Перевернув 21 марта в Тегеране или в любом другом месте Ирана настольный календарь, мы увидим на его листке первый день нового 1393 года. Исламская Республика по официальному иранскому календарю вступает в очередной год последнего десятилетия 14 века. Накануне нового года Верховный лидер ИРИ, главы всех ветвей власти, руководители министерств и ведомств подводили итоги уходящего года. Лейтмотивом иранского новогоднего настроения в этом году стала нескрываемая гордость – Иран выстоял и сохранил свои главные идеологические принципы вопреки беспрецедентной экономической блокаде и международной изоляции со стороны США и союзников Вашингтона. Ближайшие перспективы оцениваются в Иране оптимистично, страна живет ожиданиями полного закрытия иранского ядерного досье и отмены экономических санкций. В глазах иранцев уходящий 1392-й год войдет в историю страны как триумфальный год волеизъявления народа, сделавшего свой выбор в пользу демократических перемен и либерализации общества.
Победа Роухани – триумф иранской демократии
В Иране мир вопреки распространенному на Ближнем Востоке экстремизму, насилию и навязываемому повсеместно американцами хаоса стал свидетелем мудрости и благоразумия высшего руководства страны, принявшего выбор своего народа на президентских выборах прошлого года, ставших для Исламской Республики своеобразным тестом проверки на прочность. Выборы прошли в особых условиях беспрецедентной в истории международного сообщества экономической блокады, которую нельзя рассматривать иначе как этап подготовки США и их союзников к военным действиям против Тегерана. Для Вашингтона было весьма заманчивым вместо военного нападения на Иран спровоцировать на выборах гражданское противостояние, посеять вражду и кровавую смуту, создать угрозу стабильности. С учетом опыта революций «арабской весны» подобный замысел не представлялся фантастическим (события на Украине подтвердили это). Призрак «персидского лета-2013» не давал покоя администрации президента Обамы, пытавшейся в те дни накалить обстановку в Иране до опасного предела. Не получилось.
Политический образ Роухани оказался для иранцев наиболее привлекательным и, набрав большинство голосов избирателей, он стал очередным президентом страны. Нет сомнений в том, что высший религиозный авторитет и глава государства аятолла Хаменеи в замыслы с кандидатурой Роухани был посвящен, не стоит переоценивать «оппозиционность» даже отдельных представителей религиозной верхушки иранского истэблишмента исламскому режиму, который они же сами, как тот же Роухани, и олицетворяют. Достаточно напомнить, что со второй половины 60-х годов Роухани начал участвовать в революционной деятельности против шаха, вся его политическая деятельность посвящена служению идеалам исламской революции. Поддержанная избирателями победа Роухани вернула контроль над исполнительной властью в стране в руки духовенства. Костяк нового правительства составили не политические назначенцы, а профессионалы-управленцы, в кабинете министров широко представлены политики, работавшие в правительствах при президентах Рафсанджани и Хатами.
О тяжелом социально-экономическом положении в стране в результате давления санкций на иранскую экономику Роухани стал говорить сразу же после прихода к власти, начав прямой и откровенный диалог с народом. Главными задачами стали восстановление экономики, нормализация отношений с Западом и вывод страны из международной изоляции. Иранцам нужно было обуздать американскую силу, ставшую на пути иранского экономического прогресса. При этом, как неоднократно было замечено новым президентом, «это не означает отказ от наших принципов, но требует изменения методов». Роухани за несколько месяцев сделал больше сильных дипломатических шагов, чем его предшественник за два срока президентства. Сейчас Иран демонстрирует миру новую дипломатию, получившую благословение главы ИРИ аятоллы Хаменеи на «героическую гибкость», позволившую Тегерану прорвать единый враждебный фронт Запада на переговорах по иранской ядерной проблеме.
Ядерная победа Тегерана
Урегулирование разногласий с Америкой и Западом по своей ядерной программе было главной темой иранской дипломатии. Первым шагом к нормализации отношений между Вашингтоном и Тегераном стал обмен президентскими письмами. Позже в Нью-Йорке в ходе заседаний Генеральной Ассамблеи ООН состоялась беседа с глазу на глаз глав внешнеполитических ведомств Ирана и США, которую обе стороны оценили, как конструктивную. Затем президенты Обама и Роухани попытались в 15-минутном телефонном разговоре после 34-летнего молчания придать стартовый импульс совместной работе. Этот телефонный разговор сразу же стал сенсацией.
Мало кто верил, что ещё до конца года Ирану и «шестёрке» удастся прийти к соглашению по иранской ядерной программе, учитывая, что такое соглашение ожидали в течение 10 лет. Основой договорённостей стали предложения, которые два года назад были выдвинуты В. Путиным и которые с приходом к руководству в Иране президента Роухани получили новое развитие, будучи принятыми американской администрацией и европейскими участниками диалога. Значение достигнутого консенсуса сложно переоценить, соглашение по праву отнесено к разряду исторических событий. Руководство Ирана теперь исходит из того, что США и страны Запада признали право Ирана на обогащение урана и развитие программ использования мирного атома, а весь мир с облегчением вздохнул: войны с Ираном не будет!
Однако в США и на Западе остаются силы, не оставившие надежд сорвать процесс окончательного закрытия иранского ядерного досье. Американская внутренняя дискуссия о возможности принятия новых санкций в отношении Ирана является предметом серьезной озабоченности иранского руководства. «К сожалению, то, что мы наблюдаем в последние два месяца, не может способствовать уверенности в нормальном развитии событий», − считает глава внешнеполитического ведомства Ирана Джавад Зариф. Напомним, что ранее Исламская республика была возмущена заявлениями американских официальных лиц, которые допускают наличие военного варианта решения иранского вопроса. Действительно, подобные угрозы со стороны американцев на фоне добросовестного подхода иранцев к сотрудничеству с «шестеркой» выглядят противоречащими мнению других участников переговоров и оценкам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). По информации этого агентства, обнародованной в очередном докладе, в последние месяцы Иран значительно сократил свои запасы высокообогащенного урана. Эксперты МАГАТЭ подчеркивают, что это делается впервые за последние четыре года. В целом, международные специалисты отмечают полное и добросовестное выполнение Тегераном всех взятых обязательств в рамках согласованного в Женеве с «шестеркой» Совместного плана действий.
Дружба с Америкой откладывается
В прошедшем году, смягчив свою позицию на переговорах по ядерной программе Ирана, убедившись в полной готовности Тегерана к мирному решению наиболее острых региональных проблем за столом переговоров, Вашингтон все же сохранил враждебную тональность отношений с Ираном. После успешной «ядерной» Женевы Белый дом к удовольствию Израиля и Саудовской Аравии заблокировал участие иранцев в сирийской конференции «Женева-2». Весомых дивидендов американцы от этого решения не получили, переговоры закончились полным провалом. Налицо лишь демонстрация непоследовательности и нерешительности администрации Обамы, а для многих стран это ещё стало и показателем отсутствия у Америки внятной стратегии на Ближнем Востоке.
Не случайно США и Иран остаются соперниками в регионе. Иран − единственная страна, открыто выступающая против американской гегемонии в регионе. Сдавать свои позиции в Сирии, поддерживать продление американского военного присутствия в Афганистане, бездействовать в угоду Вашингтону в соседнем Ираке Тегеран не станет. Угрозы Америки сохранить в силе определённый пакет санкций, которые не позволят Тегерану существенно увеличить экспорт своей нефти, иранское руководство не испугали. В Иране допускают, что и после выполнения иранцами своих обязательств США не откажутся от действующих санкций, всегда могут найти надуманный повод для принятия Конгрессом нового пакета антииранских мер. Президента Обаму не устраивает то, что успехи иранской дипломатии позволили обеспечить прогресс в решении ядерной проблемы.
В речи по случаю 35-летия Исламской революции Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи назвал заявления администрации США об отсутствии у неё намерения сместить существующий в ИРИ режим ложью. Глава Ирана считает, что Исламской республике, возможно, имеет смысл менять тактику в меняющихся международных условиях, но основные принципы революции 1979 года должны остаться незыблемыми. В свое время основатель государства аятолла Хомейни предупреждал своих последователей о том, что тот день, когда американские «лицемеры выступят в поддержку исламской революции, в стране надо будет объявлять всеобщий траур». Перспектива восстановления отношений Ирана и США остается пока в области догадок и предположений, а верность независимому курсу превратила Иран в сильное в военном и экономическом отношении государство со значительным международным влиянием.
Успехи могли бы быть значительно весомее, если бы не враждебные действия США. Под прикрытием борьбы с ядерной программой американцы развязали экономическую войну против иранского народа. Роухани открыто говорит о тяжелом социально-экономическом положении в стране, а главным приоритетом правительства становится защита малообеспеченных слоев населения. Уровень инфляции с начала 2013 года достиг 42 %, темпы роста экономики Ирана сократились на 5,4 % за этот же период. Цены растут чуть ли не ежедневно, более 5 миллионов иранцев зависят от отсутствующих в стране импортных препаратов для лечения опасных для жизни заболеваний. Большинство иранцев связывают рецессию, рост инфляции и безработицы с введенными Западом экономическими санкциями, отмена которых во многом зависит от Америки, не имеющей права рассчитывать на симпатии иранского народа. Игнорируя иранское общество, американцы наказывают сами себя. С точки зрения эффективности американской внешней политики отсутствие отношений с Ираном является ущербным сейчас и контрпродуктивным в перспективе. Для Белого дома пришло время признать, что союз с Израилем против Ирана не в состоянии остановить поступательное движение вперед Тегерана.
Для Израиля Иран остается главным противником
Нынешнее руководство Израиля считает, что главная угроза безопасности еврейскому государству исходит от Ирана. Сегодня главное для Тель-Авива – сорвать ядерное примирение между Ираном и США. Нетаньяху предупреждает, убеждает, пугает и угрожает, в том числе и президенту Обаме. По мере урегулирования иранской ядерной проблемы и выхода Исламской республики из международной изоляции и односторонних санкций Запада тон Нетаньяху становится все более истеричным. Чем так напуган Тель-Авив в то время, когда международное сообщество практически единогласно удовлетворено нынешней позицией Тегерана?
Израиль не устраивает то, что уже в обозримом будущем Иран в военном и экономическом отношении может стать региональной сверхдержавой, с мнением которой Тель-Авиву придется считаться. Одно дело препираться заочно с Западной Европой или США по палестинскому вопросу, и совсем другое – найти адекватный ответ конкретным действиям со стороны Тегерана. Для Израиля может встать вопрос о сохранении своей государственности в сегодняшних границах и в реальном статусе. Несмотря на периодические напоминания Вашингтона о сохранении в своем арсенале военной опции решения иранской проблемы, Америка на эту крайнюю меру идти не намерена. Вероятность силового решения разногласий с Тегераном по ядерному вопросу представляется ничтожно низкой. Со своей позицией по иранскому вопросу Израиль сам может оказаться в международной изоляции, тем более что его угрозы никак на иранскую политику в отношении еврейского государства не влияют.
МАГАТЭ не может обвинять Иран в попытках разработки ядерного оружия на основании отчетов отдельных экспертов, а тем более израильской разведки, заинтересованной в склонении Запада к продолжению поддержания санкционного режима в отношении Тегерана. Расчет в другом. Израиль не отказался от намерений добиться через еврейское лобби в США ужесточения санкций, чтобы спровоцировать иранских военных на отказ от переговоров вообще. Это напрасные планы в части, касающейся иранских политических элит. Иранское руководство демонстрирует солидарность в своей новой дипломатии, а генералы Ирана давно готовятся к возможному отражению агрессии. Командующий Корпуса стражей исламской революции Джафари считает, что именно Израиль подталкивает США к военному вмешательству, и прямо говорит о том, что «удар по Ирану будет означать немедленное уничтожение Израиля». К этим предупреждениям есть резон прислушаться и Саудовской Аравии, также ставшей на путь неприятия международных договоренностей по иранской ядерной программе.
Саудовский шантаж международного сообщества
Эр-Рияд воспринял отказ США нанести военный удар по Сирии и первые шаги президента Обамы по нормализации отношений с Тегераном как начало Белым домом нового этапа трансформации геополитической структуры Ближнего Востока. Саудовская королевская семья, недовольная курсом Обамы, ответила Вашингтону асимметрично, бросив вызов Организации Объединённых Наций. КСА стало первым государством, отказавшимся от членства в Совете Безопасности ООН, предъявив претензии к деятельности Совбеза. Во всем мире демарш саудитов назвали «странным». Арабские страны-члены ООН также не скрывают своего недоумения отказом Саудовской Аравии от почетного статуса. Так монархия отреагировала на успехи Ирана в урегулировании ядерной проблемы.
На протяжении многих лет было известно, что Саудовская Аравия осуществляет финансовую помощь Пакистану для развития оборонной отрасли, включая исследования по разработке ядерного и прочего вооружения. В дни переговоров «шестерки» с Ираном Эр-Рияд прибегнул к шантажу, угрожая получить ядерное оружие из Пакистана. Парадокс в том, что в то время, когда международное сообщество договаривается о гарантиях отказа Ирана от обладания оружием массового уничтожения, саудовцы вспоминают о своей ядерной дубинке, припрятанной с другой стороны иранских границ. Для американцев, правда, это не стало сенсацией. История проекта Саудовской Аравии, включая приобретение реактивных снарядов, способных доставлять ядерные боеголовки на большие расстояния, началась десятилетия назад. Об этом говорит Гэри Сеймур, который до марта 2013 года был представителем Белого дома по вопросам контроля над вооружениями.
Но главное противостояние с Ираном КСА ведет на территории Сирии, где также бросает прямой вызов остальному миру. Эр-Рияд не первый раз заявляет о своих притязаниях на доминирование в регионе Ближнего Востока. Дело дошло уже до того, что саудовское руководство предлагало Бараку Обаме в дни сирийского противостояния оплатить военную операцию против Сирии, словно речь шла об услугах наёмного убийцы. Отказ Белого дома от принятия военных карательных мер против сирийского правительства вызвал глубокое разочарование арабских шейхов. Вашингтон был подвергнут критике за неспособность привести в исполнение саудовские угрозы. США поощряют ирано-саудовское противостояние и даже провоцируют масштабное и географическое расширение напряженности. США выгоден вариант контроля над Ближним Востоком, который не позволил бы ни одной из стран стать безусловным военным лидером с претензиями на роль региональной сверхдержавы. Классический путь к достижению этой цели – поддержание баланса сил и сохранение при этом постоянной напряженности в отношениях соперничающих государств, в данном случае Саудовской Аравии и Ирана.
***********
Интерес к роли Ирана после отмены санкций и завершения международной изоляции в статусе полноправного члена регионального сообщества, не обремененного западными ограничительными мерами, будет возрастать. Продолжая конфронтацию с Ираном, американцы не могут не понимать того, что у военной силы изначально имеются свои пределы возможностей, а применительно к Исламской республике оккупация практически исключена. С режимом в Тегеране Вашингтону пришло время договариваться, а это неминуемо ведет к изменению баланса сил на Ближнем Востоке. США поставлены перед выбором, с кем выгоднее «дружить»: с Ираном, проводящим взвешенную политику, или с Саудовской Аравией, претендующей на роль лидера арабского мира, построенного на поддержке и спонсорстве террористических организаций, создающих угрозу, в том числе и американским интересам.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий