Казалось бы, вывод американских войск из Ирака в конце 2011 года должен был способствовать постепенной консолидации иракского общества и нормализации внутриполитической ситуации в стране. Ведь был снят главный раздражитель для патриотически настроенных иракцев – почти восьмилетняя оккупация страны иностранными войсками. Американцы, в свою очередь, считали, что они оставляют страну с лояльным Западу премьер-министром Нури аль-Малики, который, по их мнению, мог бы и дальше эффективно управлять страной. Бывший посол США в Ираке Залмай Халилзад в свое время заявлял, что «…Малики является человеком, не зависящим от Ирана, позиционирующим себя как араб и националист, прежде всего».
Однако эти ожидания Вашингтона и самих иракцев не оправдались. Раскол иракцев по этно-конфессиональному признаку (арабы-шииты, арабы-сунниты и курды) преодолеть не удалось, более того, правительство аль-Малики своими действиями или бездействием лишь усугубило разногласия и противоречия между этими общинами, террористическая активность вооруженной оппозиции сохранилась, коррумпированность госаппарата стала еще выше, медленно решаются социально-экономические задачи и восстанавливаются инфраструктура, органы правопорядка, системы жизнеобеспечения (водоснабжение, электроэнергетика, жилой сектор и др). Деньги, поступающие от экспорта нефти, расходуются неэффективно и нерационально, часть госбюджета расхищается чиновниками, организованной преступностью, другая - идет на ничем не оправданные новые масштабные закупки вооружений и боевой техники за рубежом, в основном в США. В результате падает авторитет центральной власти, нарастает недовольство ею со стороны большинства населения страны, которое пока так и не ощутило каких-либо перемен к лучшему от восстановления уровня довоенных объемов добычи нефти. Поэтому можно суммировать, что причины нарастания протестных настроений в иракском обществе кроются в неспособности властей обеспечить безопасность проживания в стране своим гражданам и создать элементарные условия жизни для подавляющего большинства иракцев.
Как известно, прошедшие в марте 2010 года парламентские выборы в Ираке не дали возможности победившему с небольшим перевесом блоку «Аль-Иракийя» во главе с довольно авторитетным лидером Аядом Аллави сформировать новое правительство. Уступивший ему на выборах совсем немного блок Нури аль-Малики «Государство закона» также претендовал на право возглавить будущее правительство.
Чтобы преодолеть затянувшийся почти на год правительственный кризис, президент Иракского Курдистана Масуд Барзани выступил с инициативой предоставить возможность Нури аль-Малики сформировать новое правительство, но при этом предусматривалось пропорциональное представительство основных иракских общин и политических блоков в органах законодательной и исполнительной власти страны, для главы переходного правительства Ирака Аяда Аллави и шиита по вероисповеданию, вводился бы новый важный пост (председатель Национального совета по стратегической политике), курдам давались гарантии выполнения всех положений новой конституции страны, в том числе, о федеративном государственном устройстве Ирака и проведению мероприятий по пересмотру административных границ, так называемых, спорных территорий северных провинций и т.п. Эти договоренности с Нури аль-Малики были зафиксированы накануне его назначения на пост премьер-министра на второй срок в, так называемых, Эрбильских соглашениях. К сожалению, эти соглашения и большая часть обещаний Нури аль-Малики на сегодня остаются невыполненными. Аяд Аллави не получил никакого поста в новом правительстве и остался не у дел.
Руководство Иракского Курдистана предъявляет претензии федеральному правительству по широкому кругу вопросов, основными из которых являются: саботаж Багдада в выполнении статьи 140 конституции Ирака (судьба спорных территорий), волокита с принятием нового закона по нефти и газу, неясность статуса и недостаточное финансирование вооруженных формирований курдов «пешмерга» и т.п. При всей сложности взаимоотношений между Багдадом и Эрбилем, обе стороны конфликта пока стараются избегать каких-либо насильственных действий и пытаются достигнуть консенсуса в парламенте или за столом переговоров различного уровня. Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани неоднократно подчеркивал, что иракские курды намерены добиваться своих национальных прав конституционным путем.
Гораздо сложнее складываются отношения правительства с арабами-суннитами. В январе 2013 года около 20 тысяч протестующих суннитов вышли на улицы Самарры, города, расположенного к северу от Багдада, призывая к восстанию против правительства Ирака. Проповедник шейх Мухаммед Таха Талиб в своей пятничной молитве призвал правительство ответить на справедливые требования протестующих. Волна стихийных митингов и демонстраций арабов-суннитов охватила практически все иракские провинции с преимущественно суннитским населением и продолжается вот уже несколько месяцев. Демонстранты критикуют правительство за низкий уровень жизни в одной из самых богатых нефтяных стран в мире, требуют освободить политических заключенных, в первую очередь женщин. Чтобы как то разрядить обстановку, власти Ирака пошли на освобождение несколько сотен заключенных из числа арабов-суннитов, но в тюрьмах остались тысячи других. В целом, арабы-сунниты считают себя ущемленными в правах при новом режиме, многие из них лишены права занимать должности на государственной службе и в силовых структурах, часть по прежнему вынуждена скрываться за рубежом, опасаясь преследований по обвинениям в сотрудничестве с режимом Саддама Хусейна.
Стихийное протестное движение иракских арабов-суннитов против правительства Нури аль-Малики умело используют в своих интересах арабские монархии Персидского залива, где у власти находятся суннитские (салафитские) кланы. Наибольшую активность в Ираке проявляют Саудовская Аравия и Катар, которые по каналам спецслужб и через неправительственные организации оказывают финансовую, материальную и военную помощь различным группировкам иракской вооруженной оппозиции. При этом большая часть денег и оружия попадает в руки наиболее радикально настроенных группировок (ваххабиты, «Аль-Каида» и другие). Похоже на то, что саудиты и катарцы решили превратить Ирак в поле битвы между суннитами и шиитами, как это уже удалось им в соседней Сирии. Не исключено, что правящие салафитские династии Персидского залива поставили себе целью превратить весь регион в арену борьбы суннитов с шиитами и дать решающий бой, так ненавистному им, - шиитскому течению в исламе.
Вот несколько фактов, подтверждающих вмешательство Эр-Рияда и Дохи во внутрииракский конфликт. По сообщениям иракских СМИ, в районе Центрального Евфрата была арестована террористическая группа (около 250 исламистов-ваххабитов), связанная с главой саудовской разведки Б. бен Султаном и бывшим вице-президентом Ирака Т. аль-Хашими. Кроме организации терактов, ведения подрывной деятельности против иракских шиитов и разжигания межконфессиональной розни, в задачу группировки входила вербовка и подготовка террористов-смертников для проведения терактов в шиитских районах (Багдаде, Кербеле, Неджефе, Дивании). Особое внимание при этом уделялось террористическим атакам на шиитские святыни в Кербеле и Неджефе. На финансирование только этой группы выделялось ежегодно до 250 млн. долл. США.
В начале 2013 года иракские власти вынуждены были закрыть пограничный переход Требиль на ирако-иорданской границе. Основной целью временного закрытия этого КПП – основного пункта, через который в Ирак поступают промышленные товары и продовольствие, по мнению местных аналитиков, является решение центральных властей нанести экономический ущерб суннитскому клану Абу Риша, контролирующему район. Негласно этот клан получал с каждого большегрузного автомобиля 300 долл. США за право проезда через свою территорию. Шейх племени – Абу Риша считается одним из главных организаторов протестных акций в иракской провинции Анбар (сторонник режима С.Хусейна и партии Баас, поддерживает тесные связи со странами Персидского залива, особенно с Катаром).
20 марта 2013 года боевики суннитских «легионов смерти» отметили десятую годовщину вторжения войск США в Ирак новой серией терактов, в результате которых в шиитских районах Багдада погибли, по меньшей мере, 56 человек, более 200 иракцев получили ранения. Взрывные устройства были заложены в нескольких автомобилях, припаркованных в шиитских районах. Кроме того, террорист-смертник на грузовике протаранил полицейский участок к югу от Багдада. В МВД Ирака полагают, что организаторами терактов выступили боевики радикальной суннитской группировки "Исламский эмират Ирака", тесно связанной с "Аль-Каидой".
Таким образом, протестное движение иракских арабов-суннитов проходит на фоне все более активного вмешательства во внутренний конфликт со стороны внешних сил, прежде всего Саудовской Аравии и Катара, и сопровождается новыми масштабными террористическими актами, которые приводят к многочисленным жертвам среди правоохранительных органов и мирного населения.
Следует отметить, что Нури аль-Малики, исповедующий ислам шиитского толка, не пользуется безоговорочной поддержкой и авторитетом даже среди иракских шиитов. Наиболее радикальные шиитские движения, такие как, например, группировка Муктады ас-Садра, и некоторые авторитетные духовные лидеры критикуют центральное правительство за неспособность обеспечить безопасность граждан и защитить от терактов шиитские святыни в городах Кербела и Неджеф. Раздаются упреки в адрес аль-Малики и в проведении прозападной, проамериканской политики.
В последнее время отмечается тенденция к объединению всех иракских оппозиционных правительству аль-Малики парламентских и внепарламентских политических сил и группировок в единый оппозиционный фронт. Глава политического блока "Аль-Иракия" Аяд Аллави заявил, что «правительство аль-Малики не в состоянии вывести страну из экономического и политического кризиса» и призвал премьер-министра добровольно уйти в отставку, а затем провести в стране досрочные парламентские выборы. В знак протеста против политики Нури аль-Малики сунниты и шииты проводят совместные пятничные молитвы, где участвуют влиятельные суннитские и шиитские лидеры страны. Оппозицией рассматриваются все возможные варианты досрочного отстранения от власти главы правительства. Общая политическая ситуация в стране остается весьма сложной и неопределенной.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий