США не пустили в ООН иранского дипломата

18 апреля 2014
A A A


Отказ американских властей выдать визу для въезда в страну постоянному представителю Ирана в ООН Хамиду Абуталеби только на первый взгляд может показаться неким «капризом» Белого Дома, связанным с требованиями американского законодательства. Перед нами – откровенная провокация, целью которой является проверка Тегерана на «прочность», на определение столь странным методом границ уступчивости Ирана в вопросах сохранения переговорного процесса между Исламской республикой и Западом.

В связи с этим дипломатическим скандалом пресс-секретарь Белого дома Джей Карни сообщил о том, что США отказали в выдаче визы постпреду Ирана в ООН в связи с тем, что они считают его причастным к террористической деятельности. «Въезд в страну закрыт для террористов», − заявил Карни. Этот запрет пока не подписан президентом, но администрация относится к нему положительно. Палата представителей по этому вопросу уже единогласно проголосовала «за». Но корни этой ситуации кроются, разумеется, не в том, что Абуталеби был причастен к истории с захватом заложников в посольстве Америки в Тегеране в 1979 году, тем более, что и сам иранский дипломат никогда не отрицал своего участия в тех событиях, поясняя, что выполнял функции переговорщика и переводчика.

Истинная причина внезапного американского «каприза» − речь Духовного лидера Али Хаменеи, произнесенная им в дни празднования 35-й годовщины Исламской революции. Речь, которой Рахбар разрушил иллюзии Запада в отношении далеко идущих планов по «трансформации» Исламской республики, которые должны были стартовать вслед за прогрессом на переговорах по ядерной программе Ирана. «Либо Иран после подписания соглашений по ядерной программе начинает процесс «демократизации», либо он никогда не выйдет из-под наших санкций», − именно такой принцип сформулирован Вашингтоном в отношении Тегерана, и именно этот принцип начинают настойчиво проводить под маской «потепления и расширения контактов» различные международные институты, в числе которых «принципиальные блюстители прав человека и демократических свобод» из ЕС и Европарламента. Соответственно, все разговоры вокруг «ядерной программы Ирана» − не более чем ширма, повод, стратегическая же цель – включение Тегерана в американскую внешнеполитическую обойму, превращение Исламской республики из последовательной антизападной силы в марионетку Вашингтона и Брюсселя на Ближнем Востоке – остается неизменной. Как неизменными остаются и силовые варианты приведения Тегерана к «лояльности».

Что сказал Рахбар?

С точки зрения Запада, у Духовного лидера Исламской республики есть один серьезный недостаток – он говорит откровенно и называет вещи своими именами. Как духовный лидер нации, ответственный за нее не перед неким «международным сообществом», а перед Всевышним, Рахбар не разменивается на конъюнктурные политкорректность и толерантность. Он открыто говорит о том, что черное – это черное, что шпионаж – это шпионаж, что агрессия – это агрессия, а не «экспорт демократии».

На фоне искреннего и глубокого общения Рахбара с обществом ряд нынешних политиков с их невнятным языком, истеричными выкриками и лукавым бормотанием выглядят откровенным убожеством. Чем откровеннее, глубже и проще выступления политика, чем меньше в этих выступлениях позы и саморекламы, тем уважительнее его отношение к собственному народу. И, соответственно, тем четче понимание народом глубокого смысла посылов, заложенных в речи Духовного лидера. «Нашей целью, когда мы пошли на переговоры с Западом, было изменение той атмосферы враждебности, которую этот Запад сформировал против нас. Эти переговоры будут продолжены, но все должны знать, что деятельность Исламской республики в области мирных ядерных исследований никогда не будет остановлена. Ни от одного из достижений, которых достигла наша страна в этой сфере, мы не откажемся», − лаконично и четко сформулировал Рахбар «красные линии Тегерана» в вопросах переговоров. «Те достижения, которые достигнуты нами – это, по сути, послание иранскому народу о том, что он может покорить любые вершины в науке и технике. И это движение к мирным достижениям ни в коем случае не должно быть остановлено или замедлено. И никто не имеет право торговать тем, что нами достигнуто, и никто не будет этого делать».

Позиции, изложенные в этом выступлении Рахбара – шок и холодный душ для тех на Западе, кто рассчитывал, что ради снятия санкций Тегеран откажется от основных принципов Исламской республики, откажется от научно-технических достижений, от развития собственной промышленности высоких технологий и превратится в покорного клиента, у Запада эти технологии покупающего. «Общество потребления» мерит все на свой манер, ему невозможно представить, что идеалы могут быть выше материальных выгод, что достоинство дороже денег, что политическое руководство может заботиться не о собственных выгодах, а о благе всего народа. И в ответ на речь Рахбара Запад поступил именно так, как Духовный лидер удивительным образом предсказал в конце своего выступления, заявив: «…если бы мы, спасаясь от санкций, отказались от нашей ядерной программы, они [Запад – Iran.ru] нашли бы еще один повод для претензий к нам, как это делают сегодня американцы, поднимая на переговорах вопрос о «правах человека».

Двойное дно западного права

В истории с отказом в визе постоянному представителю Ирана в ООН Хамиду Абуталеби есть весьма примечательный аспект. Решение США в корне противоречит американским обязательствам как принимающей стороны перед ООН, подписанным еще в 1947 году. Казалось бы – все очевидно, перед нами факт нарушения международного права. Но не тут то было! Америка – «страна адвокатов», которые могут оправдать любое нарушение закона, если это нарушение происходит «во благо высших интересов США». Бывший главный юрист американского Госдепартамента Джон Беллинджер написал целое эссе, в котором говорится о том, что с точки зрения законов США американцы, отказав в визе, ничего не нарушили.

Простите, а как же быть с принципом приоритета международного права над законодательством отдельных государств, принципом, который Вашингтон и Евросоюз использовали и используют в отношении бывшей Югославии, Ливии, Ирака, Сирии? Да никак. Если это выгодно Вашингтону, никакое международное право не действует, есть только «право сильного», «право большой дубинки». Поведение Вашингтона на международной арене мало чем отличается от поведения карточного шулера. Передернуть, поменять правила игры он может в любой момент. Принципиальное же отличие заключается в том, что если раньше карточного шулера в приличных домах били канделябром, то нынешний шулер сам кого хочешь канделябром в виде ударных авианосных группировок и «гуманитарных» бомбежек уделает.

Главный труд своей жизни приснопамятный Збигнев Бжезинский, певец американской гегемонии над остальным миром, назвал «Великая шахматная доска». Как обычно – слукавил, поскольку честнее было бы назвать «Великим карточным столом», где сдает шулер, а подыгрывают ему многочисленные «шулерята», например – члены Европарламента, 3 апреля принявшие резолюцию о «Стратегии Европейского союза в отношении Ирана». На бумаге стратегия выглядит просто замечательно: сотрудничество в борьбе с наркотиками, в деле охраны окружающей среды, обмен студентами и парламентскими делегациями. В действительности же Европарламент ставит под сомнение прошедшую в 2013 году президентскую кампанию, итогом которой было избрание Хасана Роухани, и выдвигает претензии к избирательному законодательству Исламской республики, требуя привести его в соответствие с западными стандартами. И заодно рекомендует будущим парламентским делегациям от Евросоюза «активнее встречаться с иранскими диссидентами», что уже совершенно ни в какие «ворота» международных правил приличия не лезет, больше смахивая на откровенное вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Но удивление этакой «противоречивостью» европарламентариев исчезает, как только становится известным, что в составлении «Стратегии» принимали активное участие представители израильского лобби и депутаты, тесно контактирующие с «Организацией моджахедов иранского народа», террористической организации, имеющей разветвленные связи в европейской политической элите. Такое вот «двойное дно» всевозможных правовых актов, стратегий и резолюций.

Провокация, как она есть

Без всякого преувеличения можно сказать, что инициатива администрации Обамы в отказе в выдаче визы постоянному представителю Ирана в ООН встретила «горячее одобрение» в среде антиирански настроенного американского истеблишмента. В Конгрессе инцидент с Абуталеби расценили как совершенно правильный шаг: «давно пора поставить иранцев на место», переговоры с Тегераном должны подкрепляться дипломатическим давлением и угрозами. Что же касается опасений по поводу того, что подобная грязная политика может поставить переговорный процесс по «иранской ядерной программе» под угрозу, никого в Вашингтоне не смущает. «Если инцидент с Абуталеби приведет к срыву переговоров, ничего страшного, значит, иранская сторона не относилась к ним серьезно, если готова пойти на их прекращение из-за данного незначительного эпизода», − с циничной откровенностью пишут близкие к Белому дому аналитики.

Но еще дальше пошел бывший командующий американскими силами в Афганистане и экс-директор ЦРУ генерал Дэвид Петреус, который в статье для «Вашингтон Пост» открыто заявил, что «снятие санкций укрепит возможности Тегерана в проецировании своего пагубного влияния на ситуацию в регионе, в том числе в Сирии, Ливане, Ираке, на Аравийском полуострове и на палестинских территориях». А поэтому, по мнению Петреуса, «сейчас крайне важно дать понять Тегерану, что не может быть никакого настоящего примирения между Ираном и США, вне зависимости от исхода переговоров по ядерной программе, до тех пор, пока Иран не изменит своего дестабилизирующего поведения в регионе». В переводе с дипломатического на человеческий – до тех пор, пока Иран не прекратит сопротивляться гегемонии США.

********

Откровения Петреуса позволяют четко осознать, что история с визой для иранского дипломата – никакое не недоразумение, а хорошо срежессированная провокация. Вашингтон готов вести переговоры с Ираном, но только на американских условиях. Что будет в противном случае, в случае, если Тегеран будет настаивать на равноправном диалоге, то это четко обрисовал Петреус: «У нас должен быть четкий план того, что в случае недостаточной деятельности иранцев в отношении выполнения соглашений по ядерной программе… продолжения ими дестабилизирующего регионального поведения… режим калечащих санкций должен быть быстро восстановлен». Иначе говоря, американцы определяют Ирану как выполнить свои обязательства по ядерной программе и, главное, где и как себя вести в региональной политике. «Капризы» Вашингтона – это игра, суть которой в продолжении политики шантажа и угроз в отношении Тегерана. Никакого отношения к международному праву, ядерному распространению и прочим «правам человека» они не имеют. «Сломать Тегеран, сделать его своим вассалом!» − вот их истинная цель.

Комментарий Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.