12 августа 2003
Тесная дружба Армении и Ирана получила очередное подтверждение на сей раз в историко-культурной сфере. Как заявил журналистам представитель епархии Армянской апостольской церкви в иранской столице, территория армянского храма "Святой Тадеос" объявлена в Иране культурной исторической ценностью, охраняемой государством. Согласно решению Организации культурного наследия Ирана, отныне любые действия, направленные на разрушение или изменение исторических храмовых построек или наносящие ущерб прилегающей территории и природе, будут строго преследоваться и караться по закону. Куда интереснее, однако, другое. Храм "Святой Тадеос", который армяне представляют как едва ли не самый древний образец собственной культовой архитектуры, расположен недалеко от города Урмийе, в районе, где значительную часть, если не большинство, населения составляют азербайджанцы, которые именуют его "Кара Келиса", то есть "черная церковь". "Решение государственной Организации культурного наследия Ирана объявить территорию этого храма, расположенного недалеко от северо-восточного иранского города Урмийе, культурно-исторической ценностью принято в тесном сотрудничестве с армянской общиной, функционирующей в Исламской Республике", сообщил представитель епархии апостольской церкви в Тегеране. А в Церковно-научном центре Московского патриархата "Православная энциклопедия" уже разъясняют журналистам: мол, для армян эта церковь имеет большое культовое значение, и ежегодно весной к стенам этого храма приходят тысячи паломников. По официальной версии российских церковных историков, храм был построен на месте погребения святого апостола Фаддея, который вместе с апостолом Варфоломеем проповедовал здесь христианство еще в 33-м году от Рождества Христова, несколько раз разрушался во время землетрясений, но затем снова отстраивался. Правда, в таком случае говорить о точной датировке, когда именно был построен храм, не приходится. Тем более трудно определить, чьим архитектурным канонам он после многочисленных "перестроек" и "восстановлений" соответствует. Но в то же время армянская община Ирана уже давно играет в этой стране роль "образцово-показательного" религиозного меньшинства, чьи права полностью гарантированы, а интересы - защищены. И хотя существование в Иране армянских школ на фоне того, что для более чем 20 миллионов азербайджанцев возможность учиться на родном языке остается недосягаемой мечтой, а иные "специалисты" вообще не намерены признавать за азербайджанским народом права на существование, вызывает понятные чувства, очередной "подарок" властей Ирана армянской общине вряд ли может восприниматься, как нечто неожиданное и сенсационное. Вопрос, однако, в том, что он может обернуться для Ирана "игрой с огнем". Окрестности Урмийи - район с весьма пестрым национальным составом, именно здесь сходятся территории исторического Азербайджана и иранского Курдистана, даже в городе Урмийе существуют азербайджанские и курдские кварталы. Но вместе с тем армянские историки готовы объявить его едва ли не прародиной армян, которых представляют как наследников культуры государства Урарту. Более того, в 1946 году, когда север Ирана, включая Южный Азербайджан, фактически находился под контролем Москвы, по некоторым данным, советские военные власти в организованном порядке переселяли в окрестности Урмийи армян из других городов Южного Азербайджана. На этом фоне появление на авансцене еще и армянского фактора может привести к непредсказуемым последствиям. Источник: Власти. Нэт
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий