
4-го августа в Тегеране Серж Саргсян примет участие в церемонии инаугурации новоизбранного президента Ирана, священнослужителя-реформатора Хасана Роухани. Кроме С. Саргсяна в инаугурации примут участие еще девять президентов, которые представляют страны с не совсем демократичным имиджем в мире. Однако в вопросе участия в церемонии инаугурации президента Ирана С. Саргсян, конечно, не должен был руководствоваться уточнением списка приглашенных и ориентироваться в соответствии с этим.
Дело в том, что отношения между Арменией и Ираном чрезвычайно важны и с двухсторонней, и с региональной, и с международной точки зрения, чтобы относиться к этому по стечению обстоятельств. Серж Саргсян должен поехать в Тегеран, и это нужно приветствовать.
Это, конечно, первый, но очень маленький шаг в плане улучшения, приведения в порядок и развития не совсем хороших армяно-иранских отношений. А то, что нужда в этом есть, засвидетельствовали хотя бы последние несколько месяцев, когда на фоне подорожания российского газа начался непрямой армяно-иранский «диалог», когда высокопоставленные лица Армении и иранские дипломаты, мягко выражаясь, говорили разные вещи о перспективах поставок иранского газа в Армению. Кроме того, в последние годы заявленные армяно-иранские проекты находились в существенно заторможенной ситуации, что также является беспокоящим фактором.
Есть несколько факторов, обуславливающих эту ситуацию.
Первый: отношения Иран-Запад, что заставляет Армению быть осторожной при планировании и осуществлении экономических проектов с Ираном, дабы не перейти границу санкций.
Отношения Армения-Россия. Они всегда заставляли официальный Ереван при планировании отношений с Ираном смотреть на кивки России, которые были обусловлены тем, насколько усиливается самостоятельность Армении по результатам того или иного проекта.
Таки отсутствие дружественной атмосферы между С. Саргсяном и властью Ирана, в частности, Махмудом Ахмадинежадом, когда персоны, занимающие должности президентов двух стран отношения между собой строят, исходя исключительно из политических реалий внутри их стран.
Сегодня в плане всех трех факторов ситуация значительно изменилась. Махмуд Ахмадинежад уже ушел, а новоизбранный президент, отвечая на поздравительное послание С. Саргсяна, в позитивных тонах высказался насчет перспектив армяно-иранских отношений.
В отношениях Иран-Запад может наступить оттепель, т.к. победу в Иране кандидата-реформатора на Западе приветствовали и с обеих сторон видны признаки желания достичь нового качества коммуникаций, достижения компромиссных решений.
В этом случае Армения не только сможет быть более раскованной в отношениях с Ираном, но даже претендовать на становление определенной коммуникационной площадки или субъекта в отношениях Иран-Запад.
Отношения Армения-Россия остаются проблематичными, и Россия очевидным образом увеличила требования к Армении, наверное, в связи с фактом углубления ее отношений с Евросоюзом.
Это означает, что Россия будет стремиться еще больше контролировать армяно-иранские отношения, почему нет, возможно, пойдет и на провокацию определенной напряженности.
Однако эта опасность делает еще более необходимыми прямые контакты между властями Армении и Ирана, что непосредственно исходит из интересов региональной безопасности.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий