Возможная война в Западной Азии ("Analitica", Венесуэла)

30 августа 2012
A A A


Мы находимся на пороге крупномасштабного столкновения, которое по количеству участвующих стран и используемого оружия с полным основанием можно было бы назвать Третьей мировой войной или, по крайней мере, Великой войной в Западной Азии. Для начала должен признать, что все сравнения отчасти основаны на книге Пола Кеннеди (Paul Kennedy), озаглавленной «Взлет и падение крупных держав» (“Auge y caída de las grandes potencias”), которую я прочитал несколько лет тому назад. Разумеется, поскольку в мои намерения не входило написание учебника, то и текст - значительно короче. Однако перейдем к сути вопроса. Блоки, участвующие в конфликте В этом конфликте будут образованы два блока или группы союзных государств. С одной стороны, страны, входящие в Организацию Североатлантического договора (НАТО), а также их союзники в лице Израиля, Иордании и стран Совета сотрудничества Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Кувейт и Оман). К ним следует добавить, среди прочих, Ливию, Тунис и Марокко. Возможно также участие в той или иной форме Азербайджана и Грузии. Разумеется, у США и НАТО союзники есть повсюду в мире, так что в конфликт могут быть вовлечены страны, не имеющие никакого отношения к данному району мира. Эту группу стран мы назовем Имперским блоком. Другая группа стран начинает вырисовываться в связи с конфликтом в относительно небольшой стране, а именно – Сирии, который, тем не менее, угрожает вылиться в крупномасштабную войну. К ним, разумеется, относятся, сама Сирия, Иран и страны Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в который входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Армения, Таджикистан и Узбекистан, а также некоторые члены Шанхайской организации сотрудничества с Китаем во главе. Наверняка им будут оказывать политическую поддержку страны, находящиеся вне данного региона, - такие, как Венесуэла, Куба, Алжир и Северная Корея. При этом их реальное участие будет минимальным или нулевым. Эту группу стран мы назовем Блоком сопротивления. Этот термин применил несколько дней тому назад представитель правительства Ирана. Есть ряд близлежащих стран, которые наверняка примут участие в конфликте, поскольку у них имеются свои внутренние разногласия и неподконтрольные правительству военные формирования. В этой связи позиция национального правительства уже не будет играть решающей роли. Мы имеем в виду Ирак и Ливан, где в результате тлеющих конфликтов и затяжных войн власти страны не играют решающей роли в определении внешней политики. В Ираке, например, существует автономная область Курдистан, с каждым днем все более отдаляющаяся от Багдада и сближающаяся с Анкарой. В других районах свободно действуют отряды ополченцев, США и их союзники вроде «Аль-Каиды» (так указано в оригинале - прим.ред). Армия Ливана слаба и оснащена остатками устаревшего вооружения, которое ей бесплатно передают другие страны. Кроме того, в Ливане активно действуют такие движения и группировки как Хезболла, Джумблат, Катаэб, Харири и «Аль-Каида». Возможно, своим вмешательством в Сирию Имперский блок открыто преследует цель превратить эту страну во второй Ливан или Ирак, а то и расчленить ее на несколько частей, подчинив своим интересам, в первую очередь - Израиля. В Блоке сопротивления сформировались еще не все возможные союзы, некоторые из них возникнут в ходе вероятной войны, например, российско-иранский альянс. В Блоке сопротивления отсутствует такой орган, координирующий военные действия, как НАТО. Кроме того, он очень неоднороден по своим характеристикам (военным, политическим, государственным, экономическим религиозным и другим) в то время, как Имперский блок отличает большая однородность, в особенности - на уровне НАТО. Сравнение блоков Вследствие многочисленных изменений в геополитическом устройстве мира, изменения государственных границ и возникновения новых государств, данный анализ не всегда будет точен, так что в любом случае придется делать допущения. Итак, рассмотрим в первую очередь страны, играющие наиболее заметную роль в Имперском блоке: · США: на эту страну приходится более половины мировых военных расходов. По количеству и качеству своего оружия они превосходят все остальные страны. Они возглавляют НАТО, главный военный блок в мире. Однако, если посмотреть на него с точки зрения расходов, то он будет одним из самых затратных на планете. Поскольку НАТО ведет войны на удаленных территориях, то увеличиваются и расходы. Кроме того, вследствие завышенных цен внутри капиталистической системы, даже при высокой эффективности (все сделки совершаются с частными компаниями) доходность от каждого вложенного доллара - ниже, чем в других странах. Используемое ими оружие столь высокотехнологичное и дорогостоящее, что у него нет соперников в мире. Например, они используют самолет стоимостью в 500 миллионов долларов и сбрасывают бомбу стоимостью в 5 миллионов, чтобы поразить объект, который, возможно, не стоит больше 50 тысяч и расположен в стране, неспособной противостоять этим самолетам. Наверное, они смогли бы поразить эту цель и с помощью обычного артиллерийского снаряда. Таким образом, это преимущество сокращается, хотя и не разработано методики, позволяющей сопоставить эффективность военных расходов различных стран. С другой стороны, у США - самый большой бюджетный и торговый дефицит в мире. Их ВВП - тоже самый высокий среди всех прочих стран. Поскольку их валюта является основным платежным средством в мире, то постоянно существует риск, что однажды они решат прибегнуть к массовой эмиссии денежной массы, что вызовет всплеск инфляции во всем мире. Экономические атрибуты некоторых стран, например, Канады, Багамских островов, Панамы и других – те же, что и у США. Это дает им дополнительные возможности, которые, правда, трудно выразить в реальных цифрах. Они могут оказывать влияние на решения, принимаемые правительствами других стран, совершенно не принимая во внимание их национальные интересы. Это происходит почти со всеми их союзниками. Например, национальные интересы Греции, Италии и Испании - одни, но их правительства примут те решения, которые угодны США, даже если они противоречат их интересам. США – главный союзник Израиля, и вся их внешняя политика тем или иным образом связана с Тель-Авивом. Их союзнические отношения - столь тесные, что они уже находятся в зависимости друг от друга. В военном отношении они достигли высшей точки своего развития и обладают самым крупным ядерным арсеналом в мире, хотя в экономическом отношении уже не являются лидерами. · Великобритания: в прошлом, главная мировая империя, к настоящему времени утратила свои позиции. Пытается компенсировать это, стремясь быть главным союзником США на основе общности языка и истории. Это - все равно, как если бы кто-нибудь заявил: я - не самый сильный, но лучший друг самого сильного и его первый заместитель. У нее - тоже долговые проблемы, но она пока еще в состоянии себя финансировать. Лишь в союзе с другими странами она в состоянии вести военные действия против врагов средней силы. Великобритания уже давно утратила свое былое могущество, однако компенсировала его, став союзником США. В данном исследовании мы не рассматриваем ее ядерный потенциал. · Франция: объем внешнего долга у нее, по всей видимости, чуть меньше, чем у Великобритании, но она - ближе к району конфликта, вследствие чего ее возможное военное вмешательство будет более активным. Исторический союзник Турции. Хотя Франция никогда не воевала с США, ввиду языкового различия она не может рассчитывать на столь же тесные союзнические отношения с ними, как Великобритания. Франция выделяет немалые средства на военные нужды, значительную часть вооружения и военной техники она производит сама, причем с меньшими расходами, чем США. Как и Великобритания, вот уже несколько десятилетий прошло с тех пор, как Франция прошла высшую точку своего могущества. Хотя она и сохранила определенную независимость в выработке политического курса, однако, начиная с прихода к власти Николя Саркози и до наших дней, превратилась в придаток США. В данном исследовании мы не рассматриваем ее ядерный потенциал. · Турция: в этой вероятной войне Турция станет плацдармом и главным военным фактором конфликта. Она обладает второй по численности армией среди натовских стран после США и является самой чувствительной стороной альянса. После распада Оттоманской империи в 1918 году она никогда не была столь сильной в экономической, политической, военной и других областях. Наверняка многие турецкие политики желают восстановить Оттоманскую империю, а ближайшие соседи Турции с обеспокоенностью наблюдают за этими процессами. Турция сейчас - на подъеме, и, судя по всему, ее руководители считают, что накопили достаточный потенциал, который следует применить. По результатам этой войны станет ясно, растратили они его или разумно использовали. · Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты. С тех пор как тысячелетия назад стали вестись исторические летописи, эти государства не достигали таких высоких показателей буквально во всех областях жизни. Распространение ислама, начавшееся около 630 года нашей эры, в течение, по крайней мере, 25-ти лет исходило из Хейяза, который впоследствии вновь пришел в упадок и оказался на обочине мировой политики. Кроме того, Хейяз попал под контроль Наида, откуда родом династия Саудов. В саудовской столице, Эр Риаде, принимаются основные решения. Саудовская Аравия обладает в настоящее время огромными денежными запасами и является крупнейшим инвестором. Но в этом и заключается фактор риска: хотя члены правящей верхушки и являются владельцами, но не распоряжаются в полной мере своими богатствами, поскольку превратились в заложников тех стран, которые действительно ими обладают (вспомните разницу между задолженностью банку в размере 10 тысяч долларов и долгом в 10 миллионов долларов). По результатам этой войны станет ясно, растратили они свой потенциал или разумно его использовали, хотя ни при каких обстоятельствах они не смогут вернуть обратно то, что потратят. Они просто-напросто будут вынуждены выделить деньги на ведение этой войны, потому что могут потерять больше, если этого не сделают (вспомните эмбарго в отношении Ливии). Они принимают на себя наибольший риск, потому что при любом сценарии, если только это не будет абсолютная, быстрая и сокрушительная победа, в их странах может произойти смена режима и системы правления. Они станут главной ударной силой в случае войны с Ираном. · Оман: из стран членов Совета сотрудничества Персидского залива (ССПЗ) он, по всей видимости, будет в наименьшей степени вовлечен в эту войну. У него - меньше мощи, чем у остальных партнеров по ССПЗ. Оман даже присутствовал на заседании «истинных друзей Сирии», состоявшемся в Тегеране. Благодаря немалым запасам нефти, Оману удалось выйти из состояния упадка после поражения, нанесенного ему Великобританией и другими европейскими государствами в Индийском океане, под господством которых он находился в XIX веке. Он утратил свою былую мощь и величие. Мы специально отделили Оман от остальных четырех стран членов ССПЗ, поскольку он проявляет большую независимость в своей политике и имеет более славное прошлое, которого у других не было. Но в общих чертах он будет следовать в русле своих партнеров. · Иордания: искусственная страна, созданная после Первой мировой войны, чей монархический строй также искусственно поддерживался извне. Она не проводит собственной внешней политики и полностью зависит от США, Израиля и Великобритании, а в последние десятилетия – также и от ССПЗ (поскольку его королевская семья бежала из Хейяза, спасаясь от семьи Саудов). До последнего времени отношения между правителями Иордании и Саудовской Аравии характеризовались крайней враждебностью, несмотря на то, что у них - общие союзники. Иордания не обладает богатыми месторождениями полезных ископаемых, ее социальная структура - тоже достаточно хрупкая. Ее действия в политической и социальной областях никогда не носят законченного характера. Никто не может с точностью предсказать дальнейшее развитие событий в этой стране. Но она будет главным коридором в региональной войне вокруг Сирии, и если проиграет, то в итоге может быть присоединена к Дамаску. · Израиль: хотя этой стране и удалось избежать непосредственного участия в конфликтах, о которых идет речь в данной статье (Сирия, Иран), Тель-Авив стоит за всем, что происходит, и в этом - смысл его существования. Ариэль Шарон как-то сказал: «Внешнюю политику США осуществляем мы». И все американские политики соревнуются между собой, чтобы доказать, кто более беспрекословно подчиняется Израилю, а не кто является его большим другом. Таким образом, в случае крупномасштабной войны Израиль наверняка примет в ней участие. Попутно он постоянно выступает с угрозами в адрес Ирана (хотя и будет стараться, чтобы вместо него с ним воевали другие страны). С 1947 года Израиль официально находится в состоянии войны с Сирией. Слабой стороной Израиля является малая протяженность его территории и небольшая численность населения, однако, у него - самый мощный на Ближнем Востоке военный арсенал (по количеству и качеству), а также ядерное оружие. Кроме того, власти Тель-Авива могут рассчитывать на неограниченную помощь со стороны США. С помощью Вашингтона Израиль может оказывать влияние на все действия Имперского блока, даже если они направлены против национальных интересов входящих в него стран. Некоторые утверждают, что истинной столицей США, Великобритании, Франции и других стран является Тель-Авив, в связи с чем не надо обманываться его, на первый взгляд, небольшими размерами. В данном исследовании мы не рассматриваем его ядерный потенциал, но именно Израиль с наибольшей вероятностью пойдет на его применение. А теперь перейдем к анализу основных стран Блока сопротивления, хотя он официально не существует и не заявлял о себе как о таковом: ·
Симон Саба (Simón Saba)
Источник: ИНОСМИ

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.