Челночная дипломатия Керри: Странности юбилейной поездки

09 января 2014
A A A


Суннито-шиитская война в Ираке стала реальностью. В Сирии исламисты физически устраняют конкурентов, стремясь полностью подчинить себе анти-асадовскую оппозицию. Ливан стоит на пороге новой гражданской войны, в которую, по недоброй традиции, вмешаются извне. Филиалы аль-Каеды вольготно чувствуют себя на просторах Леванта и Магриба. Но госсекретарь Керри, словно игнорируя эти острые проблемы, каждая из которых может обернуться большой кровью для всего региона, в юбилейный, десятый раз посещает Израиль с посреднической миссией по урегулированию израильско-палестинского конфликта.

Политическая близорукость? Неумение американской администрации определить внешнеполитические приоритеты в регионе? Или же, в преддверии выборов в Конгресс, демократы стремятся набрать максимально возможное количество очков, добившись прорыва в разрешении одного из самых запутанных конфликтов нашего времени? Разумеется, предстоящие выборы и надвигающаяся президентская кампания в США повлияли на маршрут Керри. Но далеко не в той степени, как это может показаться на первый взгляд. На посредничестве в израильско-палестинском конфликте можно «сделать имя», стать номинантом Нобелевской премии мира, но добиться реальных результатов – невозможно. И юбилейная поездка Керри в очередной раз это доказала. В Рамалле палестинская сторона встретила его усилия равнодушно. Израильские же правые были более эмоциональны и креативны – на визит американского госсекретаря они ответили едким рекламным видеороликом о вымышленной фирме «Решение проблем от Джона Керри», которая предлагает использовать израильтянам вместо туалетной бумаги ежа.

Отдают ли себе отчет Керри, уже примеряющий на себя роль хозяина Белого Дома после 2016 года, и Обама, который за два своих президентских срока окончательно загнал внешнюю политику США на Ближнем Востоке в тупик, что их предложения Израилю и Палестине ни одной из сторон приняты не будут?  Тель-Авиву предлагается вернуться в границы 1967 года и заморозить строительство поселений на оккупированных территориях. Рамалла должна признать Израиль как «государство еврейского народа» и согласиться с тем, что Тель-Авив в течение неопределенного периода будет осуществлять полный военный контроль восточной границы Палестины. Все самые острые проблемы, которые существуют в израильско-палестинских отношениях, по мнению американцев, должны уйти на второй план и решаться в рабочем порядке, без каких-либо международных гарантий, только на основании «доброй воли договаривающихся сторон».

Это даже не план, это черновик предварительных условий, который неприемлем ни для администрации Палестины, ни для руководства Израиля. Керри еще «челночил», а Юваль Штайниц, министр разведки Израиля и близкий союзник Нетаньяху, уже сказал в интервью израильскому радио, что Израиль не примет никаких соглашений в рамках границ 1967 года. Еще более откровенно высказался депутат Кнессета Аиелет Шакед, сравнивший принятие американских соглашений с «актом национального самоубийства». Столь враждебная реакция на американские предложения была вполне ожидаемой и прогнозируемой. Никаких неожиданностей в позиции израильтян и палестинцев для Белого дома не было. Тогда для чего нужен был этот внешне совершенно безрезультатный визит?

Погоня за стадом зайцев

Как политик – Керри куда как искушеннее Обамы. Он лучше знает, что действительно необходимо политическим элитам в Вашингтоне, он лучше чувствует изменения курса, и потому руководство Демократической партии США сегодня ставит именно на него, как на единственного человека, способного в нынешней администрации выправить те ошибки, которые наделал Обама на Ближнем Востоке. Главные претензии американского истэблишмента к Обаме – охлаждение отношений с Тель-Авивом и Эр-Риядом и попытка сближения с Тегераном. Еще более серьезное обвинение – рост влияния России в ближневосточных делах, вещь три-четыре года назад совершенно немыслимая и влекущая в перспективе для Вашингтона достаточно неприятные последствия. Нужно «отыграть назад», то есть – пойдя навстречу пожеланиям Израиля и Дома Саудов – «поставить заслон стремлению Тегерана к региональной гегемонии и обеспечить безопасность Израиля от иранской ядерной угрозы». Внешне выглядит совершенным бредом, но поскольку внешняя политика США при Буше-младшем и Обаме идеологизировалась до крайности – такими пропагандистскими штампами там нынче все и обосновывается. Встречи Керри с монархами Иордании и Саудовской Аравии, необычайно комплиментарные оценки этих встреч со стороны принца Сауда аль-Фейсала, который еще недавно достаточно жестко критиковал Обаму и его политику на Ближнем Востоке, а главное – достигнутые в ходе поездки Керри договоренности, дают все основания утверждать, что американский истеблишмент, опираясь на своих стратегических партнеров, готовится к «работе над ошибками», намеревается «отыграть ситуацию».

В практическом плане это «отыгрывание» предполагает во-первых, формирование новой расстановки сил в «израильском тылу». Саудовская Аравия получает больше «полномочий» и в работе с палестинцами, и в работе с суннитами Ливана, и в выстраивании отношений с ХАМАСом. Для стратегического партнера Тегерана и Дамаска – Хизбаллы – возникает ситуация «молота и наковальни». С одной стороны – суннитская коалиция, с другой – военная мощь израильской армии, которая в операциях против Хизбаллы на такие «мелочи» как границы других государств, в частности Ливана, внимания обращать не будет. И необходимо заметить, что руководство Хизбаллы эту угрозу уже почувствовало, начав переброску части тяжелого вооружения из Сирии обратно, в Южный Ливан. Во-вторых, достаточно уклончивые комментарии Керри по ситуации в Ираке свидетельствуют, что суннито-шиитское противостояние в этой стране для коалиции Вашингтон − Тель-Авив − Эр-Рияд как нельзя более кстати. Всему миру демонстрируется – «страна, сделавшая ставку на партнерство с Тегераном, заключающая контракты с Москвой ни на что хорошее рассчитывать не может». И здесь как нельзя более кстати будет заметить, что Вашингтон не просто «просмотрел» усиление террористической группировки «Исламское государство Ирака и Леванта», которая сейчас контролирует провинцию Анбар, он это усиление культивировал, намеренно затягивая с 2011 года переговоры с иракским правительством по поставкам американских вооружений, которые позволили бы разгромить повстанцев еще на ранних этапах.

Стоит ли этому удивляться, если «Исламское государство Ирака и Леванта» спокойно контролировала городские кварталы в Фаллудже еще тогда, когда там находились американские войска. Собственно, в Фаллудже американцы были трижды – два раза в 2004 году и во время операции по зачистке в 2007-2008 гг. И все три раза фундаменталисты «ускользали» от разгрома. Иранские военные в лице генерала Мохаммада Хеджази уже выступили с заявлением, что готовы оказать Багдаду необходимую помощь оружием и инструкторами для борьбы с экстремистами. Нет никаких сомнений, что Вашингтон и саудиты будут «подбрасывать поленья в костер» с другой стороны, поддерживая «джихадистов». Все знакомо еще с 1941 года, когда будущий американский президент Гарри Трумэн сказал свое историческое: «Если мы увидим, что побеждают немцы – мы будем помогать русским. Если увидим, что побеждают русские – будем помогать немцам. И пусть они убивают друг друга как можно больше». Меняются только народы, но не американские подходы ко внешней политике…

Измотать Иран!

В ходе этого своего юбилейного визита на Ближний Восток Джон Керри сделал заявление, которое ряд наблюдателей щедро назвали «историческим». Впервые за более чем тысячу дней «сирийского кризиса» высокопоставленный американский чиновник признал, что «власти Ирана смогут принести пользу на переговорах «Женева-2» по разрешению конфликта в Сирии». Впрочем, Керри тут же пояснил, что не исключает такую возможность, даже если Иран не будет участвовать в переговорах формально, поскольку «Иран трудно представить в качестве партнера на уровне министров, потому что в прошлом году он не поддержал международное соглашение по Сирии». Нет, американцы ни в коем случае не закрывают Тегерану дорогу в Монтрё. При соблюдении нескольких условий, разумеется. Во-первых, Асад должен уйти, во-вторых, Иран должен немедленно прекратить любую помощь Дамаску и, в-третьих, Тегеран уже сейчас должен призвать Асада к прекращению бомбардировок позиций мятежников и предоставлению «гуманитарных коридоров» блокированным силам оппозиции.

С одной стороны, пусть «сквозь зубы», но США признали, что без Ирана кризис в Сирии не может быть разрешен. С другой – Ирану в процессе урегулирования отведено место «на обочине», да и то лишь при условии соблюдения им совершенно неприемлемых условий. Иначе как оскорблением такое «предложение» назвать трудно. Собственно, Тегеран так это и расценил, заявив 7 января, что «Исламская Республика Иран будет сотрудничать для достижения любого политического решения конфликта в Сирии, но без каких-либо предварительных условий». В итоге получается, что вся юбилейная поездка Керри по факту представляет собою не посредническую миссию в израильско-палестинском урегулировании, а укрепление антииранской коалиции в регионе, постановку новых задач и перераспределение «зон ответственности» среди ближайших союзников США.

Становится очевидным, что новый этап ближневосточной партии Вашингтона нормализацию отношений с Тегераном не предусматривает, а американо-иранский диалог начинает приобретать несколько странные черты: США и их союзники требуют от Ирана все больших уступок. Сами же даже демонстративные жесты и заявления обставляют таким количеством оговорок, что грань между диалогом и откровенным обманом стирается. Но проблемы диалога – это еще половина беды. Гораздо опаснее, что реализуя в угоду своим стратегическим партнерам в регионе – Тель-Авиву и Эр-Рияду, схему «сдерживания Ирана», Вашингтон вновь обращается к практике «управляемой дестабилизации». «Измотать Иран», создавая ему к «сирийскому фронту» еще и ливанский, и иракский – это безумная авантюра, которая обернется в регионе большой кровью. «Лекарство», которое сейчас изобретает американский истеблишмент для того, чтобы и имидж «миротворца по иранскому ядерному досье» поддержать, и с Израилем и Саудитами отношения сохранить – куда как страшнее и губительнее самой «иранской болезни».

************

Итоги челночной дипломатии Керри по большому счету должны стать холодным душем для тех, кто в Иране надеется на искренность американской стороны в диалоге Вашингтон − Тегеран. Расчеты на то, что ситуация в Ираке станет «началом регионального сотрудничества США и Ирана» по образцу 2001 года в Афганистане, не имеют под собою оснований. И Багдад, и Бейрут станут полем операций именно антииранской коалиции, а не площадкой реализации конструктивного ирано-американского сотрудничества. Одновременно с этим поездка Керри должна стать и тревожным звонком для российского руководства. Трио «Вашингтон − Тель-Авив − Эр-Рияд» конкурентов на ближневосточной площадке не терпит. То, что сейчас делается под предлогом «ограничения иранской гегемонии», одновременно является и борьбой с российским влиянием в регионе, реваншем за наши ближневосточные успехи минувшего года.

Икрам Сабиров, Специально для Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.