Интрига Кэмп-Дэвида: Обама напоминает монархам Персидского залива, кто здесь хозяин

15 мая 2015
A A A


Кэмп-Дэвид, официальная загородная резиденция президентов США, поистине заговоренное место для так называемого «арабского мира». В конце 70-х здесь были достигнуты египетско-израильские соглашения, на многие годы определившие политический ландшафт Ближнего Востока. Вчера здесь проходило не менее значимое событие – встреча Обамы с представителями Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), на котором представители монархий требуют от американского президента заключить с ними «брачный контракт». От чего сам Обама виртуозно уклоняется, пытаясь убедить партнеров, что и без всяких бумаг будет их горячо любить. Если они, разумеется, перестанут быть стервами, истеричными и капризными иждивенцами.

К требованию официальных представителей ССАГПЗ о том, чтобы Вашингтон подписал с монархиями Персидского залива (ПЗ) некий «оборонительный пакт», гарантирующий им безоговорочную американскую поддержку, не стоит относиться слишком уж серьезно. Любые переговоры – это всегда торг, на котором одна сторона обязательно завышает цену, а другая старается ее сбить. Так и сейчас в Кэмп-Дэвиде – требование подписать некий «брачный контракт» представляет собой завышенную планку, от которой представители ССАГПЗ вполне готовы играть на понижение.

Американская же сторона «идет от противного». Обама категоричен в том, что времена изменились, что соглашение по ядерной программе Ирана в любом случае будет подписано, что попытки арабских монархов сделать из США «ближневосточную державу», которая должна решать за них все региональные проблемы, обречена на провал. «Будьте белее самостоятельными, не перекладывайте на нас все свои проблемы, берите инициативу в свои руки», − пытается внушить он партнерам по переговорам. Но при этом вполне готов идти им навстречу, подтверждая, что стратегическое партнерство с монархиями ПЗ, их безопасность по-прежнему остаются приоритетом для США. Просто партнерство это должно приобрести новый формат, учитывающий те грандиозные изменения, которые произошли в регионе за последние годы.

Не нужно было быть экстрасенсом, чтобы предсказать итог этой встречи в Кэмп-Дэвиде. Стороны сойдутся примерно посередине: Обама убедит монархии ПЗ в необходимости заключения соглашений с Тегераном. Пусть и без восторга, но партнеры Вашингтона в ПЗ вынуждены будут с этим согласиться. Но при этом ССАГПЗ и США приступят к выработке новой «стратегии сдерживания Ирана», закладке нового каркаса региональной безопасности. Окончательным монтажом которого займется уже следующий хозяин Белого дома.

Обама и монархи: в чем суть взаимной перебранки?

Слухи о «разводе» Вашингтона и ССАГПЗ, ставшие одной из самых смакуемых тем в масс-медиа, сильно преувеличены. Хотя поток взаимных претензий за последние годы, без сомнения, увеличился, но носит он несколько иной характер, чем это принято считать. По сути, регулярно возникающие перебранки между Белым домом и ССАГПЗ сводится к двум претензиям.

1. Монархии ПЗ, разумеется, крайне обеспокоены диалогом США и Ирана в тот момент, когда, как им кажется, Тегеран ведет активную экспансию в регионе, в Ираке, Йемене, Сирии, Ливане, словом, по всей протяженности «шиитского полумесяца». И им очень хочется, чтобы Вашингтон сказал этой кажущейся экспансии решительное «нет», подтвердив свои слова военно-политическими шагами, например разбомбить Дамаск. А еще лучше – Тегеран. Но поскольку этого все никак не происходит, монархии ПЗ откровенно истерят, обвиняя США и лично Обаму в «коварном предательстве самых верных союзников Америки» и «заключении сделки, игнорирующей их интересы».

В Вашингтоне на это более чем справедливо возражают: «Мы даем вам новейшее вооружение, мы оказываем вам беспрецедентную помощь инструкторами и разведданными. Наконец, мы полностью прикрываем вас в ООН и на других международных площадках. Словом, не пора ли вам самим быть более самостоятельными и инициативными в решении региональных проблем?»

В странах ПЗ бытует поговорка, в примерном переводе звучащая так: «Когда у жителя Саудовской Аравии зачешется спина, то он наймет гастарбайтера с чесалкой». Обама собрал представителей ССАГПЗ в Кэмп-Дэвиде именно для того, чтобы объяснить им простую вещь: Америка – это сверхдержава, и роль «гастарбайтера с чесалкой» для режимов Залива никогда исполнять не будет. У нее достаточно и других забот по всему миру, чтобы реагировать на каждый чих в ближневосточном регионе и, жертвуя своими интересами, нестись по каждому поводу на выручку монархий. Если они не способны самостоятельно решать отдельные вопросы собственной безопасности, то нужны ли такие союзники? Это никакие не стратегические партнеры, а откровенные иждивенцы.

2. Вторая взаимная претензия заключается в том, что Вашингтон все настойчивее требует от государств ССАГПЗ социальной модернизации, реформ, способных сделать облик правящих режимов более привлекательным на международной арене, а главное более устойчивыми к возможным внутренним потрясениям. Как отметил недавно Обама, «самые большие угрозы, с которыми сталкиваются (суннитские арабские государства), исходят не от Ирана и опасности его вторжения. Они исходят от неудовлетворенности в их собственных странах».

Давление социальных проблем в котле ССАГПЗ достигло критического значения, «рвануть» может в любой момент, а правящие режимы, кто в большей, кто в меньшей степени, крайне неохотно идут на преобразования, предпочитая «заливать» тлеющие угли недовольства собственного населения денежными подачками. И при этом монархии утром обвиняют США во «вмешательстве во внутренние дела», а вечером требуют дополнительной помощи для обеспечения безопасности. Расхлебывать последствия подобной политической близорукости у США нет больше никакого желания, о чем они, к неудовольствию монархов, прямо и заявляют.

Стал ли Эр-Рияд для Вашингтона «чемоданом без ручки»?

Разумеется, наиболее остро на американские претензии реагируют в Саудовской Аравии. Тем более, что по амбициям Эр-Рияда, претендующего на роль регионального лидера, за последние годы был нанесен более чем чувствительный удар. Сначала – во время гражданской войны в Ираке, когда саудиты так и не сумели ослабить позиции местных шиитов и Тегерана. Затем – в Сирии, когда с антиасадовской «суннитской коалицией» так ничего и не вышло. И, наконец, в Йемене, где хваленая военная машина Королевства раз за разом терпит феерические провалы и не способна самостоятельно изменить ситуацию в свою пользу.

И каждый раз в ситуацию приходится вмешиваться Вашингтону. Но взамен, в качестве «благодарности», он получал от Эр-Рияда все новые порции упреков в «недостаточной поддержке» и скандалов по поводу «заигрывания с Ираном». Не говоря уже об откровенно злобных выпадах всякий раз, когда американцы пытались намекнуть на необходимость хоть что-то изменить в самом Королевстве – хотя бы головы перестать публично рубить или женщин за управление автомобилем в тюрьму не сажать.

«Саудовская Аравия − это самодержавная монархия, где в основе общественных отношений лежат жестокие политические репрессии, религиозная нетерпимость и фундаменталистское толкование ислама, находящееся в противоречии с общепризнанными правами человека», − справедливо замечают авторы статьи, опубликованной накануне Кэмп-Дэвида в Foreign Policy, и добавляют: «Фактически некоторые государства из состава Совета по сотрудничеству государств Персидского залива зачастую являются проводниками идеологии и источником финансирования исламистского терроризма по всему миру». Намек на Эр-Рияд, как говорится, более чем прозрачный. Саудовская Аравия в ее нынешнем виде, с ее нынешними амбициями и параноидальной иранофобией действительно выглядит для США как «чемодан без ручки» − бросить жалко, а тащить все тяжелее.

