Сформулированное еще в советское время выражение «два мира – две политики» либеральные медиа часто приводят как пример «совковой пропаганды». Прошло не так уж и много времени – и выяснилось, что это не пропаганда, а отражение объективной реальности. Состоявшиеся практически одновременно визиты в арабские монархии Персидского Залива министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа и главы Пентагона Чака Хейгела продемонстрировали кардинальную разницу подходов двух государств к вопросам безопасности в регионе.
Отношениям со своими ближайшими соседями, монархиями Персидского Залива, Иран всегда придавал огромное значение. Диалог и партнерство со странами, входящими в Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) − Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия – это не только возможность решать жизненно важные для Исламской республики вопросы квот добычи нефти и газа, но и проблемы ценообразования на энергоносители. «Феномен Катара», всплеск политической и информационной агрессии государства, которое раньше ни в каких геополитических играх не участвовало, «собственная игра Эр-Рияда», жестко критикующего нынешнюю американскую администрацию и словом, и, что важнее, «делом» в виде лидерства в антисирийской коалиции − вполне достаточное основание для Исламской республики, чтобы наладить с монархиями Залива полноценный диалог. Тем более сейчас, когда в результате женевских соглашений Запад уже не столь безоговорочно поддерживает иранофобию политических элит в этих странах.
Иранофобия как лекарство от социальной нестабильности
Собственно, после Женевы буквально на наших глазах формируется новая карта политических реалий Ближнего Востока. Необходимость достижения необратимости в процессе сирийского урегулирования, планы США по созданию системы «ПерсоПРО» и становящаяся все более реальной угроза атаки Израиля на стратегического союзника Тегерана – Хезбаллу (в Ливане), диктует иранской дипломатии необходимость разработки новой внешнеполитической тактики в Заливе. Очевидно, что в ближайшее время наладить нормальный диалог с Эр-Риядом Тегерану не удастся, какие бы усилия он не предпринимал. Проблема в том, что дом Саудов слишком многое поставил на поддержание собственной гегемонии в мусульманском мире. Династия сегодня в чем-то напоминает велосипедиста – либо она «крутит педали» эскалации напряженности и использует Иран в качестве мощного внешнего врага для сплочения королевской семьи и местных элит, либо она падает, причем не просто теряет власть, а прекращает свое существование физически.
Но что хорошо для Королевства – по-иному воспринимается в соседних монархиях. Оман и Объединенные Арабские Эмираты привыкли к той прибыли, которую они получают за посреднические услуги в «серых» торговых операциях Исламской республики и предпринимателей Запада, в обход санкционного режима. К подобной посреднической деятельности готов примкнуть и Кувейт, поскольку в ней, этой деятельности, есть и вполне осязаемая политическая выгода – добрые отношения и гарантии безопасности от региональной супердержавы, которой, вопреки всем внешним усилиям, является Иран. Поэтому тактический рисунок внешнеполитической линии Тегерана в отношении монархий выглядит просто, но от этого – еще более эффективно: добрососедство и партнерство с Оманом, ОАЭ, Кувейтом и Катаром. Ну а те уж, в свою очередь, возьмут на себя роль своеобразного «проиранского лобби» в отношениях с Эр-Риядом.
Джавад Зариф: Иран хочет открыть новую страницу в отношениях со странами Залива
По итогам своего визита Джавад Зариф написал в Твиттере: «Встречи с лидерами Кувейта, Омана, Катара продемонстрировали: того, что нас объединяет – гораздо больше, чем вопросов, в которых существуют разногласия». Действительно, при ближайшем рассмотрении противоречия между Ираном и монархиями Залива носят, если убрать «фактор США» и разжигаемую извне иранофобию, вполне устранимый характер. Ведь основная претензия к Тегерану со стороны монархий заключается в известном тезисе о том, что Иран якобы стремится к «экспорту исламской революции» в «Петролистане» и провоцирует выступления шиитов в восточных провинциях Саудовской Аравии и в Бахрейне. Аналогичным образом, как утверждается, Иран поступает и на юге Аравийского полуострова, поддерживая шиитских мятежников из йеменского движения Хути.
Тезис об исходящей от Ирана угрозе «экспорта исламской революции» не нов, он начал эксплуатироваться с первых дней создания Исламской республики. И за 35 лет ее существования доказательств «экспорта» не появилось, но для антииранской пропаганды все сгодится, даже подобная рухлядь. Более серьезен второй вопрос – о трех спорных островах Персидского залива, принадлежность которых служит источником напряженности между Ираном и Эмиратами. И в отношении этой проблемы визит Зарифа стал настоящим прорывом. Встреча Зарифа с президентом Эмиратов шейхом Халифа бен Заид Аль Нахайяном, состоявшаяся во дворце с поэтичным названием «Оазис Роз», завершилась тем, что стороны согласились рассмотреть статус спорного острова Абу-Муса. И буквально через пару дней Тегеран, в качестве жеста доброй воли, передислоцировал в Иран располагавшуюся на этом острове эскадрилью штурмовиков SU-25 Frogfoot из состава авиационных сил Корпуса стражей исламской революции. Также к безусловным достижениям визита стоит отнести достигнутые договоренности с новым эмиром Катара о том, что Доха будет поддерживать участие Тегерана в международной конференции по Сирии. Да и предварительные соглашения о более тесной координации «газовой политики» двух государств смело можно добавить в актив этой поездки Зарифа.
«Иран хочет открыть новую главу в отношениях с государствами Залива. Главу, основанную на добрососедстве, экономическом партнерстве, открытости и доверии. Иран готов предоставить любому государству гарантии невмешательства и уважения к суверенитету монархий» − говорил иранский министр в каждом государстве Залива. Столь открытая позиция, за которой стояли не просто слова, а готовность продемонстрировать политическую волю, произвели на монархов неизгладимые впечатления.
Чак Хейгел: Дипломатия с Ираном должна быть подкреплена военной мощью
Вывод об успешности визита иранского министра подтверждает и то обстоятельство, что основным лейтмотивом заявлений главы американского оборонного ведомства Чака Хейгела, которые он делал буквально следом в тех же странах, в которых до него побывал Зариф, были воинственность и разжигание иранофобии. Разумеется, главной задачей визита Хейгела являлась поддержка тех политических сил в Заливе, которые делают ставку на конфронтацию с Ираном и дальнейшее укрепление военного сотрудничества с США. Но и возможности еще больше «попугать» союзников иранской угрозой глава Пентагона не упустил: «Разговоры о том, что мы будто бы отвернулись от наших традиционных союзников, вступив в диалог с Ираном, совершенно не оправданы. США знают, как защитить своих друзей. Наш успех будет зависеть от военной мощи США и доверия наших союзников и партнеров на Ближнем Востоке».
Ставка на силу и военное сдерживание Ирана – вот основной тезис выступлений главы Пентагона. И если уж говорить о риторике «холодной войны», то заявления Хейгела – это возрождение «дипломатии канонерок». Мир движется вперед, уже состоялась Женева, но по-прежнему гарантиями интересов США и стабильности монархий в Персидском заливе служат военные самолеты, корабли, танки, артиллерия и 35 тысяч военнослужащих в регионе, сокращать число которых американцы не собираются.
Примечательно, что наиболее воинственные заявления Хейгел делал с борта десантного корабля USS Ponce (LPD-15), входящего в состав Пятого флота США, дислоцированного в Персидском заливе. В 2014 году этот корабль должен быть оборудован новой лазерной системой для защиты от малых субмарин, то есть, в первую очередь, для противостояния военно-морским силам Ирана. На борту этого корабля из уст министра обороны США прозвучали и слова о том, что усовершенствованная система ПРО предоставит противоракетный «зонтик» всем американским союзникам на Ближнем Востоке, включая арабские страны. Вполне очевидно, что система ПРО на ближнем Востоке, в Персидском Заливе, по аналогии с европейской системой называемая «ПерсоПРО», в ближайшее время станет одним из самых серьезных угроз безопасности для Ирана. А в силу того, что создание этой системы завязано на огромные финансовые потоки – идея «ПерсоПРО» встретит самую горячую поддержку завязанных на США антииранских политических сил в Заливе. Перед нами разворачивается новый этап регионального противостояния, вполне попадающий под определение «региональной холодной войны».
Москва – фактор баланса сил и региональной безопасности
Администрация Обамы в очередной раз демонстрирует свою тактику «лжи и запутывания». Женевские соглашения дают Вашингтону максимум возможностей решения вопросов региональной безопасности, связанных с «иранским фактором», дипломатическим путем. Но лишь в том случае, если США искренне стремятся к нормализации отношений с Ираном. «ПерсоПРО» и накачка Персидского залива вооружениями никак не соотносится с американскими мирными декларациями и женевским процессом в целом.
В выборе между нормализацией отношений с Ираном, установления стабильности в регионе и прибылью от дальнейшей милитаризации Персидского залива Вашингтон качнулся ко второму варианту, оправдывая это «интересами национальной безопасности», «защитой союзников» и доходами американского ВПК. О том, что этот выбор ведет к обострению регионального противостояния, эскалации напряженности и новому витку гонки вооружений в регионе – администрация Обамы старается не замечать.
Так же, как и старается не замечать, что на новый вызов собственной безопасности Иран ответит жестко и решительно. Тем более, что сейчас, после прорыва международной изоляции отвечать ему будет проще, причем не военными, а именно политическими методами. Администрация Обамы своим неумением сказать «нет» требованиям антииранской коалиции, «ястребов» от ВПК и могущественного израильского лобби, сама толкает Ближний Восток в новый этап напряженности. И, одновременно с этим делает партнерство Москвы и Тегерана единственной возможностью сохранения баланса сил и региональной стабильности.
************
Заявления Хейгела, выдержанные в традициях этой самой «холодной войны», лишь эхо того, что говорится в США. Барак Обама пошел даже дальше собственного министра обороны. Выступая в рамках форума Сабана посвященного ближневосточной политике, американский президент решил «расставить точки» и вопреки правилам форума, который обычно проходит за закрытыми дверями, публично и под запись ответить на вопросы, которые задавал ему основатель форума, израильско-американский бизнесмен Хаим Сабан. Ключевой фразой в его ответах стало заявление о том, что «США должны вести переговоры с Ираном так же, как Рейган, в свое время с СССР». Комментарии здесь излишни. Как и излишни вопросы о том, кто на самом деле использует риторику «холодной войны» и нагнетает иранофобию.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий