Хотя недавно произошла смена руководства Саудовской Аравии, где на руководящих постах оказались представители молодого поколения, и, по идее, королевство должно было вступить на путь реформ и модернизации, тем не менее Эр-Рияд продолжает линию на прямое вмешательство во внутренние дела соседей, в том числе с использованием военных и террористических методов, заворачивает гайки внутри страны, особенно в отношении шиитского меньшинства, сохраняет низкие цены на нефть, тем самым подрывая социально-экономическую стабильность государства, и позволяет себе свысока говорить с главным гарантом своей безопасности – Вашингтоном. Но все это говорит не о силе, а о слабости нового поколения правителей КСА, которые играют с огнем, ослабляют страну и толкают ее к распаду, учитывая, что ни верхушка армии, ни лидеры племенных образований и шейхи ведущих семейных кланов королевства не поддерживают ужесточение и без того одиозно-агрессивного курса семьи Аль Сауд. Начала просачиваться информация о том, что, если такая линия продолжится, то Сауды просто потеряют власть, а саудовское государство распадется на 4-5 частей, из которых оно было силой слеплено 80 лет назад.
Немного истории
Чтобы понять слабость КСА, несмотря на огромные нефтяные богатства страны, нужно вспомнить историю его создания. Зарождение саудовского государства началось в 1744 году в центральной части Аравийского полуострова. Местный правитель Мухаммад ибн Сауд и основатель ваххабизма Мухаммад ибн Абдель-Ваххаб объединились против Османской империи с целью создания единого мощного государства. Этот союз, заключенный в XVIII веке, положил начало правлению династии Саудов. Через некоторое время это образование подверглось давлению со стороны Османской империи, обеспокоенной усилением арабов у своих южных границ. В 1817 султан Великой Порты отправил на Аравийский полуостров войска под командованием египетского правителя Мухаммеда Али, которые разгромили местную слабую армию. Первое саудовское государство просуществовало 73 года. Правда, уже через 7 лет (в 1824) было основано второе саудовское государство со столицей в Эр-Рияде. Оно просуществовало 67 лет и было уничтожено давними соперниками Саудов − кланом ар-Рашиди родом из Хаиля. Семья Саудов была вынуждена бежать в Кувейт.
После распада второго саудовского государства на родине саудитов Неджде быстро выросло влияние эмирата Джебель-Шаммара, которым правил клан Аль Рашид. Будущий основатель третьей саудовской монархии Абдель-Азиз ибн Сауд из семьи Саудов находился в изгнании в Кувейте с 1893 года. В 1902-м году он начал свои многочисленные войны с захвата Эр-Рияда, расправившись с губернатором Рашиди и его семьёй. В 1912 году Абдель Азиз захватил весь Неджд. В 1920 году, используя сильную поддержку англичан, стремящихся утвердиться на территории осколков Османской империи, Абдель Азиз окончательно разбил Рашиди. В 1925 году была захвачена Мекка и весь Хиджаз. В результате этого захвата было создано объединённое Королевство Неджд и Хиджаз. После захвата саудитами Асира, Эль-Хасы и Катифа 23 сентября 1932 королевство Неджд и Хиджаз было переименовано в Саудовскую Аравию, королем которого стал Абдель Азиз. Между вождями племенных объединений всех частей нового королевства были заключены соглашения с обязательствами сторон. Такими кланами, как Аль Шейх (основатели ваххабизма), Саудиты, Аль Али, Аль Джилюви, Аль Рашид, Аль Сулайм, Ас-Судайри, Ас-Сунайян и т.д. После обнаружения в 1938 году нефти в КСА и начала ее добычи Аль Сауды гарантировали мощные финансовые вливания наиболее влиятельным племенным кланам. Однако снижение Эр-Риядом в 2014 году мировых цен на нефть вдвое привело к тому, что их доходы резко упали. Королевская семья стала не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства перед племенами. А значит и те теперь могут отказаться от своих обязательств.
Политика США
Начало реализации Вашингтоном новой линии на Ближнем Востоке с осени 2013 года, когда американцы пошли на сближение с Тегераном и отказались наносить ракетно-бомбовые удары по Сирии, а затем в июне 2014 года не стали посылать свои войска в Ирак для разгрома ИГИЛ, да еще и отказались воевать в Йемене после победы хуситов над саудовским ставленником Аль-Хади – все это вызвало сильнейшее разочарование у руководства КСА. После недавней встречи в Кэмп-Дэвиде на высшем уровне США − ССАГПЗ, на которой король Сальман отсутствовал в знак недовольства Обамой, саудовцам стало ясно – США больше не будут посылать своих солдат в регион даже для спасения своих союзников. И у них закрались еще большие подозрения относительно того, что теперь США вместо КСА хотят сделать своим «жандармом» в регионе Иран – основного политического оппонента и экономического конкурента Аль Саудов в Персидском заливе и на Ближнем Востоке.