Мохаммед бин НаифИ ведь – не бросят, поскольку, судя по всему, конфликт между Вашингтоном и Эр-Риядом завершен. Отказ короля Салмана участвовать во встрече в Кэмп-Дэвиде многие наблюдатели расценили как «открытое неуважение» и «отказ от сотрудничества с Обамой». Представляется, что дело обстоит с точностью до наоборот. В США прибыли наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Наиф и его заместитель − наследный принц Мохаммед бин Салман. 55-летний глава МВД и 30-летний министр обороны – это люди, в чьих руках сейчас сосредоточена реальная власть, новое поколение руководителей Королевства, те, кто будет строить дальнейшие отношения с Вашингтоном. Главная задача нынешнего короля Салмана – обеспечить этим лицам передачу власти, а поэтому именно с ними, как с будущими партнерами, столь долго, доброжелательно и продуктивно общался 13 мая в Белом доме Обама.

Милые бранятся – только тешатся

В преддверии Кэмп-Дэвида стало известно, что американский президент готов предложить партнерам в ПЗ расширить систему противоракетной обороны, так называемую ПерсоПРО, а также обсудить контракты на поставку новейших вооружений. Накачивание монархий американским вооружением продолжается, приобретая уже совершенно астрономические масштабы: в 2014 году военные расходы ССАГПЗ составили 113, 7 миллиардов долларов, что в семь раз превосходит военные расходы Ирана за этот же период ($15,7 миллиарда).

Ни о каком свертывании сотрудничества США с монархиями ПЗ речи не идет. «Национальная безопасность Соединенных Штатов становится прочнее благодаря отношениям, включающим интенсивный обмен контртеррористической и разведывательной информацией между нами и каждой из этих стран», – заявил пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест, − «Верно и то, что поддержка Соединенных Штатов жизненно важна для них. И они понимают, что прочные отношения с Соединенными Штатами – это и то, на что можно положиться, и то, что стоит поддерживать».

Переговоры в Кэмп-Дэвиде – это не столько разбор взаимных претензий, наличие которых, кстати, вполне нормально, поскольку стратегия США на Ближнем Востоке, по понятным причинам, не может полностью совпадать с установками стран, входящих в ССАГПЗ. Переговоры в Кэмп-Дэвиде стали, в первую очередь, началом формирования новой системы безопасности в регионе, учитывающей произошедшие в нем изменения и возросшие американские требования к ССАГПЗ. Новой по форме, но старой по сути, поскольку в ее основе – партнерство Вашингтона с монархиями Залива в «сдерживании иранской экспансии».

Джош ЭрнестЧто, кстати, в Белом доме даже не считают нужным скрывать. Как подчеркнул тот же Эрнест в преддверии переговоров, «предстоит обсуждение того, что, как полагает президент, представляет собой наилучший способ посредством дипломатии не допустить обретения Ираном ядерного оружия». Белый дом знает, чем обеспечить лояльность монархий, их безоговорочное следование в русле политики США и безусловное принятие требований Вашингтона о «повышении самостоятельности и ответственности».

Кулуары Кэмп-Дэвида включают в себя не только договоренности о новых оружейных контрактах. Обсуждались и вполне прикладные мероприятия по координации деятельности разведслужб в отношении Ирана, проведении совместных мероприятиях в Сирии, активизации подготовки суннитской национальной гвардии в Ираке, «антиповстанческих» подразделений в Йемене и ряд других тем. Последствия этих договоренностей мы увидим в самое ближайшее время, но одно можно сказать уже сейчас: благоприятными для Тегерана, Дамаска, Багдада и Саны они не будут.

*********

Как же все это согласуется с американо-иранским диалогом и готовящимся соглашением по ядерной программе? Да никак. Американский «флирт» с Тегераном направлен отнюдь не на установление с Исламской республикой нормальных отношений. Это лишь один из элементов политической комбинации США для обеспечения своих интересов в регионе, своеобразный «кнут» для союзников Вашингтона, подстегивающий их к большему усердию в обеспечении американских интересов в регионе. С этой точки зрения Кэмп-Дэвид действительно можно считать успешно состоявшимся и политически значимым событием, на несколько лет вперед определяющим развитие событий на Ближнем Востоке.

Редакционная статья Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.