Иранское искусство как тренд и объект для инвестиций

27 августа 2008
A A A


На протяжении многих лет тегеранский художник Парвиз Танаволи (Parviz Tanavoli) вел спокойную жизнь преподавателя скульптурной пластики, иногда проводя небольшие персональные выставки в родном Иране и соседних странах. Весьма популярные на родине, работы мастера продолжали оставаться практически неизвестными за рубежом. Все изменилось в апреле текущего года, когда одна из его скульптур − двухметровая бронзовая «Стена» была продана на торгах Christie’s за рекордную сумму $2 840 000. «Буквально через несколько часов начал звонить телефон, − рассказывает Танаволи, − но я разочаровал покупателей, заявив, что моя студия это не сувенирная лавка, и у меня ограниченное число работ». Желая остановить бесконечный поток предложений приобрести его произведения, скульптор на несколько дней выключил телефон. Однако этот звонок послужил началом истории нового иранского искусства, искусства-тренда и объекта миллионных инвестиций. Средний Восток уже давно считается одним из самых перспективных игроков на глобальном арт-рынке. Форсированное развитие экономики, вызванное во многом новой нефтяной лихорадкой, спровоцировало широкую «экспансию» региона со стороны крупнейших аукционных домов мира, таких как Bonham’s и Christie’s International. Новые региональные отделения, расположенные в Гонконге и Дубае, превысили все ожидания маркетологов, начав приносить неожиданно высокие дивиденды, что, в свою очередь, повлекло за собой повышенный интерес к современному искусству Среднего Востока. Вскоре появилось несколько объективных фаворитов, среди которых оказалось и никому не известное ранее иранское искусство. Первый рекорд произведений местных художников был поставлен во время мартовских торгов Bonham’s.Тогда одним из топ-лотов стала скульптурная композиция тегеранского мастера Фарада Мошири (Farhad Moshiri) «Любовь», проданная за $1 050 000. Этот рекорд продержался менее двух месяцев и был побит в ходе апрельских торгов Christie’s, когда покрытая иероглифами бронзовая скульптура Парвиза Танаволи «Стена» ушла с молотка за $2 840 000. По словам Вильяма Лоури (William Lawrie), руководителя отдела азиатского искусства Christie’s, «иранское искусство очень узнаваемо, содержательно и наполнено тонким юмором, что может вывести его на международный уровень». Сегодня можно с уверенностью сказать, что азиатский арт-рынок пережил настоящий «иранский бум», в результате которого стоимость произведений таких художников, как Мошири, Танаволи и Х. Хассанзаде (Khosrow Hassanzadeh), взлетела во много раз. «Средняя стоимость иранского искусства выросла в пять раз только в течение последнего года, − комментирует ситуацию владелец тегеранской художественной галереи Mah Шанас Хансари (Shahnaz Khansari). − Картины, которые продавались по 4 000 000 риалов, сегодня стоят не менее 25 000. Рынок растет и привлекает новых игроков. Крупные западные инвесторы нанимают посредников, которые покупают для них работы. Это превратилось в настоящий бизнес». Современное иранское искусство стало настоящим открытием мирового арт-рынка. Самобытное, несколько экзотичное и глубоко содержательное, оно уже поставило несколько серьезных рекордов и завоевало немало почитателей. Не исключено, что в течение ближайших нескольких лет оно повторит успех китайского искусства и выйдет далеко за пределы азиатского региона
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.