Вашингтон хочет сменить руководство ИРИ на прозападно-либеральное, склонное принять западные ценности и западный вариант «демократии». Но для этого нужно заманить Тегеран соглашением по ИЯП, которое призвано не решить вопрос с ядерной программой Ирана, а создать условия для полного открытия этой страны перед Западом, его инвестициями, особенно в нефтегазовый сектор, и культурно-идейным проникновением. В США это хорошо понимают и все время выдвигают новые требования к Тегерану, стараясь как можно сильнее подорвать стабильность нынешнего правящего режима. Более того, Вашингтон даже делает вид, что готов сотрудничать с ИРИ по Ираку, Сирии и даже Йемену. И саудовцы на это повелись. Началась коллизия интересов нынешних властей КСА с США.
Кстати, еще до йеменского кризиса, некоторое сближение между Тегераном и Вашингтоном на почве общих операций против «Исламского государства» многими экспертами квалифицировались как откровенно надуманное. Конечно, ИГИЛ враг и для Ирана. Да еще госсекретарь Дж. Керри это подтвердил в интервью телеканалу NBC News, заявив, что «не видит проблемы в сотрудничестве с Тегераном, если это поможет стабилизировать ситуацию в Ираке». В данном случае налицо американская попытка наложить на Саудовскую Аравию «иракскую кальку», которая могла бы обмануть Эр-Рияд относительно определенного военного присутствия Ирана в Йемене, Ираке, и Сирии, поскольку речь идет о борьбе с «общим врагом» − Исламским государством, оставляя решение других проблем на потом. Отсюда еще весной с.г. пошли рассуждения аналитиков о возможном расколе Саудовской Аравии, с указанием на то, что искусственно созданное 85 лет тому назад британцами на базе осколков Османской империи королевство находится на пороге великих потрясений, которые усиливаются этно-религиозной пестротой страны: в Недже преобладают ваххабиты, в Хиджазе и на северо-западе − сунниты, в Восточной провинции − шииты, на юге − исмаилиты, на юго-западе − йеменские племена, многие из которых приверженцы шиизма. Об этом намекали даже такие издания как американский Stratfor и британский Chatham House.
Что на самом деле?
На самом деле 29 апреля король Сальман издал указы, в которых говорилось об отставке принца Мукрина бен Абдель Азиза с поста наследного принца («второго лица» в государстве) якобы по «его личной просьбе» и назначении на этот пост принца Мухаммеда бен Наифа (сохранившего за собой пост министра внутренних дел и ставшего одновременно заместителем председателя Совета министров, возглавляемого по традиции самим монархом), а также председателем Совета по делам политики и безопасности, который при предыдущем короле Абдалле назывался Советом национальной безопасности. Пост заместителя (по-арабски в данном случае используется термин «наследник») наследника престола, ранее занимавшийся принцем Мухаммедом бен Наифом, занял сын Сальмана принц Мухаммед бен Сальман, сохранивший пост министра обороны и ставший вторым заместителем председателя Совета министров, а также руководителем Совета по экономике и развитию.
Главное состоит в том, что оба наследника – это внуки, а не сыновья короля Абдель Азиза, основавшего саудовское королевство. А Мукрин был его сыном. Тем самым прервана традиция передачи власти в династии Аль Сауд от брата к брату, хотя еще живы несколько сыновей Абдель Азиза. Это означает, что теперь власть будет унаследована после ухода Сальмана представителем не второго, а третьего «эшелона» Аль Саудов, то есть существенно более молодым поколением королевской семьи. Наследнику престола – 55 лет, а его заместителю – всего 30.
Второй важный момент: оба принца являются «силовиками», возглавляя соответственно МВД и Минобороны. Тем самым недовольным членам династии Аль Сауд и вождям других племен и кланов послан жесткий сигнал – любые их протестные действия или попытки организовать оппозицию, будут подавлены силовым путем. Тем более, что некоторые сразу же выразили недовольство тем, что заместитель наследника, мало того, что он сын короля, так еще в свои 30 лет является министром обороны. Да еще главой королевского двора стал Хамад ас-Сувайлем, которого терпеть не могут ни Аль Сауды других ветвей династии, ни другие кланы «эмирского» (княжеского) уровня.
Назначения двух принцев – наследников также подтвердило тенденцию к укреплению и узурпации власти в высшем правящем эшелоне двух судейридских ветвей семьи Аль Сауд, связанных с наследным принцем Наифом (скончался в 2012 году) и правящим монархом Сальманом. Ас-Судайри − влиятельный аравийский род, находящийся в родстве с королевской династией Аль Сауд, занимающий значительное положение в политической системе Саудовской Аравии с момента создания королевства. Принцы из династии Аль Сауд, начиная с XIX века часто берут в жёны представительниц рода ас-Судайри. Тем самым нарушился баланс власти: ветви «абдуллахидов», состоящие из членов семейного клана покойного короля Абдаллы, который не входил в «семерку Судейри», существенно потеряли в своем влиянии на политику королевства. («Семёркой Судайри» называли политическую группировку − «клан» − внутри династии Аль Сауд, состоящую из семи сыновей короля Саудовской Аравии Абд аль-Азиза от его жены Хиссы бинт Ахмад Ас-Судайри).
Помимо ухода принца Мукрина, знаковой стала и отставка находившегося на посту министра иностранных дел с 1975 г. принца Сауда аль-Фейсала. Новым главой саудовского внешнеполитического ведомства стал посол в Соединенных Штатах − «восходящая звезда саудовской дипломатии» − Адиль аль-Джубейр. Он является ярым сторонником силовой линии против Сирии, Йемена и Ирака. А это означает одно – продолжение втягивания Эр-Рияда в войны с этими тремя странами, которые не только истощают казну, но и подрывают стабильность правящего режима и благополучие эмирских кланов. И, естественно, на таком фоне укрепление Ирана и его значения для Запада в регионе воспринимается как стабилизирующей силы.
Как развалится королевство?
КСА создано искусственно из различных религиозных и этнических групп, а власть Аль Саудов держится на поддержании сложного баланса интересов ведущих племенных кланов. Если его расшатать, власти Аль Саудов наступит конец. Не нужно никаких государственных переворотов. Просто входящие в КСА племенные объединения выйдут из состава этой страны и объявят свои самостоятельные государственные образования. Договорятся о новых границах и сферах влияния, и о том, как справедливо делить доходы от экспорта нефти. Да им и думать особенно не придется. Ведь подобный план расчленения, причем с картами, уже давно составлен британскими спецслужбами. И примеры такого современного раздела де-факто уже есть. Например, Ливия, войну в которой затеяли Саудовская Аравия и Катар.
Только вот с КСА может произойти не по английскому сценарию. Часть спорных территорий Аль-Асир и Наджран на юго-западе и юге королевства, где проживают йеменские племена, в том числе шииты зейдитского и исмаилитского толка, отойдут к Йемену. Северная часть Хиджаза на северо-востоке отойдет к Иордании, северные районы – к Ираку, а районы Восточной провинции (историческое название области Аль-Хаса), населенные преимущественно шиитами, вместе с Бахрейном, где 2/3 населения тоже шииты, и Кувейтом, где на шиитов приходится 40% населения эмирата, сформируют со столицей в Даммаме шиитское государство под условным названием «Шиитостан». Не исключено, что в случае развала Ирака на 3 анклава, что также провоцируется нынешними правителями Эр-Рияда, его шиитская часть, где проживает свыше 60% населения Ирака, создастся уже огромное арабское шиитское государство по обоим берегам Персидского залива со столицей в Басре, которая сто лет тому назад была административным центром басринского вилайета Османской империи.
*********
Конечно, речь не идет о том, что это случится сегодня. Но это вполне может произойти через 2-3 года, если Аль Сауды продолжат свои военные авантюры, окончательно ослабив страну, в том числе изнутри, будут и далее грубить США и ссориться с Ираном, Ираком и Йеменом. Западу, а в данном конкретном случае США и Великобритании, не нужна непредсказуемая страна с давно морально и этически устаревшим режимом, и нормами правления 17-го века, которая только позорит «союзников» в глазах цивилизованного мира. Тем более, что от нее во многом зависит энергетическая стабильность Европы и Азии. Гораздо легче управлять более мелкими и послушными гособразованиями без претензий на региональное лидерство. И нынешние власти КСА упорно идут к этому. Как, впрочем, и США. В Вашингтоне, судя по всему, такое решение уже принято. Осталось дождаться лишь действий со стороны основных племенных образований.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий