Врунишка Керри

14 ноября 2013
A A A


Выяснение обстоятельств того, почему подписание соглашения по иранской ядерной программе Ирана в Женеве так и не произошло, привело к совершенно неожиданному результату.  Американская сторона обвинила во всем…  иранскую делегацию, а заявил об этом не кто иной, как госсекретарь США, человек с весьма сомнительной репутацией. В новейшей истории дипломатии министров иностранных дел великих держав называли по-разному. Был «Мистер Нет» - блистательный Андрей Громыко, последовательно отстаивающий интересы СССР и ветировавший любые резолюции СБ ООН, противоречившие этим интересам. Был «Людоед» Генри Киссинджер, получивший свое прозвище за проводимую политику во время американо-вьетнамской войны. Был Александр Хейг по прозвище «Здесь я главный».  Теперь появился «Врунишка Керри», причем прозвище это нынешний госсекретарь США носит более чем заслуженно. 

Момент истины в Женеве наступил не в момент, когда для прорыва в переговорном процессе на конференцию прибыли политические тяжеловесы – министры иностранных дел Г5+1. И не тогда, когда ближе к вечеру 7-го ноября стало ясно, что этого прорыва в очередной раз не состоится. Истинной кульминацией переговоров следует считать трехсторонний диалог госсекретаря Джона Керри, представителя ЕС Кэтрин Эштон и министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа. Сообщения хорошо информированных источников Iran.ru позволяют реконструировать этот эпизод, что называется, в «лицах». Ближе к концу беседы Керри сказал, что все прекрасно, что он искренне рад наметившемуся прогрессу, но у него есть маленькое уточнение – в качестве первого шага и доказательства своих добрых намерений Исламская Республика должна заморозить любую деятельность в рамках ядерной программы. Не полностью, конечно, уточнил Керри, а всего на полгода. Наступила пауза.

И так робкая на вид Кэтрин Эштон была ошарашена, бледная застыла в растерянности  и вконец вошла  в ступор.  Она до конца встречи, не отведя свой изумленный взгляд от Керри, так и не сказала больше ни слова. Джавад Зариф снял очки, повертел их в руках. Вновь надел и улыбчиво спросил американского госсекретаря: «Вы, наверное, шутите? Эта вот такая шутка, американская, наверное, да?»  «Ничуть, - ответил не менее улыбчиво Керри, - это общее мнение американской делегации. Иран должен принять это уточнение, а в обмен мы готовы рассмотреть вопрос о временном снятии санкций с банковской сферы Ирана, вновь подключить его к системе международных расчетов и разморозить ваши банковские активы на три миллиарда долларов».  Реакция иранской стороны была вполне предсказуемой. Джавад Зариф заявил, что это совершенно новое, дополнительное условие и о принятии такого предложения, выдвинутого в обход уже достигнутых договоренностей, не может быть и речи, после чего встреча тут же была закончена. Версия об особой позиции Франции появилась чуть позже, а то, что подписание соглашения не состоялось из-за «неуступчивости Ирана» - является откровенной ложью американского госсекретаря.

Керри – загадочный и непостоянный

Конгресс США сегодня – это один из столпов, на которых держится антииранская коалиция. Но даже там к версии Керри отнеслись скептически, прямо заявив, что не верят в неуступчивость Ирана и в ту версию срыва переговоров, которую конгрессменам предложил госдепартамент. Выраженное недоверие конгрессменов не связано с тем, что в Вашингтоне вдруг «полюбили Иран». Буквально вчера в редакторской колонке USA Today глава сенатского Комитета по международным отношениям Роберт Менендез написал: «Ужесточение санкций заставит Иран свернуть свою ядерную программу таким образом, чтобы это можно было проверить. Когда Тегеран выполнит свои обязательства, санкции себя изживут и наступит экономическое облегчение». Но конгрессмены не любят, когда им врут, а у Керри репутация лгуна уже сложилась.

Вот эта тактика – врать и изворачиваться, причем, врать и своим, и чужим – стала фирменным стилем администрации Обамы на международной арене. Керри и сотоварищи не останавливает даже то, что это происходит на самом высоком уровне и касается проблем войны и мира, жизни и смерти десятков и сотен тысяч людей. Вспомним лето нынешнего года и визит Керри в Москву. На переговорах он заверял российскую сторону, что США усадят сирийскую оппозицию за стол переговоров, заставят начать диалог без предварительных условий. Постоянства Керри хватило на несколько часов перелета из Москвы, поскольку, выйдя из самолета в Анкаре, он тут же заявил, что «отстранение Башара Асада от власти является непременным условием начала каких-либо переговоров. Без выполнения этих условии переговорный процесс вообще теряет смысл».   

Ложь Керри в том же сирийском вопросе привела к тому, что Владимир Путин, выведенный из себя поведением госсекретаря, вынужден был публично, на весь мир назвать его лжецом. Просматривая запись дебатов в конгрессе США по ситуации в Сирии, российский президент был неприятно удивлен комментарием Керри по поводу отсутствия в Сирии «Аль-Каиды». На вопрос конгрессмена, не усилятся ли позиции «Аль-Каиды» в Сирии после удара американской армии, госсекретарь США что называется «на чистом глазу» заверил, что этой террористической организации в Сирии нет. Окончательно раздосадованный Путин тогда в сердцах сказал: «Ведь самое основное боевое звено в Сирии  – это так называемая Аль-Нусра, подразделение "Аль-Каиды". Они знают об этом, и мне было очень неприятно  и это вообще удивительно, мы же с ними общаемся, мы исходим из того, что это приличные люди. Ну, врет он, я имею виду Джона Керри. И главное знает, что врет.  И это очень печально» - жестко отреагировал Путин на очередную «сказку врунишки Керри».

Возникает вопрос: в какой момент Керри лжет? Создается впечатление, что лжет он всегда. И, судя по всему, началось это у него давно. В 2009 году в интервью «Financial Times» Керри, будучи еще сенатором от Массачусетса, заявлял, что воинственная риторика Буша-младшего и Биньямина Нетаньяху в отношении Ирана ничем не обоснована. «Они [иранцы – примеч. Iran.ru] имеют право развивать мирную ядерную энергетику и заниматься обогащением урана в мирных целях». Сегодня, четырех лет не прошло, Керри и его заместитель Уэнди Шерман «на чистом глазу» говорят нам, что «США не готовы признать право Ирана на развитие мирной ядерной программы, а обогащение урана не является правом, чтобы об этом не говорилось в Договоре о нераспространении».

Европа - утомленная и взбешенная

Ложь Керри в «иранском», «сирийском», «египетском» и прочих вопросах обрекает Вашингтон на стратегическое одиночество. Сегодня Китай, Россия, Бразилия, Турция, Индия, Южная Африка и еще 120 стран-участниц Движения неприсоединения признают за Ираном право на мирный атом и сопутствующее обогащение. Похоже, что в этот список скоро добавиться и часть государств Евросоюза.

Не будем сейчас о Франции. Версия о том, что за свою позицию Париж хочет получить долю в иранском рынке ядерной энергетики - выглядит красиво, но она не основная. Президент Франции Франсуа Олланд и глава МИД Лоран Фабиус попросту «отрабатывают» оружейные контракты с монархиями Персидского Залива (особенно, с Саудовской Аравией и  Катаром) и «особые отношения» с Тель-Авивом. Французскому руководству еще предстоит усвоить горький урок о том, что следование в кильватере политики ближневосточных монархий и Израиля для любой страны оборачивается репутационными и политическими издержками, а для политиков – концом карьеры.

Остальная Европа это понимает, а потому реакция Берлина и Лондона на сепаратные выходки Керри была более чем жесткой. Выступая перед парламентом с отчетом о переговорах, министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг отметил, что страны «шестерки» готовы снять часть санкций с Ирана, если будет достигнуто предварительное соглашение по его ядерной программе. Более того, он дал понять, что Великобритания готова к возобновлению экономического сотрудничества с Ираном даже в том случае, если США не откажутся от режима «калечащих санкций». Серьезное заявление, и при этом работавшие в Женеве на освещении переговоров журналисты отмечают - когда стало ясно, что подписания не будет, Хейг выглядел откровенно раздраженным.

Собственно, настроения Европы в «иранском вопросе» лучше всех отразила министр иностранных дел Италии Эмма Бонино, сказавшая в интервью, что в случае отмены санкций среди западных стран начнется конкурс за право развития торгово-экономических отношений с Ираном и за право первыми прийти на иранский рынок. «Правительство Италии уже сегодня изучает программы прямого сотрудничества с Ираном в ряде экономических отраслей, причем не только в сфере импорта энергоносителей», - заявила она журналистам. 

Широко открытые глаза Юкия Амано

Что говорить о Европе, если перед иранскими предложениями капитулировал даже такой форпост противников иранской ядерной программы, как МАГАТЭ. Юкия Амано, один из самых последовательных противников всего, что связано с иранским атомом, априори не доверявший ни единой инициативе Тегерана, – теперь смотрит на переговорный процесс совершенно иными глазами. Практически одновременно с женевским, завершился очередной раунд переговоров Ирана и МАГАТЭ. И завершился он заключением соглашения по «дорожной карте» сотрудничества в области атомной энергетики, о чем и сообщили миру Юкия Амано и глава организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи. В рамках реализации «дорожной карты», Иран согласился допустить инспекторов МАГАТЭ на строящийся ядерный объект Арак, а также к урановому руднику Гачин. Кроме того, Иран дал обязательство в течение трех месяцев предоставить МАГАТЭ информацию обо всех новых исследовательских реакторах, а также в отношении 16 районов, предназначенных для строительства АЭС.

МАГАТЭ же, в свою очередь, пообещало не игнорировать озабоченность Ирана проблемами безопасности на объектах и гарантировать защиту конфиденциальной информации. И практическая реализация достигнутых договоренностей уже началась. В течение ближайших недель эксперты МАГАТЭ смогут посетить новый реактор на тяжелой воде, то есть посетить самый «проблемный» для переговорного процесса объект в Араке. Представитель Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди заявил, что в качестве жеста доброй воли Тегеран готов предоставить инспекторам МАГАТЭ доступ к реактору в Араке еще до следующего раунда переговоров, которые начнутся 11 декабря. И уж совсем «контрольным выстрелом» для скептиков является предложение Ирана (выдвинутое впервые шесть месяцев назад) использовать для мониторинга состояния иранской ядерной программы новейшие технологии, установив соответствующее оборудование для мониторинга на ряде иранских атомных объектов. Так о какой такой «иранской неуступчивости» рассказывает нам сказки врунишки Керри?

Негромкая победа России

За всеми драматическими коллизиями женевского процесса от взгляда наблюдателей и экспертов ускользнуло то обстоятельство, что Женева стала пусть и негромкой, но весомой дипломатической победой России. Точнее – российского подхода к вопросу об иранском ядерном досье. Сергей Лавров  в привычной для него сдержанной манере, комментируя итоги переговоров, заявил, что «министры [иностранных дел, принимавшие участие в женевских переговорах – примеч. Iran.ru], согласились с тем - и это общее мнение членов группы «три +три» и главы МИД Ирана, что работа будет вестись на основе принципа поэтапности и взаимности. Это принцип, который российская сторона довольно длительное время продвигала, и вот теперь он окончательно взят за основу той работы, которая будет вестись по подготовке совместного документа группы "три +три" и Ирана. «Наша конечная цель - обеспечить полное выполнение решений СБ ООН и МАГАТЭ», - подчеркнул Лавров. На долю же США досталась лишь протокольная вежливость, содержащая в себе и скрытый намек на «художества» Керри: «Хотел бы отметить лидирующую роль, которую сыграла делегация США во главе с Дж. Керри по продвижению подходов, приемлемых для Ирана. Считаем, что это имеет особое значение на данном этапе.

Спустя пару дней, выступая на совместной пресс-конференции по итогам встречи министров иностранных дел России, Индии и Китая в Нью-Дели, Лавров позволил себе чуть больше теплых интонаций: «линия, которую Россия последовательно продвигала многие годы, сейчас воспринимается всеми участниками группы «три+три». Эту линию мы продвигали вместе с нашими китайскими друзьями, также являющимися участниками "шестерки". Линия заключается в необходимости отойти от угроз и постоянного санкционного рычага, причем в обход СБ ООН, и перейти к деловому рассмотрению существа проблемы. Так оно и произошло». Как говорится – умному достаточно, а активное включение России в переговорный процесс, отказ Москвы от ставшей уже привычной роли пассивного наблюдателя, умение отстаивать взвешенную и стратегически выгодную позицию на поддержку законных прав Исламской Республики – не может не радовать.

*************

Накануне женевских переговоров редакция иранского англоязычного телеканала Press TV провела опрос, в котором приняли участие полторы тысячи граждан США, семьсот канадцев, пятьсот европейцев и даже сто двадцать австралийцев. Всем им был задан только один вопрос: «Считаете ли вы, что Иран имеет право на мирную ядерную программу?»  89 процентов опрошенных ответили на этот вопрос утвердительно. Достаточно показательный результат, свидетельствующий, что вопреки всем усилиям пропагандистской машины, мировая общественность понимает: в своей антииранской риторике администрация Обамы – голый король. И госсекретарь этого короля – шулер и врунишка.

Редакционная статья Иран.ру

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.