В этом году 13 - 17 августа в Религиозном комплексе имени имама Хомейни в Тегеране прошла Третья выставка компьютерных игр, в которой приняли участие более 150 фирм. По некоторым сообщениям, выставку посетили 1,2 миллиона человек. Рассмотрим положительные и отрицательные стороны увлечения компьютерными играми, столь популярных в наши дни среди современной молодежи и подростков Ирана.
Сегодня в цифровом мире компьютерные игры принято называть «восьмым искусством». В создании таких игр не только используются режиссура, сценарий, съемка, спецэффекты, музыка, озвучивание и другие приемы «седьмого искусства» (кинематографа), но при этом происходит прямое взаимодействие с пользователем. В результате компьютерные игры сейчас используются не только для проведения досуга. Они сформировали художественную индустрию, которой увлечены миллионы людей во всем мире. В наши дни мы являемся свидетелями того, как проводятся международные соревнования по компьютерным играм, а их любители играют друг с другом и соревнуются в виртуальном пространстве.
Краткий обзор Третьей выставки компьютерных игр в Иране
В павильоне «Продукция» Третьей выставки компьютерных игр, прошедшей под эгидой Национального фонда компьютерных игр, были представлены последние разработки иранских производителей, а также иностранные образцы, получившие одобрение Фонда. В павильоне под названием «Окно» посетителям было представлено развитие производства компьютерных игр в Иране за последние два десятилетия. В ходе выставки состоялись 30 мастер-классов, были проведены компьютерные соревнования игроков-любителей, прошла демонстрация работы иранских технических специалистов и компьютерных художников. На выставке также работал магазин, предлагавший покупателям более 50 наименований продукции. Благодаря мероприятию значительно пополнился состав Рейтинговой ассоциации развлекательного программного обеспечения (ESRA), созданной на базе Национального фонда компьютерных игр Ирана. В рамках работы выставки состоялись и встречи с иностранными партнерами, расширившие отношения Ирана с другими, прежде всего исламскими государствами в области компьютерных игр. Что касается посетителей, а посещали выставку в основном молодые люди и подростки с родителями, то их число было гораздо больше, чем в прошлом году.
Все же, если посмотреть на ассортимент компьютерных игр, представленных на иранском рынке, станет очевидным, что их подавляющее большинство составляют иностранные диски. Импортируются они, как правило, из стран Запада, где посредством их производства преследуются конкретные цели. Конечно, Иран в последние годы добился заметных успехов в этой индустрии, и фирмы, занимающиеся производством компьютерных игр, производят продукцию, вполне конкурирующую с импортными аналогами, однако, к сожалению, все это не удовлетворяет потребности молодого поколения иранцев.
Расул Джалили, член Высшего совета виртуального пространства (государственного органа Ирана, занимающегося контролем информации, размещенной в интернете), в интервью информационному бюро Национального фонда компьютерных игр заявил: «В Иране из-за несоблюдения закона об авторских правах на иностранную продукцию отечественные игры пока не смогли занять своего место на рынке, поэтому нам предстоит еще много добиться».
По словам Джалили, компьютерные игры представляют собой некую потребность для подростков и молодежи, потому что новейшие технологии создают у пользователей определенное возбуждение, именно по этой причине это искусство стало один из самых популярных видов досуга у молодого поколения.
Член Высшего совета виртуального пространства положительно оценил последние новинки в этой области за их высокий интеллектуальный уровень, соблюдение установленных нормативов, содержание сведений о национальной культуре и ее выдающихся деятелей, а также современные технические возможности.
Директор Центра цифровых средств информации убежден в том, что на сегодняшний момент компьютерные игры перестали быть только развлечением, превратившись в одну из важных культурных составляющих семейного досуга. Хасан Ализаде надеется, что новое правительство будет всячески поддерживать и достаточно финансировать производителей этого вида продукции. Оценивая роль Центра в развитии отечественного производства компьютерных игр, он заявил: «Поддержка этой индустрии осуществляется в виде выделения определенного бюджета, поскольку в наши обязанности входит стимулирование, контроль и направление производства игровых дисков особенно в плане Исламского пробуждения. Я надеюсь, будут предприняты меры для субсидирования перспективных производителей компьютерных игр и мы не станем свидетелями их отъезда из страны».
По словам Азам Сарвариян, руководителя павильона «Интеллектуальное развитие детей и подростков» на Третьей выставке компьютерных игр, индустрия интерактивных развлечений только недавно начала свое развитие в Иране, поэтому выделение большего государственного финансирования может сократить отрыв в этой области от других развитых стран или даже опередить их.
Мехди Анджидани, исполнительный директор Института производителей компьютерных игр IT-компании Towse’e Saman, сообщил, что в среднем иранские онлайн-игры насчитывают 50 тысяч участников, тогда как в игре «Эпоха королей» («Kings Era»), разработанной их компанией, участвуют 600 тысяч игроков по всему миру, поэтому она составляет сильную конкуренцию другим иностранным аналогам. Сам Анджидани учится в аспирантуре в Кельнском университете в Германии и пишет диссертацию на тему «Игры и средства взаимодействия». Он считает, что проблемы игровой индустрии в Иране сводятся не только к слабой технологической базе, но и к проблемам оборудования и финансирования.
Один из посетителей выставки ходжат-оль-ислам Шамсоддин Муса Казем считает, что если в прошлом соперники родителей в воспитании детей находились где-то далеко, то сейчас они в виде интернета и компьютерных игр вошли в дом каждого, заняв свое место в обучении. Духовное лицо призывает родителей внимательно выбирать для своих детей иностранные компьютерные игры и заявляет следующее: «В некоторых импортных играх, таких как Angry Birds, скрыты антиисламские идеи, которые внушаются пользователю и могут оказать негативные последствия на его мировоззрение».
Анализ возможных ущербов
Компьютерные игры подразделяются на интеллектуальные, спортивные, экшен, военные и фэнтези, каждый вид заслуживает отдельного обсуждения. Однако важно выделить, что каждый тип игры соответствует определенной возрастной категории. Тому же правилу подчиняются и другие виды производства культуры: книги, журналы, фильмы и так далее. К сожалению, довольно часто случается так, что в играх на компьютере нарушаются установленные возрастные рамки.
Читайте также: Позаботьтесь о будущем своих детей - рассказывайте им семейные истории
В качестве примера представьте себе, что ребенок 8 - 10 лет играет в игру экшен, полную насилия, убийств и кровавых сцен, или подросток 14 - 18 лет увлекается игрой, герои которой пропагандируют западную культуру обнаженности. Разумеется, такое неподобающее времяпрепровождение к тому же в течение долгих часов может стать причиной многочисленных проблем с психикой и физическим здоровьем. К их числу относятся склонность к агрессии, развитие аутизма, снижение умственных способностей, возникновение кризисных отношений с членами семьи, проблемы с учебой, игромания, а также ухудшение зрения, искривление позвоночника и ожирение.
Вполне очевидно, что разработчики компьютерных игр в большинстве стран мира пытаются максимально сблизить игрока с персонажем игры и при помощи искусственного интеллекта и спецэффектов создать такую комбинацию, которая бы захватила дух пользователя. Конечно, главные персонажи игры соответствуют целям и политике ее разработчиков. Например, в интеллектуальных играх и играх фэнтези развивают творческие и интеллектуальные способности игрока, а в играх экшен, напротив, разработчики скрыто оказывают негативное влияние на сознание пользователя, что может проявиться далеко не сразу.
Несмотря на все перечисленные недостатки компьютерных игр, нельзя не сказать и об их достоинствах.
Согласно последним исследованиям, компьютерные игры помогают детям осваивать речь, а также развивают реакцию, интеллект и творчество, вводя ребенка в мир, которым он сам может управлять.
Вывод
Следует признать, что компьютерные игры, как и другие явления эпохи информационных технологий, оказывают влияние на нас и на наших детей. Если игнорировать их и запрещать детям играть в них, они еще больше будут стремиться к этому. Не имея возможности играть дома, они будут этот делать в интернет-кафе и геймзонах. С другой стороны, если предоставить их сам себе, их психическое и физическое состояние может подвергнуться описанным выше рискам.
К счастью, проведение выставки компьютерных игр предоставило ее организаторам, представителям культуры и образования прекрасную возможность познакомить родителей с разработками в этой области и их возрастными параметрами, а также объяснить, какие правила необходимо соблюдать за игрой на компьютере.
Перевод с персидского Тарасовой Светланы
Оригинал публикации: هنر هشتم، نیازمند نگاه حمایتی دولت
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий