Новое руководство придает большое значение переговорному процессу, считают эксперты.
МОСКВА, 20 авг — РИА Новости. Назначение главы МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа на должность переговорщика по ядерному досье, задачи которого ранее выполнял секретарь Высшего совета нацбезопасности, можно расценивать как важный шаг со стороны Тегерана, призванный продемонстрировать открытость и готовность вести переговоры, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
В воскресенье Мохаммад Джавад Зариф сообщил главе дипломатии ЕС Кэтрин Эштон, представляющей "шестерку" международных переговорщиков по ядерной программе Ирана, что Тегеран готов возобновить переговоры с мировым сообществом. Эштон, в свою очередь, заявила о принципиальной готовности "шестерки" работать с новой иранской делегацией и указала на необходимость быстро достичь конкретных результатов. Она намерена встретиться с Зарифом в ближайшее время.
Опытный дипломатСтарший научный сотрудник Института международной экономики и международных отношений РАН, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Виктор Надеин-Раевский считает, что "смена руководителя переговорщиков указывает на важность этой проблематики (ядерной программы) для Ирана и то, что новое руководство придает большое значение переговорному процессу".
Он отметил, что сейчас речь идет о том, что "сами переговоры будут вестись не технарями, а дипломатами". Переговорщиками от других стран "шестерки" всегда выступали люди из министерства иностранных дел, и только Иран представлял секретарь Высшего совета национальной безопасности страны.
"Статус переговоров повышается, потому что здесь к ним подключается профессиональный дипломат, глава МИД, по этой позиции получается, что иранский переговорщик равен тем переговорщикам, которые участвуют со стороны стран "шестерки", — сказал старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО Владимир Сотников.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов считает повышение статуса формальностью. "Степень ответственности Совета национального безопасности тоже крайне высока, поэтому я бы не сказал, что это суперповышение статуса. Это скорее переведение его в плоскость более понятную американцам и европейцам", — пояснил он.
Специалисты также высоко отзываются о профессиональных качествах нового главы МИД Ирана. "Это опытный дипломат и, мне кажется, что его назначение идет как бы в русле того, что сказал и что планирует сделать в плане переговоров с "шестеркой" новоизбранный президент Ирана", — сказал Владимир Сотников. По его словам, новый переговорщик будет представлять умеренную сторону, но, "конечно же, в Иране ключевые решения по так называемой ядерной проблеме Ирана будут окончательно сформулированы только с одобрения духовного лидера аятоллы Али Хаменеи".
Борис Долгов подчеркнул, что иранский министр иностранных дел и раньше занимался проблематикой ядерной программы, поэтому он "компетентный и вполне разбирающийся в этих вопросах человек".
Осторожный оптимизмОт новых назначений эксперты не ждут быстрого разрешения иранской ядерной проблемы.
"Подвижки возможны. Человек, который назначен, призван с умеренных позиций, — принимая во внимание, что все находится под контролем Рахбара (лидера), и в то же время, принимая во внимание положения, которые были высказаны в инаугурационной речи новоизбранного президента Роухани, — договариваться со своими партнерами по "шестерке", — считает Борис Долгов. По словам эксперта, шансы на подвижки есть, но рассчитывать на то, что это будет быстро, не стоит. "Нужно относиться к этому с довольно острожным оптимизмом", — заключил он.
Виктор Надеин-Раевский согласен, что изменения возможны, но совсем не скоро. "Новое руководство Ирана во главе с президентом Хасаном Роухани более открыто и стремится улучшить отношения с Западом, сделать их более прагматичными, устранить те негативные моменты, которые присутствовали в прежнем руководстве, то есть ненужную радикальную риторику с обеих сторон. Вот в этом плане нужно ожидать каких-то изменений", — пояснил он.
Таким образом, эксперт связывает надежды на продвижение в деле переговоров с общим обновлением руководства страны, а не с конкретным назначением. "Смена переговорщика со стороны Ирана — это действительно значительное событие, но я бы не сказал, что оно каким-то образом повлияет на ход переговоров, на процесс урегулирования отношений между Западом и Ираном в плане иранской ядерной программы", — заключил он.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий