Персидский залив превращается во «внутреннее шиитское море»

13 января 2014
A A A


Нынешняя конфронтация в зоне Персидского залива стала итогом острого противостояния между блоком арабских суннитских монархий, объединенных в региональную организацию Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) под предводительством Саудовской Аравии, и шиитским Ираном, который якобы пытается установить в этом районе свою гегемонию. Однако при этом почему-то забывается тот факт, что практически оба берега Персидского залива населены шиитами, как персами, так и арабами. А на этом активно спекулируют правители Эр-Рияда и зависящих от него аравийских монархий, искусственно раздувающие суннито-шиитскую рознь, чтобы удержаться у власти под ветром перемен в арабском мире.

Саудовская Аравия разобьется о «шиитский фактор»

Если взять «арабский берег» Персидского залива, не считая Ирак, где шииты составляют большинство и находятся у власти, то основным районом компактного проживания шиитов на Аравийском полуострове является выходящая на Персидский залив Восточная провинция Саудовской Аравии, где добывается до 90% всей нефти королевства. Там проживает более 3 млн. арабов-шиитов, составляющих свыше 15% населения КСА. Для наглядности − 40% рабочих американской нефтяной компании АРАМКО, являющейся основным предприятием, добывающим нефть в Саудовской Аравии, составляют шииты. Тем не менее, они находится в плачевном материальном положении. Правительство выделяет мизерную государственную поддержку районам с преобладающим шиитским населением.

Саудовский гражданин шиитского вероисповедания с момента своего рождения подвергается всевозможным унижениям. В школе шиитов оскорбляют и обвиняют их в язычестве и ереси. Учебные пособия переполнены антишиитской клеветой. К тому же, шиитским представителям духовенства запрещено проповедовать и разъяснять предписания этой ветви исламской религии. Аналогичная ситуация царит и в высших учебных заведениях, где все пропитано антишиитской пропагандой. Шииты-студенты подвергаются унижениям под любым предлогам. Зато поощряются студенты, написавшие дипломную работу на антишиитскую тему. Они получают дополнительную стипендию. Саудовское правительство ежегодно выделяет миллионы долларов на издание книг против шиитского вероисповедания внутри и за пределами страны. Государственной поддержкой пользуются интернет-блоги и СМИ, занимающиеся антишиитской и антииранской пропагандой, к примеру телеканал «Аль-Арабия». Из-за этого саудовские предприниматели предпочитают избегать коммерческих сделок с шиитскими бизнесменами.  Кроме того, саудовские власти стремятся лишить шиитов мест, где они могли бы отправлять религиозные обряды. С этой целью они закрыли или разрушили множество шиитских мечетей и хусейнии (место, в которых собираются шииты для проведения траурных мероприятий). К примеру, только в 2012 году по приказу министра внутренних дел КСА были закрыты еще девять ведущих шиитских мечетей.

В саудовских тюрьмах томится большое число сторонников шиитской религии по политическим и религиозным обвинениям. Они содержатся там в очень тяжелых условиях. Большинство из них были задержаны по обвинению в проведении обычных религиозных обрядов. Несомненно, что до тех пор, пока продолжается дискриминационное отношение саудовского правительства к шиитам, власти Эр-Рияда не позволят им занять политические или военные посты. Подобное происходит и в государственных ведомствах. Почти что все ключевые посты в правительстве предоставлены членам династии Саудов.

Такая дискриминация объясняется следующими причинами. Во-первых, это беспочвенные религиозные распри, разжигаемые ваххабитским фанатизмом. И во-вторых, это политический аспект. В Эр-Рияде всегда с подозрением относилось к шиитам и считают, что они находятся под влиянием Ирана. А вследствие успехов шиитских движений за свои права в Ираке, Ливане и Йемене враждебность Аль-Саудов по отношению к шиитам еще больше возросла. На это наложился и тот факт, что алавитский (прим.- алавиты считаются шиитами) режим Башара Асада в Сирии не только не пал под ударами суннитских экстремистов и террористов, финансируемых ваххабитскими правителями КСА и Катара, но и прочно удерживает позиции при помощи вооруженных шиитских отрядов из «Хизбаллы» и иракской «Армии Махди».

В результате дискриминации и в знак протеста против ввода саудовских войск на Бахрейн в Восточной провинции, прежде всего в городах Аль-Катиф и Аль-Хуфуф, в 2011-2012 г.г. прокаталась волна массовых шиитских выступлений, на подавление которых были брошены силы безопасности и полиции. Десятки людей были убиты. И тут же во всех саудовских СМИ прозвучали намеки на то, что волнения в Восточной провинции были инспирированы Ираном. При этом, когда госсекретарь Хиллари Клинтон попыталась хоть как-то осудить эти репрессии и призвать саудовских правителей к соблюдению прав человека, из уст главы МИД КСА Сауда аль-Фейсала раздалась угроза «отрубить пальцы всем тем, кто своими руками попытается влезть во внутренние дела страны». Ее визит в Эр-Рияд был тогда отменен, а Вашингтон на тему прав шиитов в Саудовской Аравии просто замолчал, продолжив кричать о свободах личности в других арабских странах.

Кувейт: затишье перед бурей

Шиитский вопрос становится проблемой и в соседнем Кувейте. В июле 2013 года его эмир шейх Сабах аль-Ахмед ас-Сабах принял отставку кабинета министров по итогам состоявшихся накануне выборов в парламент. Их результат стал катастрофическим для местных шиитов, которые получили невероятно мало мандатов − в два раза меньше, чем в предыдущем парламенте. Ведь на этот раз шииты потерпели самое тяжелое поражение в истории Национальной ассамблеи, получив лишь восемь мандатов из пятидесяти. А для страны, где доля шиитского населения составляет не менее 35%, такой результат выглядит, мягко выражаясь, неестественно. Соответственно, речь может идти о «смене ориентиров политической верхушки». На предыдущих выборах в Национальную ассамблею шиитские политики завоевали максимальную поддержку населения, набрав почти 35% голосов. Однако закрепить успех им не удалось, так как уже через полгода Конституционный суд объявил результаты выборов нелегитимными, обвинив эмира в незаконном роспуске парламента предыдущего созыва. За последнее время регулярные роспуски Национальной ассамблеи стали нормой для Кувейта. Накануне выборов практически все аналитики предсказывали, что в стране и дальше будет нарастать политическая нестабильность. За последние два года протесты не раз стихийно вспыхивали на улицах столицы Эль-Кувейт и других городов. В окружении эмира убеждены: главный источник политических провокаций − живущие в Кувейте шииты, которых иногда называют «пятой колонной Тегерана». Как считают местные власти, именно под влиянием шиитских «подрывных элементов» в 2011 году в монархиях Персидского залива началась волна беспорядков, спровоцированных «арабской весной» в Тунисе, Египте и других государствах. Власти Кувейта вынуждены были удовлетворить некоторые требования митингующих, в первую очередь финансовые. Вполне очевидно, что состав парламента, в котором число шиитов сведено к минимуму, отвечает интересам правящей династии. Показательно, что места, ранее принадлежавшие шиитам, заняли представители либерального лагеря. Это якобы позволяет эмиру Сабаху аль-Ахмеду сохранять имидж умеренного политика, прежде всего в глазах США − основного союзника и «спасителя» от иракской оккупации в 1991 году. По прогнозу арабских и западных экспертов, при таком уровне дискриминации нельзя исключать, что Кувейт в любой момент может превратиться в новую арену противостояния между суннитами и шиитами, последовав примеру соседних арабских монархий − Саудовской Аравии и особенно Бахрейна, где шиитское большинство еще в 2011 году решительно выступило против дискриминации со стороны правящей суннитской династии, но их демонстрации были подавлены военной силой Саудовской Аравии. Кувейту, правда, пока проще, так как на его территории размещаются 35 тыс. военнослужащих США.  

В ОАЭ шиитов не пускают на госслужбу, в армию и полицию

Не намного лучше живут шииты и в ОАЭ, которые считаются витриной монархий Персидского залива. Только в Абу-Даби на них приходится до 20% населения, а в Дубаи – не менее 30%. Они не могут занимать руководящие посты на госслужбе, в армии и полиции, подвергаются скрытой дискриминации в бизнесе. После событий на Бахрейне и «арабских революций» власти ОАЭ, продолжая свою враждебную политику против шиитского населения, приступили к депортации тысяч шиитов из арабских княжеств Персидского залива. Причем власти ОАЭ действуют по указке специалистов спецслужб Израиля, работающих под прикрытием в компании STG (Эс-Ти-Джи), которая сотрудничает с Эмиратами в вопросах безопасности, и в штате которой в числе прочих сотрудников числятся отставники и штатные сотрудники из МОСАДа. Этот проект по депортации шиитов, проживающих в стране, представляет собой секретный план, разработанный по личному указу Эмира Абу-Даби в рамках этнической политики. Главными его «целями» являются шииты - выходцы из Ирака, Ливана, Афганистана, Пакистана и Индии.  В настоящее время, эмиратские власти напряженно думают, что делать с многотысячной иранской общиной, издавна проживающей на территории ОАЭ. Только в 2013 году более трех тысяч иранских бизнесменов, без объяснения причин, были выдворены из страны, и при этом закрыты десятки банков с участием иранского капитала.

Бахрейн станет вторым арабским шиитским государством

Жуткому и плачевному положению шиитов на Бахрейне недавно была посвящена специальная статья. Но некоторые важные вещи можно еще раз упомянуть. После вооруженного подавления шиитских протестов в феврале 2011 года силами саудовского воинского контингента на острове наступил этап очень хрупкого спокойствия, которое гарантируется саудовской оккупацией острова. Фактически в Бахрейне введено внешнее управление со стороны Саудовской Аравией. Все произошедшее было квалифицированно как «заговор иностранного государства по свержению существующего режима». Понятно, что в данном случае это был «прозрачный намек» на Иран. И сегодня власть суннитского королевского режима на Бахрейне обеспечивается исключительно военной силой Эр-Рияда. При этом арабские монархии Персидского залива, как впрочем и Запад во главе с США в упор не видят этой проблемы и игнорируют ее, оставляя тем самым взрывоопасный очаг, способный вспыхнуть в любой момент.

Ведь, в настоящее время 70% населения Бахрейна составляют этнические арабы-шииты, а в структурах власти они представлены совершенно несправедливо. Представительство шиитов в таких структурах власти, как королевский двор, королевская гвардия и армия близко к нулю. Из 29 министерских постов в правительстве Бахрейна шиитам принадлежит только 6. Из 29 заместителей министров шиитами являются только 3. Из 230 высоких постов в судебной власти, включающей в себя Высший судебный совет, Конституционный суд, суды, административные советы и т.д., шииты занимают только 28 мест, и при этом среди них нет ни одного председателя суда, т.е. доля шиитов в судебной власти составляет около 12%. В законодательной власти среди 40 членов Консультативного совета (Меджлис аш-Шура) насчитывается 17 шиитов и среди 40 членов Палаты депутатов – 18 шиитов. Несправедливая избирательная система продолжает сохранять жесткую дискриминацию шиитского большинства населения королевства. Происходит серьезное ущемление религиозных прав шиитов. Разрушены или серьезно повреждены более 40 мечетей или объектов культа. А это еще больше разозлило шиитов, сделав примирение с ними маловероятным. Понимая это, руководство Бахрейна пошло на совершенно беспрецедентный шаг, начав негласную кампанию натурализации суннитов из других стран Персидского залива с предоставлением им подданства страны. Понятно, что расчет сделан на будущие выборы, так как другими способами изменить серьезным образом демографический баланс в пользу суннитов представляется маловероятным. Но, как бы там ни было, реальность такова, что Бахрейн, рано или поздно станет вторым арабским государством (после Ирака), где к власти придут арабы-шииты, т.к. они составляют 70% населения этой страны.

В Катаре почти не осталось ни одной шиитской мечети

Внешне «шиитский вопрос» не значится во внутриполитической повестке Катара, где официально чуть ли не все население эмирата – сунниты и ваххабиты. На самом деле доля шиитов там тоже высока – 15-20%. В основном, это те арабы, которые в свое время приехали сюда из Басры и других районов южного Ирака, а также из Бахрейна и Восточной провинции Саудовской Аравии. Есть также выходцы из Ирана, главным образом из его арабоязычной провинции Хузистан. Они осели в Катаре еще во времена Османского владычества и давно стали коренными жителями эмирата. Но правящий клан Аль-Тани видит в них скрытую угрозу, в том числе возможность их использования Тегераном в качестве «пятой колонны». Поэтому дорога в политику им заказана, равно как и карьера на госслужбе и в силовых структурах. Правда, катарские шииты добились существенных позиций в торговом секторе, финансах и подрядном бизнесе. Наиболее видный из них – Фардан, является миллиардером и имеет многопрофильный бизнес от строительства до банков. Однако шиитских мечетей в Катаре практически уже не осталось, а многие местные шииты из опасений преследований по религиозному признаку выдают себя за суннитов.

****************

Поэтому, разыгрывая карту «шиитского фактора» как некое иранское вмешательство во внутренние дела суннитских монархий, государства ССАГПЗ во главе с Саудовской Аравией сильно рискуют в действительности поднять бурю «шиитской весны» у самих себя. Только стоять за этим будет вовсе не Тегеран, а собственное арабское население шиитского вероисповедания, подвергаемое дискриминации и угнетению. И тогда вполне возможно, что Персидский залив превратится во «внутреннее шиитское море», где Ирану и Ираку будет принадлежать роль естественных лидеров, учитывая их военно-политический и экономический потенциал, а также численность их населения. 

Самое удивительное и самое циничное заключается в том, что ни США, ни ЕС, ни многочисленные западные правозащитные организации в упор не хотят замечать весь этот кошмар с нарушениями прав человека и свободы слова в аравийских монархиях, игнорируют унизительную дискриминацию шиитов в арабских странах Персидского залива. И понятно, откуда такой цинизм и такая чудовищная политика двойных стандартов - из-за банальной зависимости Запада от поставок нефти и газа из стран ССАГПЗ. Ведь если начать их критику, то одряхлевшие правящие династии могут и наказать, снизив объемы поставок энергоресурсов. Где уж тут до прав человека! 

Владимир Алексеев, Специально для Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.