До появления на политической карте мира нового государства Курдистан – несколько месяцев. В государстве курдов, которое вот-вот возникнет на осколках Ирака, заинтересованы многие внешние силы – США, Турция, Израиль, крупнейшие транснациональные корпорации, занятые добычей нефти. А вот для Тегерана независимый Курдистан – это головная боль, источник проблем, серьезность которых станет очевидной уже в самое ближайшее время.
Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани уже обратился в парламент с просьбой о подготовке референдума о независимости автономии. В условиях, когда Ирак стремительно распадается, «курды не должны ждать, пока кто-то определит их судьбу, и сегодня — самое время сделать это», − заявил он. Действительно, момент для провозглашения независимости выбран как нельзя более удачно. Заседание парламента Ирака 1-го июля, на котором ожидалась отставка полностью скомпрометировавшего себя аль-Малики, закончилось полным провалом. Альтернативной кандидатуры правительственная коалиция не представила, а потому депутаты от курдской и суннитской общин страны демонстративно покинули зал заседаний. И, думается, каждый из них уже решил для себя, что теперь он не имеет никаких обязательств перед центральным правительством в Багдаде, а потому – волен устраивать и собственную судьбу, и судьбу страны без учета интересов обанкротившегося правительства.
Впрочем, если кто и питал надежды на сохранение целостности Ирака, то только не руководство курдской автономии. Возникшая в 1991 году, после первой войны в Персидском заливе, фактически на американских штыках, Иракская Курдская автономия всегда рассматривалась ее руководителями исключительно как база подготовки будущего независимого Курдистана. Американская оккупация Ирака в 2003 году только приблизила эту цель, поскольку по итогам этой оккупации курды получили все необходимое для создания собственного государства: парламент, правительство, вооруженные силы, деликатно называвшиеся «ополчением Пешмерга», собственные спецслужбы, СМИ, более десятка спутниковых теле- и радиоканалов. А в 2005-м в столице автономии Эрбиле был построен международный аэропорт, обеспечивающий связь Иракского Курдистана с внешним миром.
«Эксон Мобил», нефтяной гигант, работающий на нефтяных полях Иракского Курдистана, в 2013 году нанял в качестве консультанта бывшего американского посла в Ираке (2010-2012 гг.) Джеффри Джеймса. Именно Джеймсу принадлежит идея о том, что для защиты интересов «Эксон Мобил» выгоднее всего серьезное ослабление центрального правительства Ирака в результате конфликта, который отвлечет внимание команды аль-Малики от Иракского Курдистана и его де-факто независимости. Конфликт разгорелся, и теперь, воспользовавшись кризисом, руководство Иракского Курдистана сделало решительный и, судя по всему, необратимый шаг на пути к независимости.
А попутно решило вопрос о присоединении к себе богатейшего иракского нефтеносного района Киркук, введя туда отряды пешмерга. В итоге, Курдистан в преддверии провозглашения независимости сумел увеличить свою территорию примерно на 40% и окончательно установил контроль как над богатейшими нефтяными полями севера страны, так и над рукавом стратегического нефтепровода Киркук – Джейхан, упрочив фундамент своей нужности Западу и его союзникам.
Слова Обамы и реалии американской политики
«Курды благодарят Буша за то, что он сделал для них. И в благодарность за это считают его одним из самых великих за всю историю США и называют не иначе как «Мистер Азади», т.е. «Господин Свобода»... Одним из свидетельств этого является то, что в декабре 2010 года Иракский Курдистан выделил землю под мемориал погибшим американцам, где будет возведён Мемориал «Оливковая ветвь жизни, в память о жизнях американских солдат, потерянных в Ираке», − писали несколько лет назад курдские СМИ.
Земля для этого проекта, находившаяся в собственности города Сулеймании, была щедро пожертвована правительством иракского Курдистана. Назовите хотя бы одну страну в мире, где бы американские солдаты были бы увековечены, так как в Курдистане? И то, что администрация Обамы отнеслась к идее провозглашения независимого Курдистана без особого восторга, ничего не значит. Нынешний хозяин Белого дома может выступать с любыми заявлениями − на реальной ближневосточной политике США это почти никак не отражается, поскольку есть словоблудие Обамы и выкрутасы «лгунишки» Керри, который в ходе недавнего телефонного разговора с Барзани заявил, что Ирак должен объединиться перед лицом исламистов, и есть вполне конкретные интересы американских компаний, ЦРУ и Пентагона, израильского лобби, которым целостность Ирака не нужна, а вот прозападный и антииранский плацдарм в сердце Ближнего Востока – крайне необходим.
Правительство аль-Малики в полной мере ощутило на себе вашингтонскую «двойственность», и в том числе – в курдском вопросе. Официально Белый дом осуждал все эти годы самостоятельный, без согласования с Багдадом, экспорт нефти из Иракского Курдистана. Но дальше устных заявлений дело никогда не заходило, и Вашингтон никак не препятствовал прямым договоренностям, которые нефтяные компании заключали с администрацией курдской автономии.
На словах США не поддерживали стремление Иракского Курдистана к независимости, но в то же время постоянно предостерегали Багдад от любых «недружественных акций» в отношении курдов. Даже в истории с задержкой предоставления правительству аль-Малики необходимого вооружения (истребителей Ф-16 и вертолетов «Апач») вполне прослеживается «курдский след», поскольку окончательное решение задержать поставки Вашингтон принял именно тогда, когда в конце прошлого года, стремясь ограничить курдскую экспансию в Киркук, официальный Багдад ввел в провинцию дополнительные войска, на что руководство автономии ответило мобилизацией пешмерга. И одновременно с задержкой исполнения оружейного контракта в отношении Багдада американская вертолетостроительная компания MDHI поставила правительству Иракского Курдистана 12 легких вертолетов «для контроля над безопасностью и горными районами региона».
Никаких препятствий с американской стороны не вызвало и строительство «курдской» ветки нефтепровода, идущей от нефтяных полей Киркука до пограничного города Файш-Хабур, где она подключается к старому нефтепроводному маршруту Киркук – Джейхан. Завершение ее строительства в конце 2013 года официально ознаменовало возникновение нового крупного игрока на мировом рынке нефти, и это вполне отвечает интересам Вашингтона, Брюсселя и Анкары, более чем заинтересованных после событий на Украине в диверсификации поставок энергоресурсов.
«Турецкий марш» в Эрбиле и курдская нефть в Израиле
Особенно заинтересована в этом Анкара, для которой поставки курдских нефти и газа позволяют уйти от зависимости в этом вопросе от России и Ирана. Ради вполне очевидных экономических выгод Турция, долгое время ожесточенно воевавшая с курдами в собственной стране, приложила максимум усилий для развития отношений с Иракским Курдистаном. Турецкие нефтяные компании, имеющие серьезные позиции в окружении Эрдогана, приложили максимум усилий, чтобы официальная Анкара отказалась от традиционной настороженности в отношении любых действий курдов, направленных на получение независимости, и выстроила «особые отношения» с Иракским Курдистаном. Настолько «особые», что Ирак за последние два года стал вторым по значимости экспортным рынком для Турции, и 70% этого рынка приходится именно на Эрбиль. Такая деловая активность между двумя странами вполне достаточна для того, чтобы Анкара активно поддержала создание Курдистана. Не забыв, естественно, и о собственных интересах.
В период, когда в 2011-2012 годах между Анкарой и Эрбилем готовился контракт на пятьдесят лет, согласно которому курдская автономия получала возможность поставлять нефть и природный газ на мировые рынки через турецкую территорию, а оплата за эту нефть, экспортированную в обход официального Багдада, приходила на несколько специальных счетов в турецких банках, между Турцией и Иракским Курдистаном было заключено негласное соглашение. Суть его заключалась в том, что руководство Иракского Курдистана окажет необходимое влияние на турецких курдов для обеспечения их лояльности Анкаре, поскольку «решение курдского вопроса» в Турции было одним из самых важных пунктов политической программы Эрдогана и его партии. Взаимная заинтересованность в партнерстве – налицо… Кстати, частью этой сделки вполне может стать скорое освобождение лидера курдской рабочей партии, общенационального лидера курдов Абдуллы Оджалана из турецких застенков, отбивающего там наказание с 1999 года.
Ну, а что же касается Тель-Авива, то появление на Ближнем Востоке еще одного неарабского и светского государства – настоящий подарок для Израиля, что и объясняет прозвучавший 29 июня призыв Бенджамина Нетаньяху создать независимый Курдистан. Мотивация израильской позиции логически безупречна – Тель-Авив должен поддержать стремление курдов к независимости ради ослабления исламистов. Столь же безупречен и геополитически расчет − курдско-арабская напряженность в регионе стратегически расширит пространство для маневра Израиля. Но и здесь отчетливо пахнет нефтью.
Израильские спецслужбы активно задействовали возможности курдского движения за независимость в своих интересах, сначала для борьбы с Саддамом Хуссейном, а затем и против Тегерана. Израильские инструкторы участвовали в подготовке спецназа курдского ополчения и в определенной мере помогали «ставить на крыло» спецслужбы, теперь уже по факту, бывшей автономии. А благодарность курдской стороны носит вполне материальный характер – на днях Курдистан осуществил первую поставку нефти в Израиль. Но это лишь первая официальная поставка, поскольку танкеры с нефтью из Иракского Курдистана только в нынешнем году разгружались в портах Ашкелона и Хайфы уже как минимум четыре раза: в конце января, в начале февраля и дважды в начале марта.
Запах нефти и предчувствие стратегической нестабильности
«Независимый Курдистан» сегодня – это насквозь западный проект, в котором тесно сплелись интересы вашингтонских «ястребов», транснациональных корпораций, Израиля и турецких элит, стоящих за Эрдоганом. Именно этот клубок – основные выгодополучатели от затеянного руководством Иракского Курдистана «переформатирования» автономии в самостоятельное государство.
Реализация нынешней концепции «Государства Курдистан» самым серьезным способом затрагивает интересы Ирана. Особую озабоченность Тегерана должен вызывать целый ряд последствий такого стремительного появления на политической карте Ближнего Востока нового государства:
- Руководство Курдистана тесно связано финансовыми и политическими узами с транснациональными корпорациями и наиболее агрессивной, антиирански (и одновременно антироссийски) настроенной частью американского истеблишмента.
- Нефтяные и газовые контракты установившего контроль над огромными по запасам нефтяными полями Курдистана с Турцией означают, что «диверсификация» поставок энергоресурсов, которыми после Украины особенно озаботился Запад и, разумеется, Анкара, становится реальностью. Установив особые отношения с Иракским Курдистаном, Турция начала уверенно двигаться к своей заветной цели – ослаблению энергетической зависимости от поставок из Ирана, а следовательно в борьбе за региональное лидерство Анкара может теперь вести себя более напористо и агрессивно.
- Иракский Курдистан в силу целого ряда причин тесно связан с Израилем, и эта связь будет только укрепляться, охватывая все новые и новые сферы сотрудничества, от военно-технических связей до совместных операций израильских и курдских спецслужб. А учитывая то, как активно Израиль всегда использовал различные курдские экстремистские группировки против Ирана, ничего хорошего от укрепления этих связей Тегерану ждать не приходится.
- Пресловутые исламисты в Ираке – это лишь пена, которая быстро схлынет. Когда реализуемый с помощью ИГИЛовцев проект расчленения Ирака подойдет к своему логическому завершению и на месте одной страны образуется три государства, исламистов за ненадобностью попросту перестреляют их же вчерашние соратники. А вот плацдарм для антисирийской и антииранской деятельности с центром в Эрбиле останется и будет активно использован в дальнейшей игре США и их союзников против Ирана и Сирии.
- Создание нового курдского государства – эта новая головная боль, новый фактор напряженности для Ирана. США, Израиль и Турция, идя на создание курдского государства, ожидают, что это отвлечет огромные ресурсы у Ирана, и, в конечном итоге, надеются, что эта бомба замедленного действия сделает Иран более сговорчивым по многим стратегически важным для этих стран вопросам, в том числе по Сирии, Ираку, Палестине, Афганистану, и при решении даже той же пресловутой иранской ядерной программы.
********
Территория компактного расселения курдов, которую они называют Курдистаном, занимает около 560 тысяч квадратных километров и расположена на стыке границ Ирака, Ирана, Сирии и Турции. По разным оценкам, в Турции проживают около 15 миллионов курдов, в Иране и Ираке − по 4-6 миллионов, в Сирии − около 2,5 миллионов. Горючего материала для проекта «Великий Курдистан», проекта, способного создать серьезные угрозы и для Тегерана, и для Дамаска, и для всего Ближнего Востока, вполне достаточно…
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий