Ситуация в Сирии в последние два года непрерывно осложняется, боевикам оппозиции удалось занять значительную часть страны, а международная поддержка оппозиционных сил способствовала их еще большим успехам. Однако в последнее время ситуация кардинально меняется. После освобождения правительственными войсками стратегического города Эль-Кусейр сирийская армия приступила к штурму Хомса и Алеппо. Не менее благоприятно стала складываться и международная обстановка: массовые выступления против премьер-министра Эрдогана в Турции, свержение президента Египта Мурси, отказ Конгресса США в помощи сирийской оппозиции на фоне активной поддержки России, Китая и Ирана как никогда способствуют победе Башара Асада в этой смертельной схватке.
Турция выходит из игры
Первым из государств, поддерживающих сирийскую оппозицию, «зашаталась» Турция. Премьер-министр Реджеп Эрдоган, еще недавно призывавший президента Сирии Башара Асада уйти в отставку, сам столкнулся с теми же требованиями – причем, со стороны своего собственного народа. Постепенная исламизация светской Турции, 12 миллионов живущих за чертой бедности и 300 тысяч откровенно голодающих турок оказались серьезными факторами для выражения премьер-министру вотума недоверия прямо с городских площадей. Не в восторге многие граждане Турции и от гостеприимства своего правительства к сирийским повстанцам, которые не просто используют территорию Турции как базу для своих военных акций в Сирии, но и усложняют жизнь местному населению. Наиболее ярким индикатором такого «усложнения» явились теракты в приграничном турецком городе Рейханлы, унесшие жизни 40 человек. Несмотря на заявления турецких властей о причастности к данным акциям сирийских спецслужб (не подкрепленные, к слову, до сих пор какими-либо серьезными доказательствами), у значительной части местного населения иное мнение, касаемо виновных в данной трагедии. Несмотря на несколько схлынувшую волну протеста массовые выступления в Анкаре, Стамбуле и других крупных городах продолжаются, заставив турецкое правительство на некоторое время «забыть» о внешней политике, сосредоточившись на внутренней. В связи с этим не стоит удивляться тому, что уже на протяжении месяца из Анкары не приходило никаких грозных заявлений и призывов по отношению к сирийскому правительству и Башару Асаду. Более того, вице-президент Сирии, наоборот, предложил уйти в отставку самому Эрдогану, ставшему «не милым» собственному народу.
Между тем, именно через Турцию идет, пожалуй, самая значительная часть вооружения, поставляемая боевикам Сирийской свободной армии. Важным фактором успеха повстанцев является и уже упомянутая готовность Турции приютить любых борцов с официальным правительством Сирии и даже наличие на территории страны лагерей подготовки повстанцев, как например, «найденный» журналистами в местечке Алайдын. И это, не говоря о том, что и на официальном уровне Эрдоган и его правительство непрерывно «грозят» своему южному соседу. В экспертной среде и среди политических деятелей не раз заходила речь о прямом военном вмешательстве Турции в сирийский конфликт путем, к примеру, создания «зоны безопасности» вдоль границы. Представляется, что массовые протесты всерьез поумерили пыл турецких «ястребов» в отношении каждого из направлений помощи сирийской оппозиции.
Падение Мурси – подарок Асаду
Следующим подарком официальному Дамаску стало свержение военными ставшего катастрофически непопулярным президента Египта Мухаммеда Мурси. Последний не смог решить ни одну из проблем, вставших перед страной в период правления Хосни Мубарака. Более того, ситуация еще более усугубилась – на фоне продолжающегося упадка и без того слабой промышленности разрушаться стала и кормившая миллионы египтян туристическая отрасль, не имеющая возможности функционировать в условиях постепенно возводимого на законодательный уровень исламского радикализма. Не имевшие ранее никакого опыта руководства страной, а тем более – решения сложных экономических проблем, «Братья-мусульмане» в начале революции успешно использовали в своих интересах как приверженность к традициям 40 миллионов безграмотных египетских крестьян, так и недовольство авторитарным режимом Хосни Мубарака вполне светски настроенной интеллигенции. Однако придя к власти, они не смогли «накормить» первых и дать свободу вторым. Обнищание и шариат не входили в планы значительного числа революционеров, свергавших коррумпированный режим Мубарака.
Как следствие – против Мурси выступило даже больше египтян, чем ранее против Мубарака. Противников президента, по разным данным, насчитывается от 16 до 35 миллионов человек. Армия не могла стоять в стороне и впервые за все время египетской революции вышла на авансцену. Роль ее оказалась решающей – 3 июля 2013 года Мухаммед Мурси был свергнут.
Во внешней политике египетский президент был одним из самых ярых противников сирийского правительства. 15 июня он разорвал с Дамаском дипломатические отношения, а также высказался за создание над Сирией бесполетной зоны. После свержения Мурси ситуация в отношениях Египта и Сирии поменялась. На днях Каир восстановил дипломатические отношения с правительством Башара Асада, прерванные Мухаммедом Мурси, а также арестовал на своей территории около 200 сирийских оппозиционеров, членов той же самой группировки «Братья-мусульмане», что еще недавно властвовала в Египте.
Более того, Каир ужесточил правила въезда на свою территорию для сирийских граждан, создав тем самым препятствие проникновению в страну религиозных экстремистов, которыми полны ряды сирийских повстанцев. Очевидно, что теперь последние не будут чувствовать себя на территории Египта столь вольготно, как это было при прежнем лидере. Фактически, египетская ситуация оказалась для Сирии еще более «полезна» чем волнения в Турции – ведь сирийский режим не просто получает передышку, но и лишается открытого, явного врага. Новое правительство Египта, как видно из изложенных выше данных, проводит по отношению к Сирии гораздо умеренную политику. Не удивительно, что официальный Дамаск приветствовал свержение Мухаммеда Мурси.
Конгресс США против поддержки сирийских боевиков
Серьезные препятствия получил буквально на днях и самый явный и опасный противник Сирии (называющий себя ее другом) – Соединенные Штаты Америки. Комитеты по разведки, как сената, так и палаты представителей США, заблокировали решение президента Барака Обамы об оказании сирийской оппозиции расширенной военной помощи. Законодатели ввели ряд строгих ограничений на финансирование подобных инициатив.
Как видно, конгрессмены оказались в курсе действий в Сирии не только светской оппозиции, но и религиозных экстремистов, в том числе и Аль-Каиды. Именно попадания в руки данных субъектов американского оружия опасаются политические деятели США. Очень возможно, впрочем, что у американских законодателей несколько иная мотивация – возможно, план свержения Асада, представленный спецслужбами (включающий в себя передачу боевикам оружия, а также постепенное обучение их американскими инструкторами), попросту не показался им достаточно обоснованным и эффективным.
Так или иначе, в США нет единства по вопросу поддержки сирийских боевиков, что также играет в плюс президенту Асаду и его правительству. В этих условиях военное решение Соединенными Штатами и их союзниками «сирийского вопроса», как минимум, откладывается. Это дает возможность правительственным войскам и силам безопасности меньше оглядываться на реакцию мирового сообщества в своей борьбе с боевиками.
Россия – настоящий «друг» Сирии
Важным фактором «выживания» для Сирии является все более обозначающаяся четкая позиция России по сохранению законности на территории этой ближневосточной страны. Москва оказывает Дамаску предусмотренную официальными международными соглашениями экономическую и военную поддержку. Несмотря на осуждение со стороны ряда стран Запада РФ продолжает эту линию. В ходе саммита «большой восьмерки» президент Владимир Путин отметил, что Россия, в отличие от стран поддерживающих повстанцев, поставляет оружие в Сирию совершенно легально, по легальным каналам и легальному правительству – правительству Башара Асада. По мнению президента, такая позиция является обоснованной как с юридической стороны, так и с моральной.
Более того, когда США в июне 2013 года в очередной раз обвинили сирийское правительство в использовании химического оружия, Россия не только не согласилась с подобными выводами, но и провела собственную экспертизу в лабораториях, имеющих сертификаты Организации по запрещению химического оружия. По ее данным, химическое оружие – снаряд с веществом зарин, действительно использовалось в Сирии. Но не правительственными войсками, а повстанцами.
Исключительную важность имеет экономическая поддержка, оказываемая Россией, Ираном и Китаем Дамаску. В частности, премьер-министр Сирии Кадри Джамиль в интервью изданию Financial Times заявил о ежемесячных поставках только нефти в его страну на сумму в 500 миллионов долларов. К тому же Сирия заявила о переходе в финансовых операциях с Россией на национальные валюты, что уменьшило их зависимость от доллара и евро. Помощь и поддержка России и Ирана беспроцентная, по словам Джамиля, эти страны помогают сирийскому правительству практически во всех сферах.
Хасан Роухани «не оправдал» чаяний Запада
Что касается позиции Ирана, то ожидания западных политиков некоторого смягчения позиции по Сирии «либерального» Хасана Роухани, только что избранного президентом страны, не оправдались. Роухани уже высказал предложение о созыве международной конференции с участием Совбеза ООН, группы «5+1» и основных политических сил Сирии для организации свободных выборов. Между тем, проведение именно такой конференции не хотят и непрерывно саботируют боевики, противостоящие Башару Асаду.
Человек, сказавший, что «Сирия осталась единственной страной в регионе, которая противостоит израильской экспансионистской политике», вряд ли может иметь по вопросу урегулирования в данной стране ожидаемые в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Стамбуле взгляды. По мнению Роухани, Асад и его правительство должны оставаться в стране, как минимум, до проведения новых выборов. Оптимистично настроен к взаимодействию с новым президентом Ирана и Башар Асад, направивший ему поздравление, в котором выразил намерение вместе противостоять планам агрессии и нарушения национального суверенитета отдельных стран.
Сирийские оппозиционеры убивают друг друга
Стоит отметить, что в среде самой сирийской оппозиции имеет место не только раскол, но и вооруженное противостояние. На днях стало известно об убийстве боевиками связанной с «Аль-Каидой» группировкой «Джаббат аль-Нусра» члена Высшего совета Сирийской свободной армии Камаля Хамами. Более того, после уничтожения Хамами исламисты заявили о том, что намерены перебить всех членов Высшего совета. А в Хомсе боевики силой разогнали демонстрацию возмущенных отсутствием продовольствия местных жителей, чем продемонстрировали свою истинную «народную поддержку». Представляется, что на фоне дальнейших успехов правительственных войск противостояние в среде оппозиции еще более усугубится.
До победы еще далеко
Между тем, до урегулирования в Сирии еще весьма далеко. Правительственные войска до сих пор не взяли Алеппо и Хомс, удерживаемые повстанцами. Поддержка последних странами Запада, а также монархиями Персидского залива не прекращается, что и является основным фактором их относительной «стойкости». Об этом открыто заявил Ахмад Джарба, лидер Национальной коалиции оппозиционных революционных Сирии, отметив, что он и его администрация ожидают скорейших поставок вооружений из Саудовской Аравии.
Надо отметить, что даже решение американского Конгресса о блокировании поставок оружия сирийским повстанцам вряд ли полностью исключит эту возможность. До сих пор такие поставки осуществлялись без одобрения или неодобрения конгрессменов. Кроме того, у правительства США всегда остается возможность снабжать повстанцев оружием чужими руками – Турции, европейских государств, а также аравийских монархий.
Остается и Израиль, который 5 июля осуществил очередной акт агрессии против Сирии, обстреляв ракетами военные склады в районе Латтакии. Предполагается, что целью удара были 50 противокорабельных ракет «Яхонт», поставленных Дамаску Россией. Такой противник, как Израиль, обладая громадной военной мощью, и не обращая никакого внимания на нормы международного права, является для Сирии в настоящее время не менее опасным, чем оппозиционные силы, а также страны Запада.
******************
Тем не менее, очевидно, что за все два года сирийского конфликта положение для сирийского правительства как внутри страны, так и на международной арене, – наиболее благоприятно. Наряду с возможностью окончательно добить оппозиционные отряды у страны стало значительно меньше явных «проблем» в отношениях с другими государствами – прежде всего, с наиболее одиозными соседями и Западом. Возможно, именно сейчас наступил переломный этап, который позволит войскам Башара Асада одержать окончательную победу и установить в Сирии долгожданный мир.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий