великолепные шелковые ковры, которые по праву конкурируют с коврами Кума. В мастерских Исфахана используется персидский узел. Диапазон плотности здешних ковров – от 200 тысяч до 1,1 миллиона узелков на квадратный метр, создаются ковры и более высокой плотности. Единичные экземпляры исфаханов достигают плотности в 4 миллиона узлов – такие делаются только под заказ и в течение нескольких лет. Город Исфахан – административный центр одноименной провинции Ирана, крупный промышленный и научный центр с населением примерно в миллион человек. Он расположен в 450 километрах к югу от нынешней столицы страны, Тегерана. Исфахан – древний город, но известным он стал в 16-17 столетиях, во времена правления персидской династии Сефевидов, когда один из шахов этой династии, Аббас, перенес в Исфахан свою столицу. Шах Аббас слыл покровителем наук и искусств и Исфахан в его правление стал по-настоящему космополитичным восточным городом – городом художников, поэтов и философов. В музеях всего мира и частных коллекциях сохранилось довольно много исфаханских ковров 16 и 17 столетий. Среди множества ковровых мастерских Исфахана наибольшую известность получила мануфактура Серафиан. Некоторые исследователи утверждают, что нынешний дизайн персидского ковра – во многом плод работы именно этой мануфактуры. Как и вслучае с мануфактурой Хабибиан из Наина на мировом рынке значительно больше поддельных серафианов, чем настоящих, а некоторые специалисты публикуют даже небольшие «каталоги» поддельных подписей мануфактуры Серафиан на коврах. Несмотря на нововведения, мастера Исфахана старательно подчеркивают и «связь времен» - в частности, тем, что часто копируют старые ковровые орнаменты в новых изделиях. А в последнее время в Исфахане охотно плетут ковры с изображением романтических сцен из произведений Омара Хайяма. Больше всего делается исфаханов небольшого размера – 1 на 1,5 метра, и 1,5 на 2 метра. Врочем, встречаются и другие размеры, в том числе и довольно значительные – 3 на 6 метров и более. Обычно ковры меньшего размера имеют лучшую плотность. Мастера города Неджефабад, расположенного к западу от Исфахана, создают похожие, но более грубые ковры, часто больших размеров. Можно перечислить несколько различий между исфаханами и сходными коврами из других традиционных центров персидского ковроткачества. Тебризы сильно напоминают исфаханы, но выполнены симметричным (турецким) узлом и имеют более регулярный рисунок оборотной стороны. Последняя особенность характерна и для кашанов, кроме того, эти ковры, в отличие от исфаханов, в меньшей степени испытали дизайнерские нововведения 20-го века и остались ближе к традиции. Наины зачастую столь похожи на исфаханы, что иногда установление точного происхождения ковра затруднительно – все-таки эти ковры являются «близкими родственниками». Общим наблюдением считается, что наин обычно имеет более однородную и более светлую расцветку, для исфаханов же характерен резкий контраст.
Источник: Ковер-Самолет.ру

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.